• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»

Председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин и ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов

Председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин и ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов
Высшая школа экономики

В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.

Ректор ВШЭ Никита Анисимов приветствовал участников круглого стола, открывающего работу исторического симпозиума, посвященного изучению петровской эпохи в истории России. Он подчеркнул важность сотрудничества историков университета с РИО и продолжения совместных проектов. Среди новых совместных инициатив — развитие олимпиадного движения школьников и широкая исследовательская работа.

«Мы планируем организовать серьезное исследование профессиональных траекторий выпускников исторических направлений в региональных вузах. Важно понять, на каких позициях востребованы такие специалисты, где их не хватает», — сказал Никита Анисимов.

Университет также собирается принять участие в создании и наполнении Национальной электронной библиотечной системы по истории, совместно развивать адресованный широкой аудитории просветительский проект РИО «Цифровое Средневековье». Никита Анисимов полагает, что портал станет качественным инструментом формирования исторической грамотности молодежи. «Надеюсь, что мы сможем реализовать все задуманное. Не сомневаюсь, что сегодняшняя встреча станет первым шагом на пути к этому», — подытожил ректор ВШЭ.

Председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин отметил, что сегодня высшее историческое образование переживает глубокие изменения. На прошлой неделе в Тобольске при поддержке РИО и Минобрнауки России состоялся первый Национальный форум преподавателей истории. На этом форуме началось профессиональное и общественное обсуждение Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки.

Этот документ разрабатывался Институтом истории РАН, его содержание определяет минимум исторических знаний, которыми должны владеть все студенты, получающие высшее образование в нашей стране. «Считаю, что данный курс должен научить студентов видеть исторические закономерности, российских студентов — ощущать свою сопричастность к великой тысячелетней истории нашей страны, а иностранных студентов — лучше понимать Россию», — подчеркнул Сергей Нарышкин.

Председатель РИО рассчитывает, что опыт ВШЭ позволит внести вклад в развитие концепции с методологической точки зрения и уточнить ее содержание.

Сергей Нарышкин уверен, что профессиональный историк — это универсальный аналитик, получивший навык работы с источниками, который может работать не только в школе, вузе или архиве, но и в органах государственной власти и других сферах.

Он назвал важным участие ВШЭ в реализации образовательных программ двух дипломов по истории в партнерстве с региональными вузами, реализации проектов в области «цифровой истории» и наполнения Национальной электронной библиотечной системы по истории для вузов, созданной издательством «Наука» под эгидой РИО.

Директор Центра истории России Нового времени факультета гуманитарных наук ВШЭ Игорь Федюкин отметил, что школа исторических наук университета активно занимается петровской тематикой, подготовлено издание второго и третьего томов законодательных актов Петра Великого. Это продолжение работы ученых, совершивших научный подвиг: работа над первым томом, изданным в 1945 году, шла во время блокады Ленинграда.

Игорь Федюкин подчеркнул, что симпозиум позволил собрать ведущих российских специалистов. Обмен мнениями, полагает он, позволит понять качество нынешнего осмысления петровской эпохи. По его мнению, сейчас накоплено достаточно информации для изучения государства и войн петровского периода, но недостаточно данных по социальной истории, ученые ВШЭ продолжат исследования в этой сфере. Он рассказал, что НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» активно работает над проектом «Герольдия» по созданию базы данных дворянских детей, которая содержит сведения от петровской эпохи до 1762 года. Работа над ним показывает, насколько плотно и глубоко государство учитывало и описывало служилое сословие. «Это перепись и обследование элиты XVIII века, приближающиеся к современным стандартам социологических исследований», — сказал эксперт ВШЭ.

Директор Санкт-Петербургского института истории РАН Алексей Сиренов подчеркнул важность проекта «Цифровой Пётр», возникшего по инициативе РИО и реализуемого в сотрудничестве со Сбером. По его словам, историки осторожно оценивали возможность его реализации из-за неразборчивости почерка Петра I. Однако выяснилось, что машина может читать написанное царем и дает высокую долю правильного прочтения.

По его мнению, важно продолжать проект и профессионально обсуждать его развитие. «Возможность машинного чтения документов даст прекрасный инструмент для исторических исследований не только для профессионалов, но и для любителей, это важная часть процесса цифровизации. “Цифровой Пётр” — первый шаг, нам важно двигаться дальше», — подытожил Алексей Сиренов.

Аспирант школы исторических наук ВШЭ Мария Аксенова назвала проект «Цифровой Пётр» отражением тенденции цифровизации гуманитарных знаний. Она рассказала, что участники проекта — магистранты и аспиранты — отбирали документы, включали в область чтения зачеркнутые буквы и предложения, после этого создавались цифровые копии, которые затем преобразовывались в машиночитаемый текст. Разработанная модель, считает Мария Аксенова, может распознавать текст и на ином почерке. Она назвала проект отправной точкой для использования искусственного интеллекта в гуманитарных исследованиях.

Председатель правления РИО Константин Могилевский отметил, что историки находятся на пороге революции в изучении рукописных документов XVII и XVIII веков. Возможность машинного чтения массовых источников создает новые возможности для ученых. Это перекликается с исполнением поручения президента по оцифровке российских архивов, в которой РИО участвует совместно с Минцифры и Росархивом.

«Становится очевидным, что нужно восполнять нормативные пробелы. У нас в законодательстве отсутствует понятие оцифровки архивных документов. Мы все ей занимаемся, но имеем в виду разные вещи. Кто-то продолжает воспринимать оцифровку как простое сканирование, кто-то рассматривает сканирование как один из этапов оцифровки и предполагает дальнейшую обработку текста машинным способом», — сказал он. 

Константин Могилевский сообщил, что планируется начать подготовку законопроекта, вводящего понятие оцифровки. К выработке его формулировок будут привлечены и эксперты ВШЭ.

Руководитель школы исторических наук ВШЭ профессор Александр Каменский акцентировал внимание участников на словах Сергея Нарышкина об универсальности исторических знаний: «Я доказываю, что, если выпускник исторического факультета работает в органах государственной власти и в иных сферах, он работает по специальности».

Он подчеркнул, что участие РИО в работе над контрольными цифрами приема важна, поскольку в последние десятилетия число студентов, обучавшихся по историческим специальностям, снижалось. 

Декан факультета гуманитарных наук ВШЭ Феликс Ажимов подчеркнул важность работы исторических факультетов и кафедр для региона, страны и самих университетов. Он отметил, что историки в переходный период успешно переквалифицировались в политологов и философов и даже социологов: «У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль».

По его мнению, важно определить контрольные цифры приема, важно соблюдать баланс между интересами регионов и университетов, который позволит развивать высшее образование.

В работе круглого стола также приняли участие заведующая Лабораторией региональной истории России ВШЭ профессор Екатерина Болтунова, заместитель руководителя школы исторических наук ВШЭ Галина Бабкова, доцент школы исторических наук Алексей Муравьев и студент образовательной программы «История» ФГН ВШЭ Антон Юхневский.

В завершение круглого стола Никита Анисимов поблагодарил участников за содержательные выступления. «Хочу поблагодарить нашу команду историков за то, что вы делаете большое дело для страны и университета. Историк — это человек, который, зная прошлое, смотрит в будущее», — сказал ректор ВШЭ. 

Сергей Нарышкин выразил признательность ВШЭ за организацию круглого стола и симпозиума по петровской эпохе. «Повышение качества исторического образования влияет на наше самосознание. Университет выполняет важную и ответственную работу», — сказал председатель РИО.

Вам также может быть интересно:

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Фронтовые письма XX века

Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000).