• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лето учебе не помеха

О летней школе ГУ-ВШЭ рассказывает ее лектор, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.

Лето — традиционно пора отпусков и каникул, когда и студенты, и взрослые настроены на отдых. Однако это относится далеко не ко всем. Некоторые настроены учиться даже в "мертвый" сезон, когда за окном жара и солнце. И это, конечно же, питомцы нашей Вышки.

О летней школе ГУ-ВШЭ рассказывает ее лектор, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.

Яна Михайловна, что представляет из себя эта летняя школа?

— Летняя школа представляет собой интенсивный курс обучения по теме "Анализ социально-экономического поведения населения на основе базы данных Российского мониторинга экономики и здоровья" и проводится для студентов 2—4 курсов ГУ-ВШЭ и его региональных филиалов. Время работы — с 2 по 6 июля этого года, то есть полная рабочая неделя по 4 пары в день. Половину времени работы летней школы мы потратили на теорию — изучение экономических концепций поведения домохозяйств и возможностей их эмпирической оценки, половину — на работу в компьютерном классе с массивами статистических данных.

Кто организатор летней школы?

— Организаторами являются кафедра экономической социологии и Лаборатория экономико-социологических исследований, проводящие это мероприятие в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ. Занятия проводились в новом компьютерном классе в здании на Покровке.

Кто учится в летней школе?

— Школа предназначена для студентов, интересующихся вопросами статистического анализа социально-экономических данных и желающих пройти обучение по этой программе. Мы считаем, что методология академического исследования, и особенно постановка гипотез на основе теории и их тестирования на основе адекватных эконометрических методов очень важны в числе приобретаемых за годы обучения приемов и навыков в деле становления студента как профессионала своего дела, поэтому и уделили этому вопросу такое внимание.

В учебе в летней школе приняли участие 22 студента — 5 из Москвы и 17 из филиалов Вышки. Я думаю, можно было бы проводить подобную летнюю школу и для более широкого круга людей, но мы не имеем права распространять имеющиеся у нас данные из базы Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ, RLMS), на основе которых и проводятся занятия, за пределами Вышки.

Какие задачи ставит перед собой эта школа?

— Основная задача школы — научить студентов практическому использованию методов многомерного статистического анализа, в первую очередь регрессионного, для реализации исследовательских проектов. Кроме того, это знакомство с возможностями базы данных РМЭЗ и обучение навыкам работы с ней.

Эта цель распадается на 2 задачи, которые стояли перед нами.

Первая: рассмотреть возможные подходы к экономическому поведению домохозяйств, для чего используется построение моделей поведения в таких сферах, как рождаемость, заключение и расторжение браков, труд, здоровье и т.д. Таким образом, у нас идет моделирование поведения хозяйств и формирование эмпирических моделей на основе статистических данных.

Вторая задача — научиться грамотно использовать базу данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Мы успели рассмотреть основные статистические методы, позволяющие исследовать связи как между параметрами поведения, так и находить группы людей, которые ведут себя по-разному. Эти методы позволяют проверить, реализуется ли на практике то, что предсказывает теория. Например, что действительно существует связь между уровнем образования и заработной платой человека.

Что это за мониторинг — РМЭЗ?

— Еще с 1994 года по этой программе в России ежегодно тщательно обследуются социологами одни и те же семьи по самому широкому спектру вопросов. Около четырех тысяч семей участвуют в программе ежегодно — это очень хорошая репрезентативная выборка, в ходе которой собираются самые подробные статистические данные и о семье в целом, и о каждом ее члене в отдельности.

Нужно отметить, что хотя это ежегодное социологическое обследование — РМЭЗ — проводится непрерывно уже 13 лет, однако в прошлом, 2006 году из-за нехватки финансирования возникла угроза невозможности проведения такого очередного мониторинга. Тогда ГУ-ВШЭ принял участие в финансировании прошлогоднего обследования в рамках RLMS. Мы также участвовали в некоторой модификации используемого социологического инструментария (опросных анкет), получив в итоге прошлогоднего опроса новые интересные результаты.

Благодаря софинансированию этого проекта, мы имеем возможность, по соглашению с организатором мониторинга — исследовательским центром "Демоскоп" — бесплатного использования в академических целях базы данных RLMS студентами и сотрудниками. Хотя эта база используется для проведения занятий по курсу "Социально-экономическое поведение домохозяйств" для студентов-социологов 4-го курса уже 8 лет, однако с недавних пор база данных стала платной, что создало бы существенные трудности для нас в будущем, однако теперь эта проблема решена. Многие наши студенты используют эти данные при написании курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций. Данные используются также и для исследований, служащих основой для защиты кандидатских диссертаций. Однако я думаю, что использование этой базы могло бы быть гораздо шире. Некоторой проблемой может быть и неумение студентов грамотно работать с этими данными, преобразовывать переменные, строить модели. Особенно сложно это, мы полагаем, для студентов филиалов. Это и стало важным побудительным мотивом для организации нашей летней школы.

Каковы результаты проведения летней школы?

— Считаю, для студентов школа безусловно полезна. Из разговоров со студентами я поняла, что для них эта учеба оказалась важной и нужной. Мы учились 5 дней по 8 академических часов ежедневно и могу сказать, что все это время ребята с интересом и вниманием следили за объяснениями, выполняли практические задания. Хотя у всех был разный уровень подготовки, разные знания, но в целом мне было приятно и комфортно работать с ребятами. Главное — это их заинтересованность, даже, если хотите, азарт — научиться что-то делать с данными самому. Очень важно, когда ты что-то делаешь, и это получается, это стимулирует продолжать работу, вести свои исследования. Мне кажется также, что это прекрасный пример, когда ребят не ждали в конце никакие проверки и экзамены, но все они с интересом и даже энтузиазмом трудились — не за оценку, а для себя, для своей будущей работы. Если хотите, это пример того, что можно вести занятия, воспринимая студентов не как "материал" для проставления оценки, а как своих младших коллег. В этом случае результат гораздо выше. Так что мои впечатления самые позитивные, как от отдачи от школы, так и от общения с ребятами. Думаю, проведение таких летних школ было бы хорошей традицией, если бы была возможность их финансирования — в этом году мы получили возможность оплатить иногородним участникам проезд, проживание и питание за счет Инновационной образовательной программы.

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.