• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кампусы, а не филиалы: как продвигать российское образование за рубежом

Никита Анисимов

Никита Анисимов
© Высшая школа экономики

Многие ведущие российские вузы имеют сеть филиалов по стране. Но в ВШЭ принципиально не говорят «филиалы», а используют термин «кампус». Почему между этими понятиями кардинальная разница и как продвигать российское образование за рубежом, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов рассказал в ходе программы «Ректорат» на телеканале ОТР. Темой дискуссии стало «Образование на выезде».

Никита Анисимов подчеркнул, что в Высшей школе экономики принципиально не используют термин «филиал», а говорят «кампус». «Такое название влечет за собой совершенно другое отношение к профессорам, к коллективу, к людям, которые работают в этих городах», — уверен он.

Тысячи студентов Вышки обучаются в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, и по рейтингам кампусы в этих городах занимают очень хорошие позиции. Например, питерская Вышка делит первое место с ИТМО по проходному баллу ЕГЭ. «Очень важны единые принципы и подходы в обучении студентов в кампусах. Важны принципы единого университета, который в данном случае выступает технологически скорее как холдинг. И конечно, очень важна репутация университета, которой мы отвечаем за результат. Если она будет подорвана в каком-то из городов твоего присутствия, то ты подрываешь репутацию всего университета. Это общая ответственность коллектива», — сказал Никита Анисимов.

Он подчеркнул, что сейчас очень важно присутствие за рубежом российских «репутационно значимых университетов». Ректор предложил позиционировать зарубежные филиалы отечественных вузов как «международные кампусы», в которых повышенное внимание уделяется качеству обучения, куда привлекаются лучшие российские и зарубежные преподаватели.

Российский международный кампус в том или ином государстве может быть точкой входа сразу для нескольких отечественных вузов, считает ректор ВШЭ: «Например, некоторые зарубежные страны так делают. Они делают точку входа своего образования в то или иное государство, и там работает сразу несколько университетов, каждый с репутационным уровнем своих образовательных программ, своих преподавателей. Это все сопровождается межправительственным соглашением».

По его мнению, необходимо также поддерживать школы, которые ведут обучение на русском языке за рубежом, прежде всего в бывших советских республиках. «Люди на русском языке должны учиться, значит, мы должны школы тоже поддерживать», — уверен он.

«Если мы не будем строить атомную электростанцию за рубежом, ее построит другая страна. И все-таки строительство атомной электростанции влечет за собой большое количество технологий, которые приходят, образовательных проектов, которые рядом строят. Так же, мне кажется, и с блоками, которые чаще мы называем филиалами, а я называю кампусами университетов: если мы туда не придем, там будут другие вывески находиться. Нужно создавать точки присутствия. Сейчас это наша задача, ведущих университетов, инвестировать в том числе и в дальнее зарубежье», — резюмировал Никита Анисимов.

В дискуссии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский, научный руководитель МИФИ Михаил Стриханов, ректор Астраханского государственного технического университета Александр Невалённый. Ведущий программы «Ректорат» — ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.