• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

© Высшая школа экономики

Понятие «антропоцен» в последние годы приобрело популярность как обозначение пространства дискуссий о воздействии человека на природу и формирование окружающей среды. Обсуждению этой проблематики была посвящена летняя школа «Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий». Организаторами выступили Антропошкола ТюмГУ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ ВШЭ при поддержке программы «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики.

Участники школы сфокусировали внимание на экологии и вопросах трансформации окружающей среды под воздействием человека. Школа проходила на озере Тургояк в Челябинской области — уральском регионе, который не только находится на границе Европы и Азии, но и известен как природными достопримечательностями и заповедными местами, так и концентрацией различных производств.

Ключевым принципом программы школы стала междисциплинарность, проявившаяся как в подборе лекторов, так и в формировании состава участников. Среди них оказались студенты различных направлений — историки, культурологи, географы, архитекторы, социологи. В своих выступлениях приглашенные эксперты наметили перспективы изучения экологической проблематики применительно к истории и современности. Лекции научных сотрудников Лаборатории экологической и технологической истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александры Бекасовой и Маргариты Дадыкиной обозначили аспекты современного состояния этого поля исследований, которое сегодня объединяет достижения истории технологий, истории транспорта, туристических исследований, городской истории, включает в себя изучение как реальных, так и воображаемых ландшафтов. Специальное внимание было уделено практике изучения периферийных пространств. Выступления директора ИГИТИ Бориса Степанова и ведущего научного сотрудника института Романа Абрамова оказались посвящены обсуждению краеведения как типа знания о периферии и его культурной роли в прошлом и настоящем. Директор екатеринбургской Школы арктического дизайна Светлана Кравчук рассказала об усилиях дизайнеров по изучению самодеятельного технического творчества жителей отдаленных регионов.

Однако основной акцент в работе школы делался на активности слушателей. Научный проект каждого из них стал предметом внимательного обсуждения, в котором студенты и преподаватели принимали активное участие. Исследовательская работа развернулась и в рамках школы. Были организованы две экскурсии: на первой участники знакомились с ландшафтами национального парка «Таганай», во время второй изучали город Карабаш, который до недавнего времени считался одним из самых загрязненных мест на планете. Экскурсии предварялись лекциями научной сотрудницы Антропошколы Рамины Абиловой о фотографии как исследовательском инструменте и научной сотрудницы Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Натальи Юркевич об экологических проблемах города Карабаш. По итогам полевых исследований слушатели готовили фотоэссе, затрагивавшие различные грани взаимодействия человека и природы.

Летняя школа позволила участникам не только обсудить свои проекты в широкой перспективе экологических наук, но и непосредственно познакомиться с этой проблематикой, открывая для себя новые пространства глубинной России.

Герман Минзафаров, магистерская программа «Геоинформационное картографирование» Института наук о земле, СПбГУ, 2-й курс

«На летнюю школу я отправлялся с определенной долей скепсиса, имея опыт нахождения с большим количеством гуманитариев в закрытом пространстве в течение продолжительного времени (спасибо археологическим раскопкам). Но встретил исключительную доброжелательность, уважительное отношение, заботу организаторов и участников.

Сложно представить более подходящее место для проведения летней школы по environmental humanities, чем Челябинская область. Здесь можно увидеть природу дикую и освоенную человеком, территории экологически чистые и безнаказанно загрязненные, заброшенные здания и благоустроенные парки. Этим пространствам удалось объединить вокруг себя столько разношерстных исследователей, и думаю, что это обогатило их будущие проекты.

Лично мне участие в школе дало большое количество приятных знакомств, несколько предложений начать совместные проекты в будущем и возможность сменить сферу научных интересов. Эта летняя школа — пример того, как действительно должна проходить коммуникация и трансфер знаний в академическом сообществе, за что мне хотелось бы благодарить ее участников и организаторов».

Роман Гильминтинов, старший научный сотрудник Антропошколы ТюмГУ, докторант Университета Дьюка (Duke University)

«Школа показала, что environmental humanities становятся точкой для новой сборки целого спектра тем и проблематик. Исследования мобильности и город, промышленное загрязнение и экстрактивизм, имперские пространства и роль науки в модерном обществе — эти привычные темы звучали на школе совсем не так, как мы привыкли о них говорить. Пожалуй, наиболее интересным для меня стала идентичность темы лесных пожаров в работах двух участниц школы из очень разных дисциплин — истории и геохимии. Разные методы, разная хронология, разные выводы. Однако обе стороны были вынуждены искать общие основания, вырабатывать язык, понятный всем участницам и участникам дискуссии».

Дарья Хохлова, бакалаврская программа «Философия» НИУ ВШЭ, 4-й курс

«Меня вдохновило наше обсуждение, как один и тот же предмет исследования можно сделать “объектом” для разных дисциплин и исследовательских оптик. Такое обсуждение полезно для понимания, как можно строить дизайн исследований.

Поразительное воздействие на меня оказал Карабаш. Сначала мы послушали лекцию в академическом формате про экологию и химические процессы, а потом вышли в поле и увидели это своими глазами. Мы с Анной Ерошенко говорили с местными жителями, и оказалось, что все эти перспективы нельзя однозначно собрать в какую-то единую картину — “объект” рассыпается и не дает себя сконструировать “объективно”. Мне кажется, было бы продуктивно продолжать такой формат: сначала смотреть на экологическую проблему отстраненно, а потом своими глазами. Это помогает лучше разбираться, как это обстоит на месте, и находить творческие способы примирить разные перспективы».

