• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая социология как профессия

В июле в Подмосковье прошла четвертая летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ, в этом году посвященная профессиональным траекториям экономсоциологов.

Какие компетенции необходимы студентам, чтобы быть успешными на рынке труда? В чем заключается смысл работы социолога с точки зрения работодателей? В какой мере существующие образовательные программы способствуют выработке необходимых навыков и компетенций? Заявленные вопросы во многом определили состав участников, структуру школы, а так же формат проведения занятий.

Для того чтобы составить комплексное представление о возможностях профессиональной реализации выпускников факультета социологии, к обсуждению были привлечены сами студенты, выпускники, преподаватели и работодатели. Поэтому каждый отдельный день Летней школы Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) был посвящен позиции одного из этих четырех субъектов, которая подвергалась критической оценки со стороны участников школы. Что касается формата проведения обсуждений, то в первый же день первый проректор, заведующий ЛЭСИ ВШЭ Вадим Радаев подчеркнул: «Школа не является лекторием. Мы все должны быть нацелены на диалог, то есть на коллективную работу по выработке общего понимания».

Первый день школы был предоставлен студентам бакалавриата и магистратуры факультета социологии ВШЭ, которые получили возможность поделиться своими соображениями об организационных и содержательных аспектах учебного процесса. В основном их опасения касались последующего трудоустройства. «Нужно ли нам такое количество теоретических курсов? Не лучше ли включить в программу еще прикладных курсов?» — сетовали студенты.

В этот же день с докладом выступила Мария Правдина, директор Центра внутреннего мониторинга ВШЭ, выпускница факультета социологии. Основываясь на данных мониторинга студенческой жизни за 2012 год, она рассказала о том, как студенты оценивают различные условия студенческой жизни, созданные в НИУ ВШЭ. В целом студенты-социологи на фоне других факультетов весьма высоко оценивают возможности участия в научно-исследовательской деятельности, а также условия для разностороннего развития в стенах университета (открытые лекции, мастер-классы, студенческие мероприятия). При этом выяснилось, что на факультете социологии студентам не хватает общения с преподавателями по поводу их (студентов) профессиональных планов.

Выпускники уверены, что благодаря обучению в НИУ ВШЭ они приобрели не только практические навыки работы с данными, но и особое «социологическое мировоззрение», которое позволяет им неординарно подходить к решению бизнес-задач.

Во второй день внимание было сосредоточено на профессиональной реализации выпускников. На эту тему выступил заместитель декана факультета социологии ВШЭ Денис Стребков. Докладчик представил результаты опроса, согласно которым почти 60% выпускников магистерской программы ВШЭ «Прикладные методы социального анализа рынков» работают в сфере маркетинга, около 10% построили свою карьеру в рекламных агентствах и примерно 30% заняты в некоммерческом секторе (университеты и госструктуры). Кроме того своим опытом поделились и сами выпускники разных лет факультета социологии, которых специально пригласили для обсуждения. Сегодня они сотрудники крупных компаний (Дмитрий Крылов из «Банка Москвы», Владислав Тихомиров из «Metro Cash & Carry», Анна Филимонова из рекламного агентства «Zenith Optimedia» и Павел Лебедев из «Вымпелкома»). Выпускники уверены, что благодаря обучению в НИУ ВШЭ они приобрели не только практические навыки работы с данными, но и особое «социологическое мировоззрение», которое позволяет им неординарно подходить к решению бизнес-задач.

Третий день был посвящен точке зрения работодателей. В этот день были приглашены Тагир Калимуллин (GR-директор «М.Видео»), Игорь Задорин (руководитель исследовательской группы ЦИРКОН), Александр Болтавин и Илья Ломакин (руководители маркетинговой компании «Discovery Research Group»), а также Екатерина Курочкина (генеральный директор маркетингового агентства «Insight-MR»). С точки зрения работодателей, выпускников факультета социологии ВШЭ отличает умение работать с большими объемами информации, аналитические способности, а еще способность учиться и развиваться. Помимо этого, в ходе группового обсуждения на фоне прочего отмечались такие качества, как честность и добросовестность. Этика проведения исследования, прививаемая в стенах университета, является конкурентным преимуществом наших выпускников в глазах работодателей. Тем не менее, в качестве негативной тенденции было отмечено стремление выпускников НИУ ВШЭ начинать свою карьеру сразу с руководящих позиций, минуя базовые шаги по карьерной лестнице, без которых сложно накопить необходимый опыт.

Затем пришло время выслушать мнение преподавателей. Сначала сотрудники ЛЭСИ (Вадим Радаев, Диляра Ибрагимова, Максим Маркин) представили свой опыт участия в заказных исследованиях, подробно остановившись на плюсах и минусах пересечения академической среды и прикладных областей. По их словам, с одной стороны, участие во внешних исследованиях позволяет преодолеть отрыв от объекта исследования и реального положения дел, который неизменно сохраняется в академических работах. Однако сохранить баланс между академической работой и заказными исследованиями весьма не простая задача: в какой-то момент эффективное совмещение этих двух деятельностей становится невозможно.

Также преподаватели обсудили образовательные программы, которые предлагает кафедра экономической социологии ВШЭ. Руководствуясь мнениями студентов, выпускников и работодателей, преподаватели постарались по-новому взглянуть не только на содержание курсов, но и на организацию семинарских занятий, которые призваны развивать аналитические и ораторские компетенции студентов, ведь именно эти навыки впоследствии наиболее востребованы на рынке труда.

В своем заключительном слове Вадим Радаев призвал всех участников «конвертировать смыслы, наработанные за время проведения школы, в реальные действия», еще раз отметив, что школа по своему назначению выступила в качестве «коллективной площадки для реализации индивидуальных стратегий».

Регина Решетеева, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Тест: что вы знаете о российских фамилиях

Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

В Москве запущен профориентационный проект «Высшая школа карьеры»

30 января в парке «Зарядье» состоялся запуск проекта «Высшая школа карьеры», который направлен на помощь родителям и детям в вопросах профориентации. Среди спикеров – руководители образовательных организаций, специалисты медиасферы, представители ведущих компаний.

Жить одиноко

Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века. 

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.