• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг качества приема: основные результаты анализа в разрезе укрупненных групп направлений подготовки

Мониторинг качества приема: основные результаты анализа в разрезе укрупненных групп направлений подготовки

© Высшая школа экономики

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет вторую часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную укрупненным группам направлений подготовки (УГН). Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Ярослав Кузьминов

«Несмотря на ряд институциональных трансформаций и внешних шоков, произошедших в 2022 году, мы не наблюдаем значительных изменений в динамике качества приема в разрезе укрупненных групп направлений подготовки. Можно даже сказать, что изменений меньше, чем в прошлом году. Абитуриенты и их родители имеют стабильные предпочтения, ориентируются на нормальное, устойчивое развитие экономики и рынка труда в России. Это показывает не только устойчивость системы образования, но и то, что она поддерживается ожиданиями людей», — считает научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

В 2022 году наиболее конкурентным направлением подготовки студентов, на которое привлекались выпускники школ с высокими (80+) баллами ЕГЭ, стало «Востоковедение и африканистика». Далее следуют УГН, средний балл которых был немного ниже 80: «Теория искусств», «Политология» и «Философия».

В региональных вузах направлениями, на которые поступали выпускники с 90+ баллами ЕГЭ, были «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика и литературное творчество». Для абитуриентов с 80+ баллами ЕГЭ наиболее распространенными направлениями бюджетного поступления были: «Востоковедение и африканистика», «Бизнес-информатика», «Дизайн», «Журналистика и литературное творчество», «Издательское дело», «Лингвистика и иностранные языки», «Международные отношения», «Политология», «Реклама и связи с общественностью», «Теория искусств», «Экономика», «Юриспруденция». Согласно данным прошлых волн мониторинга, эта тенденция является актуальной и для 2021 года. Исключение составляет «Филология», которая в 2022 году перестала быть 80-балльным направлением (снижение на 1,1 балла — до 79,5). Самые низкие баллыбюджетного приема на УГН в 2022 году фиксируются у направлений «Сельское и рыбное хозяйство» и «Транспортные средства» (менее 60).

Наиболее уязвимыми УГН с точки зрения качества приема в 2022 году являлись «Экология», «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства», «Строительство», «Технологические машины и оборудование», «Энергетика и энергетическое машиностроение». Угрозу качеству образования несет в первую очередь тот факт, что более чем в 30 вузах на этих УГН средние баллы составляют менее 56.

Отдельно стоит отметить ситуацию c приемом на инженерные направления. При росте совокупного приема в 2022 году по сравнению с 2021 годом на таких инженерных направлениях подготовки, как «Машиностроение» (12%), «Транспортные средства» (5%) и «Технологические машины и оборудование» (2%), не происходит падения качества приема. Так, средний балл ЕГЭ по совокупному приему либо остается на уровне 2021 года, либо увеличивается на 0,1 балла: на «Машиностроении» — 62,1 балла, на «Технологических машинах и оборудовании» — 63,5 балла против 63,4, на «Транспортных средствах» — 58,7 балла против 58,6 балла. 

© Высшая школа экономики

Некоторые инженерные направления подготовки, несмотря на незначительное снижение количества совокупного приема, отмечают рост качества приема. Так, средний балл ЕГЭ по совокупному приему на направлении «Технологии легкой промышленности» увеличился на 2,3 балла — с 64,8 до 67,1. При этом средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет еще выше — 68 баллов.

Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заметил: «Сейчас наша страна сталкивается с трансформацией профессиональных квалификаций. Так, инженерные профессии – новый вызов для высшего образования. Поскольку мы переходим в определенной степени к самообеспечению технологиями, это порождает дополнительные сегменты высококвалифицированных инженерно-технических кадров, но главное – совершенно меняет модель подготовки инженеров. В условиях отказа многих носителей технологий от их поставки и обслуживания в РФ необходимые инженеру компетенции расширяются, его труд приобретает сложность, в нем растет элемент непредсказуемости. Компетенции инженера выходят за рамки стандартных наборов квалификаций. Это необходимо учитывать, когда мы говорим о подготовке студентов по инженерным направлениям».

