• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Хотим помочь школьникам войти в прекрасный мир проектов и исследований»

В НИУ ВШЭ стартовала менторская программа Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Старшеклассники, которым требуется поддержка при подготовке конкурсной работы, с сегодняшнего дня могут обратиться за помощью к студентам-менторам по общим вопросам и по шести конкурсным направлениям. Также с 25 октября можно посещать онлайн-уроки. И консультации, и уроки менторы проводят бесплатно.

Менторская поддержка в рамках конкурса «Высший пилотаж» осуществляется уже третий год. Ее оказывают студенты НИУ ВШЭ с позитивным опытом проектной и исследовательской работы, а также участия в конференциях и конкурсах. Некоторые из них — дипломанты «Высшего пилотажа» предыдущих лет.

Менторы проводят для школьников консультации, отвечая на вопросы по самым разным темам, будь то поиск вдохновения или соблюдение дедлайнов. Еще одна форма взаимодействия — онлайн-уроки, посвященные в том числе командной работе, грамотному планированию, написанию введения, методам исследования, составлению библиографии и другим темам. Ментор — это помощник, но не соавтор: не стоит обращаться к нему с просьбой, например, вычитать или переписать работу.

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Конкурс состоит из двух этапов — отборочного и заключительного. В рамках отборочного этапа конкурсант может выбрать либо дистанционный, либо очный региональный трек. Дипломанты смогут получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения — от 2 до 10 к сумме баллов ЕГЭ в зависимости от направления конкурса и образовательной программы. Работы принимаются до 27 января 2023 года.

В этом году спектр менторской поддержки участников конкурса будет расширен. Если раньше можно было получить консультацию по общим вопросам и по трем конкурсным направлениям — право, психология и филология, то теперь число направлений увеличилось до шести. Новые направления: филология, культурология и лингвистика. Работу менторов по направлениям курируют председатели экспертных комиссий.

При подготовке к конкурсу будут задействованы 26 менторов, представляющих различные образовательные программы НИУ ВШЭ. Из них 7 человек учатся на факультете социальных наук, 8 человек участвуют в проекте второй год подряд, 3 человека — Александра Новикова, Михаил Волков, Елизавета Портянко — третий год подряд, и они также координируют работу команды менторов.

Все менторы прошли обучение, посвященное особенностям оказания поддержки старшеклассникам и взаимодействию с ними. Мастер-классы для ребят провели Елена Зеленина — координатор по проектной деятельности, школа «Летово», Ольга Абрамова — старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ, Людмила Новиченкова — коуч, консультант исследовательской компании Ipsos в России.

Расписание онлайн-уроков опубликовано на странице «Менторы конкурса». Они будут проходить каждую неделю по вторникам и четвергам в 14:30 по московскому времени. Первый онлайн-урок на тему «Опыт участия в “Высшем пилотаже”: путь победителя по направлению “Международные отношения”» проведет 25 октября ментор по общим вопросам, студент ОП «Международные отношения» Евгений Лимонов.

На странице «Менторы конкурса» можно получить и другую важную информацию о менторском сопровождении. Подключайтесь к онлайн-урокам и записывайтесь на консультации! Пусть подготовка принесет много позитивных эмоций от общения со студентами НИУ ВШЭ.

Елизавета Портянко, ментор по общим вопросам, студентка 4-го курса ОП «Филология»

«Если вы боитесь начать исследование, обратитесь к ментору. Если вам нужна помощь в подборе литературы, также пишите ментору. Если вдохновение покинуло вас, ментор всегда придет на помощь. Наша команда открыта любым вопросам и сообщениям, даже если вы просто скажете, что не знаете, с чего начать. Мы хотим помочь школьникам войти в прекрасный мир проектов и исследований максимально легко, без страха и с горящими глазами».

Ольга Анасьева, ментор по философии, студентка 4-го курса ОП «Философия»

«Имея за плечами достаточно большой опыт философских исследований, я с радостью поделюсь с участниками конкурса тем, что умею сама. Вы всегда можете рассчитывать на мою поддержку как словом, так и делом. Обязательно постараюсь помочь реализовать задумки в наиболее креативном и соответствующем требованиям конкурса ключе».

На вопрос анкеты, как можно улучшить взаимодействие с менторами по итогам конкурса «Высший пилотаж», школьники, в частности, отвечали:

— Никак. Лучший ментор! Давал быстрые и содержательные ответы на вопросы. Огромное спасибо! (Софья)

— Все прекрасно, Далия Домрачева — потрясающий ментор по филологии, быстро реагировала на вопросы и в целом помогла. (Дарья)

— Со мной работали два ментора — по праву и филологии. С одним я общалась по почте, со вторым в Telegram. Считаю, что взаимодействие поставлено отлично. (Камилла)

Вам также может быть интересно:

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

«Этот конкурс — кладезь опыта»: до окончания приема работ на «Высший пилотаж» осталась неделя

Ученики 8–11-х классов могут представить на конкурс «Высший пилотаж» свои проекты и исследования, в том числе выполненные в рамках школьной программы. Пройти регистрацию и загрузить работу в личный кабинет необходимо до 23:59 25 января. Результаты отборочного этапа будут опубликованы не позднее 8 февраля по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum», не позднее 11 марта — по остальным 24 направлениям. Авторы лучших работ получат приглашение на заключительный этап.

«Высший пилотаж» в регионах: «Конкурс может стать системообразующим элементом программы развития школы»

С 21 ноября по 21 января 2023/24 учебного года в 34 городах России проходят региональные конкурсы исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж». Помимо возможности участия в заключительном этапе конкурса, который состоится в НИУ ВШЭ в апреле 2024 года, их победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Вышку. Рассказываем, как проходят региональные конкурсы в Московской, Пензенской и Новосибирской областях, чем они полезны для детей, педагогов и образовательных организаций.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.