• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пространство для выражения своих мыслей»: состоялся финал III Всероссийского чемпионата сочинений

В олимпиаде приняли участие более 3 тысяч учеников 8–11-х классов из разных регионов России. Они собрались на 29 площадках вузов-партнеров от Якутска до Калининграда, в том числе в четырех кампусах НИУ ВШЭ, и написали сочинения на темы, связанные с экономикой, психологией, медиа, IT, медициной, спортом и другими направлениями. Победители и призеры получат дополнительные баллы за индивидуальные достижения. Победители также поедут на суперфинал, где определится топ-30 участников, которые получат право на обучение в Высшей школе экономики за счет университета.

Идея проведения Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» возникла два года назад. Организаторы исходили из того, что школьное сочинение в том виде, в каком его привыкли писать, часто делается по шаблону и специальным заготовкам. На олимпиаде ребятам предлагается написать сочинение не по литературе и не по школьной программе, а по теме, связанной с их будущей профессией или интересом, изложить авторский взгляд на ту или иную проблему, избегая шаблонов и клише.

Чемпионат сочинений включен в программу Десятилетия науки и технологий и проходит при поддержке Минобрнауки России, Российской академии наук и платформы «Россия — страна возможностей». Его партнерами также являются 16 российских вузов. Осенью этого года стартовал третий сезон олимпиады. Отборочный этап представлял собой мультимедийный онлайн-тест на функциональную грамотность, в финале нужно было написать сочинение по одному из 15 направлений, выбранному участником заранее.

Егор Столяров из Москвы, 11-классник Новой гуманитарной школы, выбрал направление «Экономика и бизнес». Готовился к состязаниям под руководством школьного учителя-словесника: писал пробные тексты по заданиям прошлых лет. Был приятно удивлен, что, в отличие от многих других олимпиад, писать работу нужно не на бумаге, а на компьютере – так проще редактировать, да и «сейчас от руки не пишет никто».

Егор Столяров
© Высшая школа экономики

Задание, которое выбрал Егор, заключалось в том, чтобы написать статью от имени человека, жившего в ту или иную историческую эпоху, об экономической теории, закономерности или явлении, появившемся в другую эпоху, — например, о криптовалюте во времена Петра I. Егор обратился к книге американских экономистов Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные», взял их тезис о том, что причиной отставания многих стран Африки и Латинской Америки является их колониальное прошлое, и проанализировал его с позиций эпохи колониализма.

По мнению Егора, умение четко формулировать свои мысли в письменной форме — важный навык для экономиста, и его хотелось бы по возможности развивать. «Популяризация науки — это всегда хорошо, если это не приводит к искажению фактов», — считает он. Егор собирается поступать в Вышку — на факультет экономических наук, Совместную программу по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, — и надеется, что в этом помогут дополнительные баллы за Всероссийский чемпионат сочинений, если же, конечно, удастся их набрать.

Екатерина Мингазова, 11-классница московской школы в Некрасовке, учится в медиаклассе. Об олимпиаде узнала из рассылки Высшей школы экономики, выбрала направление «Медиа и журналистика». В университете она уже была в прошлом году на экскурсии, здесь ей понравилось, и факультет креативных индустрий стал одним из вариантов для поступления.

Екатерина Мингазова
© Высшая школа экономики

Екатерина отмечает, что уже на этапе регистрации на финал организаторы сумели поднять настроение участникам. «Как только мы пришли, каждый получил подарки, в том числе блокнот, ручку и шоколадку, — рассказывает она. — Потом нас привели в аудитории, мы сели за компьютеры и выбрали задание. Я писала о том, как организовать журналистский колледж в нестоличном городе: каких педагогов пригласить, как учить студентов, куда направлять их на практику и так далее. Предложила, например, приглашать преподавателей не только из этого города, но также из других городов и стран и увеличить время на практику».

По мнению Екатерины, «Своими словами» — не обычная олимпиада; в отличие от ЕГЭ и выпускного сочинения, здесь нет жестких рамок, можно пользоваться любыми ресурсами. «Очень классно, что Вышка проводит такое состязание, ведь обычно университеты предпочитают традиционные форматы, а нововведения всегда приветствуются молодым поколением», — добавляет она.

Мария Кирилина учится в 10-м классе Марьинской школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы, хочет поступить в Академию ФСБ и стать следователем. Интересы девушки многогранны: она любит литературу и психологию, участвует в различных олимпиадах и конкурсах (например, недавно в составе команды участвовала во Всероссийском кейс-чемпионате школьников по экономике и предпринимательству), занимается волонтерством, а также учится на оператора беспилотника.

Мария Кирилина
© Высшая школа экономики

На Всероссийском чемпионате сочинений Мария выбрала направление «Психология», ведь «умение анализировать подозреваемого, преступника, да и любого другого человека следователю необходимо». Сочинение нужно было посвятить гипотезе, которая не является безусловно верной, при этом требовалось убедительно ее описать и привести аргументы в ее пользу. Гипотеза, предложенная Марией, заключалась в том, что если человек плохо сдал экзамен, то при подготовке к пересдаче он освоит материал гораздо лучше. Для ее иллюстрации она использовала аргументы в том числе из литературных произведений.

