• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Стэнфорде используют больше «картинок»

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.

— Вы уже читали этот курс в 2011 году. Изменилось ли что-то в организации учебного процесса и вообще в Стэнфорде за два года?

— Существенных изменений в организации работы и в построении учебных курсов я не заметил, разве что формальностей стало больше. В этот раз пришлось заполнять больше бумаг и даже сдать онлайн-тест, направленный на предотвращение сексуальных домогательств со стороны профессоров. Хотя какие-то изменения планируются, среди преподавателей даже проводился опрос на тему того, как можно улучшить организацию работы университета, но я не стал в нем участвовать, так как были вопросы, связанные, скажем, с системой оплаты труда преподавателей — я в этом плане не был достаточно осведомлен.

По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики

— Изменился ли состав студентов, посещавших ваш курс?

— Программа предназначалась, прежде всего, для студентов-экономистов третьего и четвертого курса бакалавриата (их число в этом году увеличилось) и магистров-международников (их стало меньше). Всего в 2011 году курс прослушал 31 студент, в этом — 24.

— Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес американских студентов к этому курсу?

— Курс носит комплексный характер, он не относится ни к макро-, ни к микроэкономике, его целью было на примере нашей страны показать, как работают различные экономические теории, а также — как исторические, географические и прочие факторы влияют на экономику. Кроме того, данный курс достаточно много «весил» в системе образовательных кредитов (в этом плане стэнфодская система близка к системе, установленной в ВШЭ). Наконец, часть студентов всерьез рассматривает возможность карьеры в крупных российских компаниях, таких как «Роснефть» и «Газпром», поскольку конкуренция постоянно растет, хорошую работу становится сложно найти даже выпускникам Стэнфорда.

— Какие темы вызвали наибольший интерес у студентов?

— По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики... Традиционно студенты также активно интересовались сопоставлением российской экономики с экономикой США и стран БРИКС.

— Отличалась ли форма подачи материала от той, что вы используете в ВШЭ?

— Уровень общей подготовки и круг интересов среди слушателей курса разнился больше, чем у групп в ВШЭ, поэтому пришлось, немного адаптировать материал, чтобы он был понятен всем. Плюс в США принято, грубо говоря, использовать больше «картинок». То есть считается, что вы можете долго говорить о проблемах правоприменения и росте преступности, но хорошо подобранная фотография российского преступника гораздо лучше поможет воспринять и запомнить материал. Я, кстати, сразу предупредил, что не буду требовать от студентов запоминания конкретных цифр, но старался с помощью иллюстративного материала обратить особое внимание на тенденции и изменения. Кроме того, я старался проводить обсуждения в игровой форме, делил студентов на состязающиеся команды, это дополнительно стимулировало интерес.

Профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду

— Планируете ли вы вновь сотрудничать со Стэнфордом? Может, стоит сделать ваш курс ежегодным?

— Делать его ежегодным бессмысленно, все заинтересованные третьекурсники в этом году его уже прошли, соответственно, четверокурсников в следующем году у меня не будет, а в магистратуру в США, как и в России, идут пока немногие. Через два года — все будет зависеть от взаимной заинтересованности ВШЭ и Стэнфорда, — возможно, найдется еще кто-то, желающий поехать — профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду — тем более обучение в США ведется интерактивно, это постоянные презентации, дискуссии, обсуждения…

— Интересовались ли студенты и преподаватели Стэнфорда возможностями сотрудничества с ВШЭ?

— Сами преподаватели Стэнфорда мой курс не посещали, хотя иногда приходили иностранные исследователи, которые проходили стажировку в Стэнфорде (в частности, из Китая). Два года назад одна из моих американских студенток стажировалась в ВШЭ, на данный момент профессор Стэнфорда Мартин Карной является научным руководителем Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. Но в целом взаимодействие со Стэнфордом у ВШЭ пока не институционализированно. Хотя, думаю, что, если бы была создана четко регламентированная программа обмена, представители Стэнфорда непременно бы откликнулись на такое предложение. Для Стэнфорда это, безусловно, было бы очень полезно, у них много курсов, ориентированных на страны Азии, а вот о России студенты почти ничего не знают, а без этих знаний у них не будет сформирована полноценная макроэкономическая картина мира.