В 2021-м произошел рост числа бюджетных мест на 9%. В 2022 году значительных изменений зафиксировано не было, за исключением небольшого сокращения на 0,7%. Наиболее существенные сокращения наблюдались на следующих УГН: «Энергетика и энергетическое машиностроение» (на 1601 место), «Экономика» (459), «Сельское и рыбное хозяйство» (441), «Здравоохранение» (369), «Строительство» (377), «Управление качеством» (305). В то же время увеличилось количество бюджетных мест на УГН «Педагогическое образование» (919) и «Транспортные средства» (575).

Платный прием в 2022 году, согласно полученным данным, относительно стабилен: фиксируется незначительное сокращение на 0,5% в связи со снижением платного приема на УГН «Экономика» (на 2325), «Здравоохранение» (1746), «Международные отношения» (900) и «Менеджмент» (532). Средний балл на названных УГН на платных и бюджетных местах или не изменился («Экономика»), или снизился: на «Здравоохранении» было зафиксировано снижение на 1,3 балла на бюджетном направлении и на 0,9 — на платном; на «Международных отношениях» снижение бюджетного приема составило 1,8 балла, а качество платного осталось на прежнем уровне; на «Менеджменте» снижение бюджетного приема составило 1,1, а платный прием, наоборот, увеличился на 0,3.

Сохраняется тенденция увеличения спроса на платные места на социально-экономических УГН (кроме «Менеджмента» и «Экономики»), что приводит к небольшому росту качества платного приема (на 1 и 0,3 балла соответственно). На «Рекламе и связях с общественностью» наблюдается также рост качества бюджетного приема, а на «Юриспруденции» значительных изменений нет.

Топ самых крупных по приему направлений в 2022 году не изменился в сравнении с 2021 годом. В число крупнейших направлений входят «Здравоохранение» (50 467), «Информатика и вычислительная техника» (45 249), «Педагогическое образование» (40 843), «Юриспруденция» (37 728) и «Экономика» (29 579). В 2021 году фиксировалось значительное увеличение цифр контрольного приема по направлениям «Здравоохранение», «Информатика» и «Педагогика» (на 4–5 тыс. мест за один год), но в 2022-м по направлению подготовки «Здравоохранение» произошел откат на 2 тыс. абитуриентов, что связано со снижением платного приема на 1,7 тыс. «Педагогика» в 2022 году продолжила рост (на 1,6 тыс. за счет роста и бюджетного, и платного наборов). Больше всего из лидеров абитуриентов потеряла «Экономика» — минус 2,9 тыс. мест в основном за счет падения платного приема на 2,3 тыс. Если в прошлом году «Юриспруденция» заняла последнее место в топе самых крупных направлений, то в 2022-м такой УГН стала «Экономика».

В 2022 году еще одна УГН вошла в группу крупнейших с приемом от 10 до 20 тыс. студентов — «Реклама и связи с общественностью». Рост обусловлен исключительно увеличением спроса на платные места на 1,1 тыс. (16%).

Среди менее крупных направлений значительный рост показали «Бизнес-информатика» (на 812 мест преимущественно за счет платного набора), «Дизайн» (на 775 мест исключительно за счет повышения спроса на платное обучение), «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» (на 674 места за счет платных и бюджетных мест), «Транспортные средства» (на 520 мест исключительно за счет увеличения бюджетных мест) и «Психология» (на 519 мест за счет платного набора). Таким образом, «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью», «Бизнес-информатика», «Дизайн» и «Психология» стали в 2022 году лидерами по увеличению платного набора.

