• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекции, внеучебные активности и soft skills: как прошла Летняя многопрофильная школа Вышки

Лекции, внеучебные активности и soft skills: как прошла Летняя многопрофильная школа Вышки

© Высшая школа экономики

С 3 по 11 июля прошла Летняя многопрофильная школа НИУ ВШЭ по четырем профилям: география, физика, химия и информатика. Почти 100 ребят из разных регионов России очень продуктивно провели время, ведь очень интенсивная учеба совмещалась с активным отдыхом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда студентов Вышки.

Летняя многопрофильная школа (ЛМШ) — один из проектов Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ для тех, кто хочет не только интересно, но и полезно провести летние каникулы. Она традиционно совмещает в себе несколько спецпредметов, чтобы школьники могли не только углубить знания в интересующей их сфере, но и посмотреть, как другие науки могут им быть полезны. Такой микс позволяет выйти за рамки обычной учебной программы и вдохновить на поиск новых, нестандартных знаний и, возможно, найти свою будущую профессию.

Школа в таком формате проходит с 2013 года, однако последние два года она не проводилась в связи с эпидемиологической ситуацией. Поэтому этим летом организаторы с радостью пригласили провести 9 дней с Вышкой тех, кто интересуется географией, информатикой, физикой и химией.

Все участники прошли строгий отбор: собирали портфолио, писали мотивационные письма и выполняли конкурсные задания. Например, географам нужно было загрузить свою исследовательскую работу, а физики проводили лабораторные работы, в рамках которых они различными способами измеряли толщину иголки. По итогам конкурса в 2022 году в ЛМШ, которая проводилась на территории школы Центра педагогического мастерства, приехали 99 ребят от 13 до 17 лет из разных регионов России — от Якутска до Калининграда. Их знакомили с профильными предметными областями 32 преподавателя из Вышки и других вузов, они изучали основы программирования на Python, слушали про космос и геоинформационные технологии, определяли число Пи с помощью зубочисток и многое другое.

Игорь Свитанько
© Высшая школа экономики

Одна из самых запоминающихся лекций — «Теория запахов и молекулярный дизайн», ее провел Игорь Свитанько, профессор базовой кафедры органической химии Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН. Он уже однажды приезжал в ЛМШ и с радостью отмечает, что «дети не изменились». «На школу что в 2019-м, что в 2022-м приехали узнать что-то новое и проявить свою креативность в подходящем месте. Вышка им это подходящее место обеспечила, а Академия наук помогла. “Современная химия от тех, кто ее и творит” — девиз и факультета химии, и школы», — говорит он.

Всего за школу участники прослушали семь лекций. Некоторые из них специализировались на каком-либо профиле школы, некоторые показывали переплетение наук, которые объединила в себе ЛМШ. Благодаря этому у каждого была возможность найти что-то свое.

Глафира Авербах, участница ЛМШ, профиль «География»

Глафира Авербах, участница ЛМШ, профиль «География»

Мне очень понравилась лекция преподавателя, который окончил МГУ. Он рассказывал про то, как люди влияют на ландшафт. Игра «Метод Комо» также очень понравилась, я очень люблю настольные ролевые игры и живое действие. Запомнились ребята, так как от каждого можно узнать нечто новое и то, что удивляет. Достаточно много было знакомств, а преподаватели потрясают своими знаниями.

Глеб Таланцев, участник ЛМШ, профиль «Информатика»

Глеб Таланцев, участник ЛМШ, профиль «Информатика»

Запомнились люди, потому что все очень разносторонние. Было интересно общаться с участниками и вожатыми. Постоянное общение и движение дало заряд бодрости.

Порядок дня был насыщенный и многогранный: после зарядки и завтрака участники школы шли на общую лекцию, после которой расходились на занятия по своим основным профилям. Затем обед, отдых на внеучебных активностях — и снова учиться, только теперь школьники могли посетить факультатив по другому профилю или занятия по soft skills. В конце дня были ужин, вечерние мероприятия от вожатых и, конечно, свечка с отрядом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда из 10 студентов Вышки.

© Высшая школа экономики

Антон Березанский, студент 3-го курса факультета городского и регионального развития, когда-то сам был участником ЛМШ, а в этом году приехал в роли вожатого, и это сильно меняет восприятие мероприятия: «Когда ты участник, ты видишь в лучшем случае 20% работы вожатых. А так ЛМШ такая же классная, первые дни по возвращении домой без нее грустно». «Про ЛМШ я узнала через телеграм-канал Школы вожатых», — рассказывает Лиза Рудич, студентка факультета мировой экономики и мировой политики. — Школа вожатых — 2022 — это масштабный проект СПО «Вышка — детям», в котором я участвовала, в итоге выпустившись сертифицированным вожатым. В телеграм-канале до сих пор аккумулируются различные рабочие предложения для вожатых и полезная информация».

Вожатая Гузелия Садртдинова учится на 3-м курсе факультета химии, поэтому она как никто понимает интересы ребят, которые приехали на этот профиль: «В школу меня привел Влад Кряж: мы вместе работаем в лаборатории, и как-то он сказал, что ищут вожатых. Я подумала: почему бы не попробовать себя в чем-то новом, пока есть время? ЛМШ научила меня лучше понимать детей и их мотивацию к каким-либо поступкам, а также работать с людьми с разными взглядами».

© Высшая школа экономики

Гузелия также помогала команде ассистентов и преподавателей готовить вместе с участниками школы стендовые доклады. Это новшество школы этого года — проектный трек. Школьники могли придумать научную идею, наметить дальнейшие шаги для ее развития, чтобы впоследствии превратить в настоящий исследовательский проект. При этом некоторые участники из разных профилей образовали команды, чтобы объединить углубленные знания нескольких дисциплин и сделать что-то на стыке двух, а то и трех наук.

В конце школы кураторы профилей Владислав Кряж («Химия»), Алексей Лужнов («Физика»), Александр Бессмертный («Информатика») и Анна Коноваленко («География») записали участникам ЛШМ пожелания на будущее.

Елена Струкова, директор ЛМШ, начальник отдела содействия развитию и профессиональному самоопределению одаренных школьников Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ

Елена Струкова, директор ЛМШ, начальник отдела содействия развитию и профессиональному самоопределению одаренных школьников Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ

Мне понравилась эта школа тем, что она показала многогранность Вышки как университета. Мы увидели синергию четырех профилей школы, шести факультетов, представленных нашими вожатыми, и трех факультетов команды медиа сопровождения. Совместными усилиями мы создали много ярких и запоминающихся эмоций как у школьников, так и у команды организаторов.

Авторы статьи — команда медиасопровождения ЛМШ: Элина Аракелян (студентка школы иностранных языков), Алена Белякова (студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна), Ульяна Настасьина (студентка факультета гуманитарных наук), Татьяна Солдатова (ведущий аналитик Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ).

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.