 

Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Студент МИЭФ представил результаты работы направления «Экономика для будущего развития» руководству страны

Студент МИЭФ НИУ ВШЭ Александр Ли выступил на сессии «Молодежь 2030. Образ будущего» с презентацией «Экономика для будущего развития» в рамках XIX Всемирного  фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в России с 14 по 22 октября. В сессии принял участие Президент России Владимир Путин.

Российско-британский студенческий экономический форум представил видение экономики в 2030 году

На фестивале молодежи и студентов прошел Российско-британский студенческий экономический форум, организованный Высшей школой экономики и Британским посольством. На протяжении четырех дней студенты из разных стран генерировали идеи, каким образом будет выглядеть экономика в 2030 году.

Опыт работы во время учебы поможет получить более высокую зарплату

Проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин на панельной дискуссии «Университет-выпускник-бизнес: как выстроить конструктивное взаимодействие?» рассказал об основных тенденциях трудоустройства выпускников. Дискуссия была организована УрФУ и БФ «Система». Участники мероприятия обсудили, какие изменения потребуются в сфере образования в условиях растущей конкуренции и подходах университетов и работодателей к интеграции усилий и созданию совместного видения.

«Такое чувство, что на неделю молодежный центр мира перенесся в Сочи»

Во Всемирном фестивале молодежи и студентов участвуют около ста студентов Вышки. Они заняты на фестивале в самых разных ролях: кто-то участвует в дискуссионной программе, кто-то учится в Медиацентре у специалистов индустрии, кто-то помогает в организации фестиваля в качестве волонтера. Помимо этого, Вышка организует на фестивале дискуссионную программу по экономике и бизнесу. Мы поговорили со студентами Вышки об их впечатлениях от фестиваля и деятельности на нем.

Шувалов назвал главную цель экономического развития России

Первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов встретился с участниками XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в рамках программы Высшей школы экономики. Студенты из России, Франции, Германии, Туниса, Таджикистана, Узбекистана и других стран интересовались личными карьерными траекториями, проблемами малых городов, новыми технологиями, сотрудничеством между Россией и другими странами, привлечением в Россию лучших ученых и студентов, экономическими и политическими проблемами.

Ключевая ценность будущей экономики – это человек

Министр экономического развития РФ и выпускник ВШЭ Максим Орешкин рассказал о ключевой ценности будущей экономики, выступая на сессии «Глобальные тренды: вызовы и окна возможностей» в рамках программы Высшей школы экономики на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов.

Высшая школа экономики на Всемирном фестивале молодежи и студентов

15 октября в Сочи открылся XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Специально для этого масштабного мероприятия Высшая школа экономики разработала научно-образовательную и дискуссионную программу «Экономика для будущего развития».

Вышка на Фестивале молодежи и студентов

В Сочи проходит XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Высшая школа экономики принимает в нем участие с научно-образовательной и дискуссионной программой «Экономика для будущего развития». Следить за новостями фестиваля можно на специальной странице ВШЭ.

«Нужно работать семь дней в неделю. Но мне еще никогда не было так интересно учиться, как в этом году»

Год назад выпускница совместной программы ВШЭ и РЭШ Юлия Жесткова сразу после окончания бакалавриата поступила на программу PhD по экономике Чикагского университета. О том, как все устроено, каковы особенности преподавателей – нобелевских лауреатов и в чем нужно честно признаться себе перед поступлением на PhD, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Высшая школа экономики на Петербургском экономическом форуме 2017

1 июня в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой и дискуссионной программе форума. Вышка предоставляет возможность гостям ПМЭФ в интерактивной форме узнать о том, что будет с человечеством через 25 лет, а виртуальные проекции ученых университета расскажут о городской мобильности ближайшего будущего, цифровой революции и многом другом.