• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Стэнфорде используют больше «картинок»

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.

— Вы уже читали этот курс в 2011 году. Изменилось ли что-то в организации учебного процесса и вообще в Стэнфорде за два года?

— Существенных изменений в организации работы и в построении учебных курсов я не заметил, разве что формальностей стало больше. В этот раз пришлось заполнять больше бумаг и даже сдать онлайн-тест, направленный на предотвращение сексуальных домогательств со стороны профессоров. Хотя какие-то изменения планируются, среди преподавателей даже проводился опрос на тему того, как можно улучшить организацию работы университета, но я не стал в нем участвовать, так как были вопросы, связанные, скажем, с системой оплаты труда преподавателей — я в этом плане не был достаточно осведомлен.

По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики

— Изменился ли состав студентов, посещавших ваш курс?

— Программа предназначалась, прежде всего, для студентов-экономистов третьего и четвертого курса бакалавриата (их число в этом году увеличилось) и магистров-международников (их стало меньше). Всего в 2011 году курс прослушал 31 студент, в этом — 24.

— Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес американских студентов к этому курсу?

— Курс носит комплексный характер, он не относится ни к макро-, ни к микроэкономике, его целью было на примере нашей страны показать, как работают различные экономические теории, а также — как исторические, географические и прочие факторы влияют на экономику. Кроме того, данный курс достаточно много «весил» в системе образовательных кредитов (в этом плане стэнфодская система близка к системе, установленной в ВШЭ). Наконец, часть студентов всерьез рассматривает возможность карьеры в крупных российских компаниях, таких как «Роснефть» и «Газпром», поскольку конкуренция постоянно растет, хорошую работу становится сложно найти даже выпускникам Стэнфорда.

— Какие темы вызвали наибольший интерес у студентов?

— По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики... Традиционно студенты также активно интересовались сопоставлением российской экономики с экономикой США и стран БРИКС.

— Отличалась ли форма подачи материала от той, что вы используете в ВШЭ?

— Уровень общей подготовки и круг интересов среди слушателей курса разнился больше, чем у групп в ВШЭ, поэтому пришлось, немного адаптировать материал, чтобы он был понятен всем. Плюс в США принято, грубо говоря, использовать больше «картинок». То есть считается, что вы можете долго говорить о проблемах правоприменения и росте преступности, но хорошо подобранная фотография российского преступника гораздо лучше поможет воспринять и запомнить материал. Я, кстати, сразу предупредил, что не буду требовать от студентов запоминания конкретных цифр, но старался с помощью иллюстративного материала обратить особое внимание на тенденции и изменения. Кроме того, я старался проводить обсуждения в игровой форме, делил студентов на состязающиеся команды, это дополнительно стимулировало интерес.

Профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду

— Планируете ли вы вновь сотрудничать со Стэнфордом? Может, стоит сделать ваш курс ежегодным?

— Делать его ежегодным бессмысленно, все заинтересованные третьекурсники в этом году его уже прошли, соответственно, четверокурсников в следующем году у меня не будет, а в магистратуру в США, как и в России, идут пока немногие. Через два года — все будет зависеть от взаимной заинтересованности ВШЭ и Стэнфорда, — возможно, найдется еще кто-то, желающий поехать — профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду — тем более обучение в США ведется интерактивно, это постоянные презентации, дискуссии, обсуждения…

— Интересовались ли студенты и преподаватели Стэнфорда возможностями сотрудничества с ВШЭ?

— Сами преподаватели Стэнфорда мой курс не посещали, хотя иногда приходили иностранные исследователи, которые проходили стажировку в Стэнфорде (в частности, из Китая). Два года назад одна из моих американских студенток стажировалась в ВШЭ, на данный момент профессор Стэнфорда Мартин Карной является научным руководителем Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. Но в целом взаимодействие со Стэнфордом у ВШЭ пока не институционализированно. Хотя, думаю, что, если бы была создана четко регламентированная программа обмена, представители Стэнфорда непременно бы откликнулись на такое предложение. Для Стэнфорда это, безусловно, было бы очень полезно, у них много курсов, ориентированных на страны Азии, а вот о России студенты почти ничего не знают, а без этих знаний у них не будет сформирована полноценная макроэкономическая картина мира.

 

Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Нужно работать семь дней в неделю. Но мне еще никогда не было так интересно учиться, как в этом году»

Год назад выпускница совместной программы ВШЭ и РЭШ Юлия Жесткова сразу после окончания бакалавриата поступила на программу PhD по экономике Чикагского университета. О том, как все устроено, каковы особенности преподавателей – нобелевских лауреатов и в чем нужно честно признаться себе перед поступлением на PhD, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Высшая школа экономики на Петербургском экономическом форуме 2017

1 июня в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой и дискуссионной программе форума. Вышка предоставляет возможность гостям ПМЭФ в интерактивной форме узнать о том, что будет с человечеством через 25 лет, а виртуальные проекции ученых университета расскажут о городской мобильности ближайшего будущего, цифровой революции и многом другом.

Экономика для неэкономистов

8 лекций Игоря Кима, доцента департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, о том, как экономические знания могут применяться в реальной жизни и что такое экономический образ мышления.

«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»

В этом году Анна Денисенко окончит бакалаврскую программу «Экономика», а затем продолжит обучение на программе PhD в Нью-Йоркском университете, на которую она уже поступила. О том, что было необходимо для поступления, об учебе в Вышке и об ожиданиях от учебы в Нью-Йорке она рассказала новостной службе ВШЭ.

Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит

Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

«У меня есть возможность создать свою небольшую школу внутри Вышки»

Дмитрий Веселов в 2012 году защитил кандидатскую диссертацию в Вышке, в 2014-м получил степень PhD в Сорбонне, а теперь сам руководит в ВШЭ аспирантами. Он рассказал новостной службе ВШЭ о различиях в PhD и кандидатской диссертации, о поиске своей темы и о том, как отобрать тех, кто по-настоящему заинтересован в науке.

В НИУ ВШЭ состоялась встреча с Генри Киссинджером

5 февраля на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась встреча с ученым, дипломатом и государственным деятелем Генри Киссинджером. С российской стороны во встрече, организованной по инициативе гостя в формате семинара, приняли участие полтора десятка наиболее ярких молодых ученых из ВШЭ, МГИМО, институтов Академии Наук. Были приглашены и лучшие магистранты. Мероприятие вел декан факультета Сергей Караганов.

Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран

Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.

Филантропия в США: оптимистическая история

Недопонимание между государством и третьим сектором, нередко наблюдаемое в России, не повод отчаиваться: история развития благотворительности в Америке тоже не была безоблачной, но договориться сторонам все-таки удалось. В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел семинар «Частная филантропия, общество и власть в США: противоречия, компромиссы и сотрудничество», на котором выступил американский исследователь Фридрих Фурман.