• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Стэнфорде используют больше «картинок»

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.

— Вы уже читали этот курс в 2011 году. Изменилось ли что-то в организации учебного процесса и вообще в Стэнфорде за два года?

— Существенных изменений в организации работы и в построении учебных курсов я не заметил, разве что формальностей стало больше. В этот раз пришлось заполнять больше бумаг и даже сдать онлайн-тест, направленный на предотвращение сексуальных домогательств со стороны профессоров. Хотя какие-то изменения планируются, среди преподавателей даже проводился опрос на тему того, как можно улучшить организацию работы университета, но я не стал в нем участвовать, так как были вопросы, связанные, скажем, с системой оплаты труда преподавателей — я в этом плане не был достаточно осведомлен.

По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики

— Изменился ли состав студентов, посещавших ваш курс?

— Программа предназначалась, прежде всего, для студентов-экономистов третьего и четвертого курса бакалавриата (их число в этом году увеличилось) и магистров-международников (их стало меньше). Всего в 2011 году курс прослушал 31 студент, в этом — 24.

— Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес американских студентов к этому курсу?

— Курс носит комплексный характер, он не относится ни к макро-, ни к микроэкономике, его целью было на примере нашей страны показать, как работают различные экономические теории, а также — как исторические, географические и прочие факторы влияют на экономику. Кроме того, данный курс достаточно много «весил» в системе образовательных кредитов (в этом плане стэнфодская система близка к системе, установленной в ВШЭ). Наконец, часть студентов всерьез рассматривает возможность карьеры в крупных российских компаниях, таких как «Роснефть» и «Газпром», поскольку конкуренция постоянно растет, хорошую работу становится сложно найти даже выпускникам Стэнфорда.

— Какие темы вызвали наибольший интерес у студентов?

— По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики... Традиционно студенты также активно интересовались сопоставлением российской экономики с экономикой США и стран БРИКС.

— Отличалась ли форма подачи материала от той, что вы используете в ВШЭ?

— Уровень общей подготовки и круг интересов среди слушателей курса разнился больше, чем у групп в ВШЭ, поэтому пришлось, немного адаптировать материал, чтобы он был понятен всем. Плюс в США принято, грубо говоря, использовать больше «картинок». То есть считается, что вы можете долго говорить о проблемах правоприменения и росте преступности, но хорошо подобранная фотография российского преступника гораздо лучше поможет воспринять и запомнить материал. Я, кстати, сразу предупредил, что не буду требовать от студентов запоминания конкретных цифр, но старался с помощью иллюстративного материала обратить особое внимание на тенденции и изменения. Кроме того, я старался проводить обсуждения в игровой форме, делил студентов на состязающиеся команды, это дополнительно стимулировало интерес.

Профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду

— Планируете ли вы вновь сотрудничать со Стэнфордом? Может, стоит сделать ваш курс ежегодным?

— Делать его ежегодным бессмысленно, все заинтересованные третьекурсники в этом году его уже прошли, соответственно, четверокурсников в следующем году у меня не будет, а в магистратуру в США, как и в России, идут пока немногие. Через два года — все будет зависеть от взаимной заинтересованности ВШЭ и Стэнфорда, — возможно, найдется еще кто-то, желающий поехать — профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду — тем более обучение в США ведется интерактивно, это постоянные презентации, дискуссии, обсуждения…

— Интересовались ли студенты и преподаватели Стэнфорда возможностями сотрудничества с ВШЭ?

— Сами преподаватели Стэнфорда мой курс не посещали, хотя иногда приходили иностранные исследователи, которые проходили стажировку в Стэнфорде (в частности, из Китая). Два года назад одна из моих американских студенток стажировалась в ВШЭ, на данный момент профессор Стэнфорда Мартин Карной является научным руководителем Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. Но в целом взаимодействие со Стэнфордом у ВШЭ пока не институционализированно. Хотя, думаю, что, если бы была создана четко регламентированная программа обмена, представители Стэнфорда непременно бы откликнулись на такое предложение. Для Стэнфорда это, безусловно, было бы очень полезно, у них много курсов, ориентированных на страны Азии, а вот о России студенты почти ничего не знают, а без этих знаний у них не будет сформирована полноценная макроэкономическая картина мира.

 

Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.

В Москве открылась первая Международная олимпиада школьников по экономике

Она проводится по инициативе Высшей школы экономики и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также Российской экономической школы (РЭШ). В олимпиаде принимают участие 65 участников из 13 стран. Все они прошли строжайший отбор и являются победителями соревнований национального уровня.

В открытом лектории Вышки расскажут об экономике для жизни

В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ продолжаются лекции преподавателей ВШЭ. В августе там пройдет цикл «Экономика для жизни», слушатели которого смогут узнать, на что тратят деньги москвичи, что сейчас происходит с криптовалютами и как не попасть в долговую ловушку.

Высшая школа экономики примет участие в Петербургском международном экономическом форуме

24 мая в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой программе форума, но и организует специальную дискуссионную программу на своем стенде.

Нематериальный капитал

Качество рабочей силы (человеческий капитал) дает динамике российского ВВП 0,64 процентных пункта в год. Через 17 лет цифра может вырасти до 2,2 процентного пункта, что приблизит темпы роста экономики к среднемировым, прогнозируют ученые ВШЭ.

Список литературы: как экологические проблемы влияют на экономику

Две Нобелевских премии, нехватка пресной воды, демографическая бомба и другие важнейшие междисциплинарные работы.

Студент МИЭФ представил результаты работы направления «Экономика для будущего развития» руководству страны

Студент МИЭФ НИУ ВШЭ Александр Ли выступил на сессии «Молодежь 2030. Образ будущего» с презентацией «Экономика для будущего развития» в рамках XIX Всемирного  фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в России с 14 по 22 октября. В сессии принял участие Президент России Владимир Путин.

Российско-британский студенческий экономический форум представил видение экономики в 2030 году

На фестивале молодежи и студентов прошел Российско-британский студенческий экономический форум, организованный Высшей школой экономики и Британским посольством. На протяжении четырех дней студенты из разных стран генерировали идеи, каким образом будет выглядеть экономика в 2030 году.