Святослав Костенко, бакалаврская программа «Культурология» НИУ ВШЭ, 4-й курс

«Было интересно послушать и обсудить работы коллег, найти потенциальные точки для дальнейшего сотрудничества. Отдельную пользу для меня принесло обсуждение моей работы, когда и была сформулирована проблема, над частным случаем которой я планирую работать в дипломной работе. Такое не может не радовать!»

Элина Кочерещенко, магистерская программа «История современного мира» НИУ ВШЭ, 2-й курс

«Самое запоминающееся — это поездка на Карабашский медеплавильный завод и атмосфера, которая образовалась вокруг него. У меня возникла ассоциация с чернобыльской катастрофой, где рука человека стала причиной возникновения аварии. “Карабашская рука” скорее растянута во времени: завод видел времена и Российской империи, и СССР, и тяжелые 1990-е. В итоге он выстоял, а природа — нет. Возле завода образовалось марсовое поле, где промышленные хвосты буквально впитались в некогда живую почву. Тем временем жизнь на предприятии бьет ключом: по территории передвигаются фуры, а густая серая пыль окутывает рабочие цеха».

Вам также может быть интересно:

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» недавно состоялась 7-я Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) от Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Программа была организована при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися ВШЭ и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

На ФКН прошла первая летняя школа по предпринимательству

В конце августа на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ Центром практик, проектной работы и предпринимательства при поддержке Бизнес-инкубатора Вышки была организована первая летняя школа по предпринимательству. Ее участниками стали более 40 студентов и аспирантов ФКН и других факультетов Высшей школы экономики. Школа призвана развить предпринимательский талант учащихся и познакомить их с навыками упаковки идей и продуктов.

На ФКН НИУ ВШЭ прошла третья школа по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 23 по 25 августа провели школу по машинному обучению в биоинформатике. Проект, два предыдущих года проходивший онлайн, был впервые реализован в очном формате. За три дня более 120 участников прослушали лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

Завершилась летняя школа по компьютерным наукам ФКН ВШЭ

В июле факультет компьютерных наук Вышки провел восьмую летнюю школу по компьютерным наукам. Ее основная цель — подготовка участников к Всероссийской олимпиаде школьников по информатике и другим перечневым олимпиадам. Мероприятие было организовано на базе Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (г. Липецк) при поддержке Липецкого института развития образования. Чтобы принять участие, 95 учеников 8-10 классов из 30 городов России прошли два этапа отбора, решая задачи на платформе Codeforces. Среди других требований — владение языком программирования C++ и умение реализовывать базовые алгоритмы.

Гостеприимный Узбекистан: студенты Вышки побывали на Международной летней школе в Ташкенте

Учащиеся НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе «Узбекистан — страна толерантности». Мероприятие состоялось в июле в Ташкенте в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУз), вузе-партнере Высшей школы экономики. Студенты Вышки поделились впечатлениями о местных красотах и восточной отзывчивости.

«Я понял, что магистратура — не продолжение бакалавриата. Это начало аспирантуры!»

В МИЭМ НИУ ВШЭ прошла четвертая летняя школа «Суперкомпьютерное моделирование и системы управления в инженерии». Ее участники смогли ознакомиться с тематикой и принципами обучения в магистратуре «Системный анализ и математические технологии».

Лекции, внеучебные активности и soft skills: как прошла Летняя многопрофильная школа Вышки

С 3 по 11 июля прошла Летняя многопрофильная школа НИУ ВШЭ по четырем профилям: география, физика, химия и информатика. Почти 100 ребят из разных регионов России очень продуктивно провели время, ведь очень интенсивная учеба совмещалась с активным отдыхом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда студентов Вышки.

В МИЭМ прошла летняя школа «Электроника, фотоника и интернет вещей»

В течение трех дней ее участникам были представлены главные предметные области магистерских программ департамента электронной инженерии НИУ ВШЭ. Всего в работе летней школы приняли участие около трех десятков студентов и выпускников бакалавриата из разных вузов страны. В числе докладчиков школы были как ведущие преподаватели МИЭМ, так и приглашенные сотрудники профильных российских компаний. Они рассказали о перспективных направлениях развития электроники, фотоники, квантовых технологий и интернета вещей (IoT).

«Если не научитесь применять ИИ в работе сейчас, вы потеряете ее в течение пяти лет»

До 21 июля летняя школа ВШЭ «Коммуникации, основанные на данных» проводит онлайн-встречи с приглашенными экспертами. В рамках этого проекта состоялся вебинар «Зачем в маркетинге искусственный интеллект?». Его спикерами выступили Роман Нестер, профессор департамента интегрированных коммуникаций ФКМД НИУ ВШЭ, и Михаил Степнов, руководитель R&D-направления платформы «МТС Маркетолог».

На ФКН ВШЭ прошла вторая школа по финансовым технологиям

На факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась вторая школа по финансовым технологиям, организованная совместной магистерской программой НИУ ВШЭ и Сбера «Финансовые технологии и анализ данных». В этом году школа проводилась в очном формате в Центре культур НИУ ВШЭ и в аудиториях кампуса на Покровском бульваре. За пять дней работы школы почти 300 человек смогли познакомиться с разными областями финтеха.