• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Стэнфорде используют больше «картинок»

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.

— Вы уже читали этот курс в 2011 году. Изменилось ли что-то в организации учебного процесса и вообще в Стэнфорде за два года?

— Существенных изменений в организации работы и в построении учебных курсов я не заметил, разве что формальностей стало больше. В этот раз пришлось заполнять больше бумаг и даже сдать онлайн-тест, направленный на предотвращение сексуальных домогательств со стороны профессоров. Хотя какие-то изменения планируются, среди преподавателей даже проводился опрос на тему того, как можно улучшить организацию работы университета, но я не стал в нем участвовать, так как были вопросы, связанные, скажем, с системой оплаты труда преподавателей — я в этом плане не был достаточно осведомлен.

По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики

— Изменился ли состав студентов, посещавших ваш курс?

— Программа предназначалась, прежде всего, для студентов-экономистов третьего и четвертого курса бакалавриата (их число в этом году увеличилось) и магистров-международников (их стало меньше). Всего в 2011 году курс прослушал 31 студент, в этом — 24.

— Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес американских студентов к этому курсу?

— Курс носит комплексный характер, он не относится ни к макро-, ни к микроэкономике, его целью было на примере нашей страны показать, как работают различные экономические теории, а также — как исторические, географические и прочие факторы влияют на экономику. Кроме того, данный курс достаточно много «весил» в системе образовательных кредитов (в этом плане стэнфодская система близка к системе, установленной в ВШЭ). Наконец, часть студентов всерьез рассматривает возможность карьеры в крупных российских компаниях, таких как «Роснефть» и «Газпром», поскольку конкуренция постоянно растет, хорошую работу становится сложно найти даже выпускникам Стэнфорда.

— Какие темы вызвали наибольший интерес у студентов?

— По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики... Традиционно студенты также активно интересовались сопоставлением российской экономики с экономикой США и стран БРИКС.

— Отличалась ли форма подачи материала от той, что вы используете в ВШЭ?

— Уровень общей подготовки и круг интересов среди слушателей курса разнился больше, чем у групп в ВШЭ, поэтому пришлось, немного адаптировать материал, чтобы он был понятен всем. Плюс в США принято, грубо говоря, использовать больше «картинок». То есть считается, что вы можете долго говорить о проблемах правоприменения и росте преступности, но хорошо подобранная фотография российского преступника гораздо лучше поможет воспринять и запомнить материал. Я, кстати, сразу предупредил, что не буду требовать от студентов запоминания конкретных цифр, но старался с помощью иллюстративного материала обратить особое внимание на тенденции и изменения. Кроме того, я старался проводить обсуждения в игровой форме, делил студентов на состязающиеся команды, это дополнительно стимулировало интерес.

Профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду

— Планируете ли вы вновь сотрудничать со Стэнфордом? Может, стоит сделать ваш курс ежегодным?

— Делать его ежегодным бессмысленно, все заинтересованные третьекурсники в этом году его уже прошли, соответственно, четверокурсников в следующем году у меня не будет, а в магистратуру в США, как и в России, идут пока немногие. Через два года — все будет зависеть от взаимной заинтересованности ВШЭ и Стэнфорда, — возможно, найдется еще кто-то, желающий поехать — профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду — тем более обучение в США ведется интерактивно, это постоянные презентации, дискуссии, обсуждения…

— Интересовались ли студенты и преподаватели Стэнфорда возможностями сотрудничества с ВШЭ?

— Сами преподаватели Стэнфорда мой курс не посещали, хотя иногда приходили иностранные исследователи, которые проходили стажировку в Стэнфорде (в частности, из Китая). Два года назад одна из моих американских студенток стажировалась в ВШЭ, на данный момент профессор Стэнфорда Мартин Карной является научным руководителем Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. Но в целом взаимодействие со Стэнфордом у ВШЭ пока не институционализированно. Хотя, думаю, что, если бы была создана четко регламентированная программа обмена, представители Стэнфорда непременно бы откликнулись на такое предложение. Для Стэнфорда это, безусловно, было бы очень полезно, у них много курсов, ориентированных на страны Азии, а вот о России студенты почти ничего не знают, а без этих знаний у них не будет сформирована полноценная макроэкономическая картина мира.

 

Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Магистратура повышает шансы на трудоустройство и увеличивает зарплату

В НИУ ВШЭ на большом массиве общероссийских данных установили связь между окончанием магистратуры и успехами на рынке труда. По заключению авторов работы Ксении Рожковой, Сергея Рощина, Сергея Солнцева и Павла Травкина, шансов трудоустроиться у магистров, по сравнению с бакалаврами, больше, а уровень зарплаты — выше. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вопросы экономики».

«Экономисты умеют отвечать на вопросы, стоящие перед обществом»

Каковы перспективы экономической науки и чему нужно учиться тем, кто выбрал профессию экономиста? Кто сегодня эффективнее борется с монополиями? Сможет ли финтех вытеснить банки? Программа «Экономический анализ» факультета экономических наук ВШЭ провела онлайн-интервью с Сергеем Гуриевым, профессором парижского Института политических исследований (Sciences Po), экс главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»

Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.

Отстать нельзя догонять: Россия на рынках передового производства

В передовое производство вовлечено около 60 стран мира. Россия среди них — в группе опаздывающих. Остаться в этом качестве, значит, отстать, возможно, навсегда, уверены в Центре исследований структурной политики НИУ ВШЭ. Глобальные рынки продукции с передовыми технологиями эксперты Центра изучили с использованием нового подхода — через экспорт и импорт. Лидеров и аутсайдеров торговых потоков назвали в докладе на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

С Ямала – газ, из Тулы – самовары? Экономическая специализация как ключ к успеху регионов

Регионы, как и люди, уникальны. В каждом есть отрасли, развивая которые, он может процветать. Или стагнировать, если понимания своей уникальности нет. Ну а для того чтобы было, в НИУ ВШЭ создали «Атлас экономической специализации регионов России». В рамках деятельности Российской кластерной обсерватории эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выявили и детально описали все значимые для субъектов РФ индустрии. Строить стратегии и принимать управленческие решения с такой информацией станет проще.

Эффект локдауна: пройти коронакризис и идти дальше

Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, показал способность государства вести диалог с бизнесом. Однако у бизнеса остались вопросы. Какие, выяснили эксперты НИУ ВШЭ и РСПП. Испытания локдауном и планы компаний в «новой реальности» изучили на примере шести отраслей российской экономики. Доклад по результатам исследования «Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие» представлен на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

«Люди слушают экономистов больше, чем физиков или филологов»

22 октября в Высшей школе экономики состоялось заседание Научного совета по экономическим наукам Российского профессорского собрания, в котором приняли участие представители московских и региональных вузов.

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.