• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?

25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

Это второе заседание этой комиссии Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), первое состоялось 14 декабря в Высшей школе экономики. Уже тогда был поставлен вопрос о так называемом «ядре» экономической теории. Какие дисциплины его составляют? В каком объеме их следует преподавать? Насколько преподавание должно быть математизировано? Теперь же представители трех вузов — Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), ВШЭ и Финансового университета при Правительстве РФ — рассказали коллегам о своих концепциях образовательных программ для бакалавриата.
 

Больше практики
 

Об опыте Финансового университета рассказала заведующая кафедрой микроэкономики Наталия Думная. Особенность бакалавриата в этом вузе — наличие нескольких профилей в рамках направления «Экономика»: финансы и кредит, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент.

Наталия Думная начала выступление с того, что предложила разделить российское экономическое образование на два сегмента: подготовка специалистов-практиков и подготовка будущих исследователей, преподавателей. Первый предполагает большую долю прикладных дисциплин, второй — акцент на изучение формальных математизированных моделей. В Финансовом университете традиционно реализуется первый подход, что предполагает несколько меньшую долю теоретических дисциплин — микро- и макроэкономики. Каждую из них студенты изучают в течение одного года, причем по учебникам, написанным своими коллективами авторов.

В последнее время в связи с изменениями учебных планов курсы по микро- и макроэкономике стали занимать несколько меньший объем академических часов, чем раньше. Чтобы не сокращать объем информации, акцент был сделан на самостоятельную работу: студенты решают дома задания с дисков (электронных тренажеров) и показывают преподавателям.

Кроме того, Наталия Думная рассказала о реализации компетентностного подхода, предусмотренного стандартами третьего поколения при подготовке экономистов. Разработать контрольно-измерительные материалы для проверки компетенций сложно, определить, какая дисциплина отвечает за формирование той или иной компетенции — проблематично, но все же удается. Наталия Думная представила комиссии свой опыт работы по выявлению составляющих компетенций на примере требований к результатам освоения студентами основных понятий дисциплины «Микроэкономика».

Опыт выявления компетенций и их оценки вызвал большой интерес участников заседания, хотя Наталия Думная на вопрос о том, как все-таки измерить компетенции количественными способами, ответила, что «это составляет большую проблему».
 

Два пути бакалавра
 

Опыт ВШЭ на заседании комиссии представил декан факультета экономики Олег Замулин, рассказавший о двух программах подготовки бакалавров: классической и инновационной (совместно с Российской экономической школой).

ВШЭ как национальный исследовательский университет реализует собственный образовательный стандарт по направлению «Экономика», уделяя особое внимание в бакалавриате дисциплинам экономического «ядра» — их «вес» составляет 73 кредита из 240. В «ядро» входят такие учебные курсы, как «Основы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика», «История экономических учений», «Статистика». Их изучение построено так, что каждая следующая дисциплина дополняет уже пройденную. Сначала студенты изучают «Основы экономики», где дается представление о предметной области экономической науки, ключевых проблемах и языке, затем «Микро-» и «Макроэкономику». После основных экономических курсов бакалавры приступают к изучению экономики России, где, как известно, многие экономические институты работают нестандартно, а после курса «Экономическая история» следует «История экономических учений».

Программа инновационного совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ предполагает максимум свободного выбора учебных курсов из широкого списка. Здесь тоже есть «ядро» — «Основы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика» и еще несколько дисциплин, но они все составляют только 40 кредитов. Причем в рамках курса «Основ экономики» бакалавры читают много научно-популярной литературы, рассуждают на общие темы — так они должны понять язык экономики и получить общее представление о ее задачах. Некоторые дисциплины, в «обычном» бакалавриате ВШЭ входящие в число обязательных (например, «Институциональная экономика»), здесь предлагаются в качестве курсов по выбору. При этом студенты бакалавриата имеют возможность изучить большое количество дисциплин вплоть до биологии и существенно расширить свою эрудицию.

В заключение Олег Замулин отметил несколько опасностей, с которыми сейчас сталкивается российское экономическое образование. Это излишняя математизированность и склонность преподавателей либо уходить в слишком высокие абстракции, либо, напротив, «преподавать практику без теоретического скелета». Кроме того, серьезной проблемой для программ подготовки бакалавров является поиск разумного баланса между обязательными курсами и дисциплинами по выбору.
 

Разумная конфигурация
 

Концепция подготовки бакалавров, представленная заместителем декана экономического факультета МГУ Михаилом Палтом, предполагает четкое следование федеральному стандарту. От разработки собственного стандарта для бакалавров экономики в МГУ было решено отказаться, хотя университет имел на это право.

Один из основных принципов подготовки бакалавров в МГУ — «мягкая специализация», предполагающая большое количество курсов по выбору. Выстроив из них разумную конфигурацию с помощью тьютора, студент может к концу четырехлетнего обучения сформировать себе определенную специализацию в рамках направления «Экономика». Правда, заместитель декана экономического факультета МГУ тут же отметил, что не всем, к сожалению, удается правильно воспользоваться предоставленными возможностями и собрать из «деталей конструктора» четкую специализацию.

Образование на экономическом факультете МГУ отличает особый подход к выпускной квалификационной работе. Здесь ее пишут не один год, а два. С темой студенты определяются уже в начале третьего курса. Кроме того, практику на производстве при желании можно заменить научной работой. Еще одна особенность — небольшое количество учебных курсов единовременно: студенты МГУ изучают не более 6 дисциплин за семестр и сдают не более 8 экзаменов.

«Ядро» включает ограниченный набор учебных курсов. Это традиционные «Микро-» и «Макроэкономика», «История экономических учений», «Математическая статистика», «Теория переходной экономики» и ряд других. Стоит отметить, что курс «Основы экономики» на экономическом факультете МГУ читают одновременно с «Микро-» и «Макро-». Уровень «математизации» экономики студенты в некоторых случаях могут выбрать сами. Курс «Микроэкономика» читается двумя кафедрами — политической экономии и математических методов анализа экономики. Первая предлагает небольшое использование математического языка, вторая — серьезное изучение сложных математических моделей.

В завершение семинара состоялась дискуссия, на которой, в частности, был поставлен вопрос, стоит ли включать эконометрику в «ядро» экономической теории. Проректор ВШЭ Сергей Рощин отметил, что российский рынок труда отличается от американского и за пределами узкого исследовательского сегмента знания по эконометрике на нем не востребованы, так что вопрос об эконометрике как части «ядра» пока остается открытым.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.