Мария считает, что навык написания сочинения на профессиональные темы обязательно пригодится ей в будущей работе. По ее мнению, хороший следователь должен владеть письменной речью, составляя, например, психологический портрет подследственного или записывая его показания. Ведь люди при общении со следователем волнуются, могут неточно формулировать свои мысли, и правильно их понять и изложить — особое искусство.

«Как и в жизни, в нашем состязании обязательно должен быть эффект неожиданности, непредсказуемости. Способность действовать в таких обстоятельствах — одно из главных умений, которые мы пробуждаем в наших участниках. Я волновался: получится ли в этом году? И тут один из коллег передал слова родителей и учителей, что олимпиада у нас отличная, дети отвлекаются от остальных олимпиад, которые превратились в нескончаемую рутину. Кажется, и в этом году у нас получилось!» — поделился впечатлениями от финала председатель жюри Всероссийского чемпионата сочинений, доцент НИУ ВШЭ Михаил Павловец.

«В этом году мы проводим “Своими словами” в третий раз, и каждый сезон отличается от предыдущего. В 2020 году он прошел полностью онлайн из-за пандемии, в прошлом году нам удалось провести очный финал для 200 участников. В этот раз мы впервые собрали более 3 тысяч школьников на 29 площадках университетов по всей России. Финал стал для участников не только пространством для выражения своих мыслей, но и возможностью познакомиться с вузами. И это еще не конец: после Нового года нас ждет суперфинал», — отметил заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.

В 2023 году победители и призеры III Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» смогут воспользоваться дополнительными баллами за индивидуальные достижения при поступлении в вузы-соорганизаторы и вузы-партнеры. Подробную информацию можно узнать здесь.

Кроме того, победители получат приглашения на суперфинал, который состоится в конце февраля 2023 года. Там они смогут побороться за масштабные подарки от партнеров состязания, а также пройти обучающую программу и познакомиться с экспертами по интересным им темам. Участники суперфинала, вошедшие в топ-30, получат возможность поступить в бакалавриат Высшей школы экономики на места за счет средств университета.

Вам также может быть интересно:

«Чтение — это базовое умение, которое вам нужно»

3 декабря состоялся финальный этап четвертого сезона Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Это интеллектуальное состязание, объединяющее тысячи школьников по всей стране, — явление абсолютно уникальное. Олимпиада предлагает участникам больше десяти профилей, но дело даже не в этом, а в основном посыле. От школьников ждут не безупречной грамотности, а начитанности, определенного уровня культуры, свободы мысли и умения донести эту мысль до другого человека.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

Победителей и призеров Всероссийской олимпиады по ИИ примут в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний

Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту включена в перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования на 2023/24 учебный год. В этом году на олимпиаду зарегистрировались почти 16 тысяч школьников со всей России. В финальный этап прошли 50 участников. Из них 4 школьника стали победителями, а 8 — призерами.

«Здесь развиваются и проверяются качества, необходимые будущим предпринимателям»

В 27 городах России завершились региональные кейс-чемпионаты школьников по экономике и предпринимательству. Самым масштабным из них стал московский региональный кейс-чемпионат, приглашения на который получили более 300 команд. 12 ноября в НИУ ВШЭ состоялось награждение его победителей и призеров по кейс-направлению и по бизнес-направлению. Кроме того, ряд команд были отмечены в специальных номинациях партнерами чемпионата.

Отборочный этап чемпионата сочинений «Своими словами» завершен

С 27 по 30 октября состоялся отборочный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Более 8000 человек из 86 регионов России прошли мультимедийный тест онлайн. Задания чемпионата сочинений направлены не на проверку школьной программы и систематических знаний, а на тестирование уровня функциональной грамотности, способности к критическому мышлению, а также навыка анализа информации.

Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике

До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая входит в топ-5 крупнейших олимпиад школьников. Все ее 28 профилей включены в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год. «Высшую пробу» поддерживают крупные российские работодатели и фонды. Рассказываем, в чем заключается их интерес и каковы особенности заданий, которые они предлагают школьникам.

«Самые крутые и легитимные медалисты»

16 октября в зале заседаний Ученого совета НИУ ВШЭ состоялась встреча руководителей университета с медалистами олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» прошлого учебного года. В торжественной обстановке им вручили дипломы и медали. Большинство участников собрания — первокурсники магистратуры НИУ ВШЭ, поступившие в этом году без вступительных испытаний благодаря победе на олимпиаде.

«Одна из лучших и важных олимпиад, которую точно нельзя пропускать»

До 8 ноября продолжается регистрация на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Диплом ее победителя и призера дает 11-классникам возможность поступить в российские вузы без вступительных испытаний или засчитать 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» студенты НИУ ВШЭ рассказали, как участвовали в олимпиаде и как ее диплом помог при поступлении.

Стать ментором: «окунуться в поток людей, вдохновленных идеями»

До 31 октября открыт набор менторов, которые будут оказывать поддержку командам, прошедшим в финал Всероссийского кейс-чемпионата по экономике и предпринимательству. Приглашаются студенты НИУ ВШЭ и других вузов, а также молодые предприниматели, эксперты из сферы управления и экономики. Менторам предстоит очная работа с командами — участницами финального кейс-чемпионата, который состоится с 8 по 11 декабря в Москве.

Зарегистрироваться на конкурс «Высший пилотаж» и загрузить работы можно до 25 января

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Проекты и исследования по всем направлениям принимаются до 25 января 2024 года.