• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доступная, глобальная, изменчивая услуга

В продолжении серии о работе Летней школе Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ — репортаж о выступлении научного руководителя Института развития образования Исака Фрумина. Он рассказал о мировых трендах в высшем образовании.

Лекцию о глобальных трендах в сфере образования Исак Фрумин начал издалека: "Когда я приехал к вам в Голицыно, я пошел на пруд, где присел на скамейку, дабы подготовить это выступление, — обратился он к участникам школы. — Ко мне подошли мальчик и девочка, лет 4—5, и предложили покататься на лодке, т.к. без взрослых — запрещено". Следом за детьми подошла их мама или воспитательница и, схватив их за руки, потребовала возвратиться домой. Девочка расплакалась, мальчик насупился, а мама-воспитатель произнесла фразу, в которой, по замечанию лектора, была заключена целая философия образования: "Будете под замком писать и читать!"

Перестанет ли ученичество быть наказанием в обозримом будущем — об этом был рассказ профессора Фрумина.

Материал к размышлению

Выступление проректор ВШЭ Исак Фрумин построил на обзоре последних докладов ЮНЕСКО, ОЭСР и материалах международных круглых столов и семинаров, в которых он принял участие. "Анализируя услышанные или прочитанные доклады и сообщения, могу сказать, что они представляют любопытный материал для размышления, но редко отличаются теоретической фундированностью. Поэтому в них описываются интересные тенденции, а вот рамок, которые позволяют понять эти процессы, фактически нет", — заметил лектор.

Исак Фрумин выделил 4 фактора, которые должны прояснить, каким образом меняется социально-культурная функция высшего образования в развитых и развивающихся странах.

Первый из них — снижение мирового уровня бедности. Это делает образование более доступным для тех социальных слоев, которые еще двадцать-тридцать лет назад не имели никаких шансов на обучение.

Второй — превращение образования в сферу услуг. Данный процесс сопровождается десакрализацией знания — информация становится объектом потребления, и доступ к ней начинает регулироваться законами спроса и предложения.

Глобализация, которая повышает мобильность студентов, ученых и исследователей по всему миру — следующий фактор, выделенный докладчиком. Чтобы оценить его влияние, достаточно назвать одну цифру: за последние 20 лет чуть больше 1 млн китайцев получили высшее образование только в американских университетах. Распространение единых стандартов обучения и требований к компетенции выпускников университетов — логичное следствие глобализации. Поэтому страны ОЭСР приступили к разработке единых выпускных экзаменов для студентов, которые позволят оценивать их навыки и знания, отметил Фрумин.

Последний фактор — изменение профессиональной структуры занятости, которое требует постоянного совершенствования навыков и обновления знаний. "Этот фактор оказывает влияние на спрос и предложение образовательных услуг. И не знать его влияние — допускать ошибки. Наши чиновники из Минобразования уверены, что профессиональная структура в российской экономике остается неизменной в течении 30—50 лет, и выпускники вузов работают по одной профессии. Но они не учитывают, что траектория студента "университет — работа" стала более подвижной, и выпускникам нужно постоянно совершенствовать свои компетенции", — отметил проректор Вышки Фрумин.

"Плоский мир"

Влияние этих факторов делает мир более "плоским", по выражению Томаса Фридмана, т.е. без границ и барьеров. "Я знаю российских студентов, которые получили возможность обучаться в Сингапуре, Великобритании, США или еще где. Представить себе это десять-пятнадцать лет назад было просто не возможно. Мы наблюдаем, как институт образования трансформируется и начинает функционировать по-новому. Наша задача — понять как и куда", — сказал Фрумин.

Оптимизм эксперта не разделили участники школы, указывая в своих выступлениях-возражениях на тот факт, что взамен старых барьеров появляются новые — информационные и экономические. На что докладчик ответил: в Европе стало плохим тоном продолжать образование (магистратура или PhD) в той стране, в которой вырос студент. При этом появляются новые барьеры, которые начинают работать по-иному и в других масштабах. Как именно — вопрос для исследований.

Диктат студентов

Если раньше внимание экспертов и полисимейкеров было приковано к государству, которое генерировало предложение образовательных услуг, то теперь необходимо учитывать мнение и желания потребителей. В американских университетах следствием такого подхода стало появление феномена edutainment: сочетание образовательных процессов с развлечением. Спортивные команды, получившие прописку при образовательных учреждениях — самый простой пример. В России этот феномен, как оказалось, тоже существует: "Недавний опрос студентов одного казанского университета показал: потребители услуг не довольны качеством образовательных услуг, зато остаются в учебном заведении из-за сильной команды КВН", — пояснил Исак Фрумин.

Ряд университетов США (в том числе, Гарвард) стали позиционировать себя именно с этой позиции: "у нас не скучно, у нас можно не только учиться". Другие, как старейший университет Соединенных Штатов в Чикаго, наоборот, позиционирует себя в качестве этаких ревнителей старины: "у нас не было спорта, и мы гордимся этим". Этот противоположный пример привел профессор Вышки Даниил Александров.

"Если образование — услуга, а университет — ее поставщик, то должен ли вуз решать сверхзадачи и выполнять социальную миссию?" — спросил первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев докладчика.

"И в мире, и у нас происходит сегментация рынка образовательных услуг, — ответил Фрумин. — Чтобы быть успешными, нужно четко определиться с направлением деятельности. Один из очень популярных американских университетов в штате Нью-Мексико рекламирует себя так: "Мы научим вас писать и читать". Поэтому делать выбор между КВНом и наукой все-таки необходимо".

Будущее образования

В завершении лекции Исак Фрумин широким мазками нарисовал картину будущего. Большинство студентов мира будут учиться в Индии и Китае. Поэтому судьба английского языка уже предрешена в течение ближайших 20 лет. И шутка "оптимисты учат английский, а пессимисты — китайский" становится фактом нашей жизни.

Университетам, чтобы отвечать на изменения в глобализированной мировой экономике, придется стать "образовательными супермаркетами", в которых студенты сами формируют свой "рацион" из дисциплин в зависимости от предпочтений, конъюнктуры и своих склонностей. Поэтому главный вопрос, который возникнет перед менеджерами университетов: "как помочь учиться студенту", вместо старого вопроса "как заставить". "Многие университеты, особенно технические, гордятся тем, что у них диплом получают менее половины тех, кто поступил на 1 курс. Но это ошибка. Студенту нужно помогать учиться, и не делать из университета тюремную камеру на 4—5 лет, из которой нет выхода. Вместо teaching преподаватели должны переходить к техникам learning. Только так студенты останутся довольны высшим образованием и смогут найти себя на рынке труда в России и мире", — заключил докладчик.

Дмитрий Крылов

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.