• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В статусе «special student»

Александр Иванов. Вручение сертификата об окончании первого года обучения на программе.
Александр Иванов. Вручение сертификата об окончании первого года обучения на программе.
Александр Иванов, выпускник факультета бизнес-информатики ВШЭ, студент Сколковского института науки и технологий, рассказывает о своем обучении в знаменитом Массачусетском технологическом институте (MIT).

 


Год назад Александр прошел отбор на первую программу Сколковского института науки и технологий. Это трехлетняя магистерская программа, в которой первый год студенты проводят в ведущих университетах мира (MIT, Imperial College London, ETH Zurich, HKUST). Александр учился в Массачусетском технологическом институте (MIT) вместе с одиннадцатью другими российскими студентами.


 

— Александр, расскажите, как проходило ваше обучение в MIT?

— Мы учились в магистратуре MIT в статусе «special student», который дает возможность полноценно учиться там, единственное отличие этого статуса заключается в том, что по окончании нам выдали сертификат о прохождении курсов, а не диплом со степенью. Во время обучения, которое проходило в течение года, мы выбирали учебные курсы, предлагаемые департаментом Electrical Engineering and Computer Science, а также у нас было несколько курсов, которые читали преподаватели Sloan School of Management.

— Массачусетский технологический институт является одним из самых передовых и престижных технических учебных заведений США и мира. На ваш взгляд, из каких факторов складывается ценность вуза?

— Думаю, основную роль здесь играет связь исследовательской и преподавательской сфер жизни в университете. В MIT практически все преподавание строится на основе исследований, ведущихся в различных научных лабораториях этого же вуза. Например, я брал курс по Linked Data — новой концепции представления и обработки данных, которую разрабатывает в лаборатории CSAIL (Computer Science and Artificial Intelligence Laboratory) один из создателей всемирной паутины Тим Бернерс-Ли. Он рассказывал нам на занятиях о самой концепции и их программной разработке в лаборатории CSAIL. У нас была возможность познакомиться с этой разработкой лаборатории и поработать с новым, сильно отличающимся от других, стандартом представления данных. С моей точки зрения, именно такая система, когда учебные курсы основаны на передовых разработках, сильно выделяет MIT и делает его лидером среди технических университетов мира. И я рад, что в Вышке я тоже видел похожую научную атмосферу, когда работал в качестве стажера-исследователя в Международной лаборатории анализа и выбора решений. Например, один из моих коллег по лаборатории Даниел Карабекян  при проведении занятий основывается на самых свежих результатах исследований в области теории коллективного выбора.

— По вашему мнению, в чем заключается разница между американским и российским подходами к обучению?

— Для меня основное отличие связано с тем, что можно назвать университетской культурой общения преподавателей и студентов. Между студентами и профессорами нет барьеров. На самом первом занятии я был сильно удивлен, когда профессор начал занятие примерно так: «Здравствуйте, мы с вами будем изучать курс по распознаванию естественного языка, мое имя профессор Роберт Бервик, зовите меня просто Боб». Сами занятия трудно назвать лекциями, это скорее диалоги или дискуссии. В любой момент можно прервать речь профессора, задав вопрос. Кроме того, профессора часто сами выносят на обсуждение студентов какой-либо вопрос. Мне показалось, что в MIT система образования направлена не столько на соревнование с другими студентами, сколько на соревнование с самим собой. Например, оценки, которые получают студенты, являются личной информацией, то есть студенты не знают оценок друг друга.

В любой момент можно прервать речь профессора, задав вопрос. Кроме того, профессора часто сами выносят на обсуждение студентов какой-либо вопрос. Мне показалось, что в MIT система образования направлена не столько на соревнование с другими студентами, сколько на соревнование с самим собой. Например, оценки, которые получают студенты, являются личной информацией, то есть студенты не знают оценок друг друга.

В образовательном процессе американцы активно используют институт учебных ассистентов (teaching assistants). Ассистенты обычно назначаются из числа студентов старших курсов (для бакалаврского курса — из числа студентов-магистрантов, для магистерского курса — из числа аспирантов). Их главная задача — выполнять техническую работу, чтобы разгрузить профессора, ведущего курс. Например, ассистенты проверяют посещаемость, отвечают на вопросы студентов по электронной почте, проверяют большое количество домашних заданий. А профессор проверяет творческие домашние задания и курсовые проекты, придумывает интересные темы для лекций и для домашних заданий.

Если говорить о рутине учебного процесса, то, как и в Вышке, в MIT используется LMS система (в MIT она называется Stellar), которая позволяет следить за дедлайнами по домашним заданиям, скачивать лекции, загружать выполненные домашние задания (но мне кажется, что у нас она пока не столь активно используется). Для оповещения студентов используется электронная почта @mit.edu, которую получает каждый студент при поступлении, что очень удобно.

— У вас уже есть планы по внедрению и использованию полученных во время обучения знаний и навыков?

— Отличительная особенность MIT — это предпринимательская направленность обучения. В рамках некоторых курсов предполагается разработка конкретных проектов, от «сырой» идеи до прототипа и плана его развития или внедрения. Преподаватели таких курсов обычно являются успешными предпринимателями, они консультируют студентов, помогая им прорабатывать свои проекты. В результате получается что-то вроде небольшого акселератора, встроенного в процесс обучения. Я работал над двумя идеями в рамках двух курсов, в результате чего родилось два самостоятельных проекта, которые мы с моими однокурсниками планируем реализовать на базе Сколтеха и Сколково в России. Один из них посвящен созданию сервиса для выставок и музеев для привлечения большего количества посетителей, а второй — созданию развивающих мобильных приложений.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook

Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).

Выпускной: пошаговая стратегия

20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».