© Высшая школа экономики

В 2022 году на 4 направлениях было зафиксировано более 10 тыс. платных студентов: «Юриспруденция», «Экономика», «Здравоохранение», «Менеджмент». «Лингвистика и иностранные языки», а также «Информатика и вычислительная техника», следующие на минимальном расстоянии от лидеров среди УГН, не достигли отметки 10 тыс. платных студентов в 2022 году. Все основные 3 направления, за исключением «Юриспруденции», потеряли значительное количество платных студентов: от 500 на «Менеджменте» до 2,3 тыс. на «Экономике».

Социальные и гуманитарные направления продолжают увеличивать платный набор. Помимо «Юриспруденции» (на 7%), платный прием значительно вырос на УГН «Востоковедение и африканистика» — на 37%, «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» — на 37%, «Дизайн» — на 31%, «Бизнес-информатика» — на 21%, «Реклама и связи с общественностью» — на 16%, «Психология» — на 14%.

Самыми дорогими УГН с точки зрения средней стоимости обучения в 2022 году являлись «Дизайн», «Управление водным транспортом», «Морская техника», «Авиационные системы» и «Востоковедение и африканистика». Эти УГН также являлись самыми дорогими в 2021 году, однако средняя стоимость обучения в 2022-м незначительно снизилась по двум УГН: «Морская техника» и «Авиационные системы (эксплуатация)».

УГН с наименьшей средней стоимостью обучения в 2022 году стали «Государственное и муниципальное управление», «Экология», «Филология», «Психология» и «Сфера обслуживания». По всем указанным УГН в 2022-м наблюдался рост стоимости обучения в сравнении с 2021 годом.

Важной характеристикой системы высшего образования является количество вузов, которые принимают студентов по укрупненным группам направлений и специальностей. Самыми распространенными УГН (среди групп направлений, реализуемых более чем в 100 университетах), по данным на 2022 год, являются «Экономика», «Информатика и вычислительная техника», «Менеджмент», «Юриспруденция» и «Экология». Обучение по этим УГН реализуется в 442, 410, 370, 338 и 240 университетах соответственно. Наименее распространенными группами направлений (среди УГН, реализуемых более чем в 100 университетах) являются «Сельское и рыбное хозяйство», «Здравоохранение», «Социальная работа», «Биология» и «Социология». Обучение по указанным УГН проводится в 108, 103, 103, 102, 101 вузах. В сравнении с 2021 г одом фиксируется незначительное снижение числа университетов, принимающих по наиболее распространенным УГН, и незначительное увеличение организаций высшего образования, ведущих обучение по наименее распространенным УГН.

Число вузов, принимающих по определенной УГН, косвенно демонстрирует доступность соответствующего образования (хотя доступность в большей степени характеризуют такие показатели, как общее количество мест, средний балл ЕГЭ и число регионов, где осуществляется прием), но в первую очередь — уровень конкуренции на отраслевом рынке высшего образования.

Подробные таблицы по всем вузам и направлениям подготовки см. на сайте мониторинга.

Вам также может быть интересно:

Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет третью часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную региональному разрезу. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Качество приема в российские вузы в 2022 году: основные итоги

Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя Вышки Ярослава Кузьминова.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

Пути поступления в российские вузы: след ЕГЭ

Как изменились за последние десять лет пути поступления в вузы на программы бакалавриата и специалитета, и насколько заметно влияние ЕГЭ, показывает всероссийский опрос студентов очной формы обучения, проведенный в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2006, 2010 и 2017 годах.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Успех обучения в вузе зависит от окружения студента

Приемная кампания в бакалавриат набирает обороты. Выбрать вуз, где будут учиться студенты с примерно таким же уровнем подготовки, что и вы, и оценить свои шансы на поступление можно с помощью Мониторинга качества приема в вузы прошлого года, подготовленного Высшей школой экономики.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Качество платного набора в ведущих вузах растет

13 октября в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты ежегодного мониторинга «Качество платного приема в российские государственные вузы-2015», который был проведен Высшей школой экономики в партнерстве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и при поддержке Минобрнауки России.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.