• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лето учебе не помеха

О летней школе ГУ-ВШЭ рассказывает ее лектор, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.

Лето — традиционно пора отпусков и каникул, когда и студенты, и взрослые настроены на отдых. Однако это относится далеко не ко всем. Некоторые настроены учиться даже в "мертвый" сезон, когда за окном жара и солнце. И это, конечно же, питомцы нашей Вышки.

О летней школе ГУ-ВШЭ рассказывает ее лектор, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.

Яна Михайловна, что представляет из себя эта летняя школа?

— Летняя школа представляет собой интенсивный курс обучения по теме "Анализ социально-экономического поведения населения на основе базы данных Российского мониторинга экономики и здоровья" и проводится для студентов 2—4 курсов ГУ-ВШЭ и его региональных филиалов. Время работы — с 2 по 6 июля этого года, то есть полная рабочая неделя по 4 пары в день. Половину времени работы летней школы мы потратили на теорию — изучение экономических концепций поведения домохозяйств и возможностей их эмпирической оценки, половину — на работу в компьютерном классе с массивами статистических данных.

Кто организатор летней школы?

— Организаторами являются кафедра экономической социологии и Лаборатория экономико-социологических исследований, проводящие это мероприятие в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ. Занятия проводились в новом компьютерном классе в здании на Покровке.

Кто учится в летней школе?

— Школа предназначена для студентов, интересующихся вопросами статистического анализа социально-экономических данных и желающих пройти обучение по этой программе. Мы считаем, что методология академического исследования, и особенно постановка гипотез на основе теории и их тестирования на основе адекватных эконометрических методов очень важны в числе приобретаемых за годы обучения приемов и навыков в деле становления студента как профессионала своего дела, поэтому и уделили этому вопросу такое внимание.

В учебе в летней школе приняли участие 22 студента — 5 из Москвы и 17 из филиалов Вышки. Я думаю, можно было бы проводить подобную летнюю школу и для более широкого круга людей, но мы не имеем права распространять имеющиеся у нас данные из базы Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ, RLMS), на основе которых и проводятся занятия, за пределами Вышки.

Какие задачи ставит перед собой эта школа?

— Основная задача школы — научить студентов практическому использованию методов многомерного статистического анализа, в первую очередь регрессионного, для реализации исследовательских проектов. Кроме того, это знакомство с возможностями базы данных РМЭЗ и обучение навыкам работы с ней.

Эта цель распадается на 2 задачи, которые стояли перед нами.

Первая: рассмотреть возможные подходы к экономическому поведению домохозяйств, для чего используется построение моделей поведения в таких сферах, как рождаемость, заключение и расторжение браков, труд, здоровье и т.д. Таким образом, у нас идет моделирование поведения хозяйств и формирование эмпирических моделей на основе статистических данных.

Вторая задача — научиться грамотно использовать базу данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Мы успели рассмотреть основные статистические методы, позволяющие исследовать связи как между параметрами поведения, так и находить группы людей, которые ведут себя по-разному. Эти методы позволяют проверить, реализуется ли на практике то, что предсказывает теория. Например, что действительно существует связь между уровнем образования и заработной платой человека.

Что это за мониторинг — РМЭЗ?

— Еще с 1994 года по этой программе в России ежегодно тщательно обследуются социологами одни и те же семьи по самому широкому спектру вопросов. Около четырех тысяч семей участвуют в программе ежегодно — это очень хорошая репрезентативная выборка, в ходе которой собираются самые подробные статистические данные и о семье в целом, и о каждом ее члене в отдельности.

Нужно отметить, что хотя это ежегодное социологическое обследование — РМЭЗ — проводится непрерывно уже 13 лет, однако в прошлом, 2006 году из-за нехватки финансирования возникла угроза невозможности проведения такого очередного мониторинга. Тогда ГУ-ВШЭ принял участие в финансировании прошлогоднего обследования в рамках RLMS. Мы также участвовали в некоторой модификации используемого социологического инструментария (опросных анкет), получив в итоге прошлогоднего опроса новые интересные результаты.

Благодаря софинансированию этого проекта, мы имеем возможность, по соглашению с организатором мониторинга — исследовательским центром "Демоскоп" — бесплатного использования в академических целях базы данных RLMS студентами и сотрудниками. Хотя эта база используется для проведения занятий по курсу "Социально-экономическое поведение домохозяйств" для студентов-социологов 4-го курса уже 8 лет, однако с недавних пор база данных стала платной, что создало бы существенные трудности для нас в будущем, однако теперь эта проблема решена. Многие наши студенты используют эти данные при написании курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций. Данные используются также и для исследований, служащих основой для защиты кандидатских диссертаций. Однако я думаю, что использование этой базы могло бы быть гораздо шире. Некоторой проблемой может быть и неумение студентов грамотно работать с этими данными, преобразовывать переменные, строить модели. Особенно сложно это, мы полагаем, для студентов филиалов. Это и стало важным побудительным мотивом для организации нашей летней школы.

Каковы результаты проведения летней школы?

— Считаю, для студентов школа безусловно полезна. Из разговоров со студентами я поняла, что для них эта учеба оказалась важной и нужной. Мы учились 5 дней по 8 академических часов ежедневно и могу сказать, что все это время ребята с интересом и вниманием следили за объяснениями, выполняли практические задания. Хотя у всех был разный уровень подготовки, разные знания, но в целом мне было приятно и комфортно работать с ребятами. Главное — это их заинтересованность, даже, если хотите, азарт — научиться что-то делать с данными самому. Очень важно, когда ты что-то делаешь, и это получается, это стимулирует продолжать работу, вести свои исследования. Мне кажется также, что это прекрасный пример, когда ребят не ждали в конце никакие проверки и экзамены, но все они с интересом и даже энтузиазмом трудились — не за оценку, а для себя, для своей будущей работы. Если хотите, это пример того, что можно вести занятия, воспринимая студентов не как "материал" для проставления оценки, а как своих младших коллег. В этом случае результат гораздо выше. Так что мои впечатления самые позитивные, как от отдачи от школы, так и от общения с ребятами. Думаю, проведение таких летних школ было бы хорошей традицией, если бы была возможность их финансирования — в этом году мы получили возможность оплатить иногородним участникам проезд, проживание и питание за счет Инновационной образовательной программы.

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.