• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заниматься наукой и любить преподавание

Недавняя Летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики была посвящена в основном обсуждению внутренних проблем лаборатории и кафедры экономической социологии. О том, что полезного и интересного было на Школе для человека "внешнего", нам рассказал доцент кафедры социологии Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Михаил Соколов.

— Михаил, эта Школа отличалась от других, на которых вы были?

— Да. Пожалуй, она была чем-то средним между привычной летней школой, расширенным заседанием кафедры и корпоративным тренингом.

— На Школе было что-то интересное для вас?

— Видите ли, я занимаюсь социологией науки. Поэтому я присутствую на любом академическом мероприятии в двух качествах — в качестве участника и в качестве наблюдателя. Это очень удобная позиция: то, что для участника пустая трата времени, для наблюдателя — подарок судьбы. В данном случае, однако, и участник, и наблюдатель могли быть довольны. Это была редкая возможность наблюдать изнутри одну из самых мощных групп в современной российской социологии.

— Значительная часть времени была посвящена обсуждению внутренних проблем кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ. Удалось ли вам почерпнуть из этих обсуждений что-то полезное для себя как для преподавателя?

— Внутренние проблемы этой кафедры в значительной степени те же, что и у множества других кафедр социологии — в том числе, всех, на которых я когда-либо работал. Например, первый день был посвящен решению вечных вопросов профессиональной идентичности социолога — как нам доказать студентам (и самим себе), что им действительно нужно все, что мы им рассказываем? И как нам вести себя с теми, кому доказать это не удастся?

Или — в один из следующих дней обсуждалось, как можно составить более или менее последовательное и цельное расписание преподавания такой фрагментарной дисциплины, как социология. Вполне ожидаемо, ни один из вопросов не получил окончательного решения, но противоположные позиции в этой дискуссии в итоге оказались обозначены четче, чем они были обозначены раньше.

— Почему вы начали преподавать?

— Честно говоря, по одной-единственной причине. В академическом мире вы можете получать деньги или как исследователь, или как администратор, или как преподаватель. Административных способностей я лишен напрочь. Исследовательских денег по иностранным грантам, которых раньше хватало на жизнь, стало гораздо меньше — и в абсолютном, и, особенно, в относительном исчислении. Остается преподавание. Так что в моем случае преподавание изначально было скорее необходимостью, чем желанием.

— С какими проблемами в преподавании вы сталкиваетесь?

— Примерно с теми же, что и коллеги из ЛЭСИ. Большая часть студентов бакалавриата поступила на социологию потому, что там конкурс ниже, чем на психологии и экономике, и математику можно не сдавать. Около 80% приходят с твердым намерением ничего не узнать о социологии, из оставшихся — 15% хотят узнать только то, что можно применить в маркетинге.

— Но, возможно, задача преподавателя здесь — заинтересовать в предмете…

Конечно, изначальное отсутствие мотивации у абитуриентов — это еще не окончательный диагноз. Студенты могут втянуться уже в процессе обучения, увидев что-то, о чем они не догадывались, пока были школьниками. Но нынешние студенты, которые вообще настроены что-то узнавать, интересуются в первую очередь тем, что может помочь при поиске работы.

Они не думают о профессии как о средстве самореализации, источнике смысла жизни или еще чем-то подобном — не потому, что их не интересуют самореализация и смысл жизни, а потому, что они уже решили, что все это надо искать в каком-то другом месте. А ситуация на рынке социологического труда — во всяком случае, в Петербурге — оставляет желать лучшего. Перепроизводство людей с социологическими дипломами в недавнем прошлом дает себя знать, особенно во времена кризиса и демографического провала, которые одновременно сократили поступления в вузы, маркетинговые заказы и грантовые деньги.

Я бы сказал, что именно это — самый серьезный источник проблем в преподавании — тотальный (и, к несчастью, имеющий под собой основательный экономический базис) недостаток интереса к предмету.

— После всего, что вы сказали, трудно находить светлые стороны, и все же, что вам нравится в преподавании?

— Преподавание помогает систематизировать знания — когда читаешь что-то для себя, выхватываешь отдельные интересные тексты, но когда готовишь курс, волей-неволей создаешь более полную картину. Поэтому я стараюсь никогда не читать один и тот же курс больше двух раз — на третий или заменяю его на другой, или переделываю полностью.

Собственно научный интерес также может быть удовлетворен в аудитории — социология исследует социальные взаимодействия, а то, что происходит в классной комнате — это, разумеется, пример такового.

— Появились ли после Школы какие-то идеи, как изменить (улучшить, разнообразить) ведение лекций и семинаров?

— Возникла не столько конкретная идея, как это делать, сколько ощущение, что это стоит попробовать сделать. Оглядываясь на то, что я только что сказал, я понимаю, что изложил ортодоксальную исследовательско-фундаменталистскую позицию. Даже, пожалуй, несколько утрированную: ученые должны думать только о науке; студенты представляют интерес лишь постольку, поскольку из них можно вырастить себе подобных или поставить на них интересные опыты; если им не нравится то, чему и как мы их учим, им же хуже, и так далее.

Встреча же с коллегами из ЛЭСИ была напоминанием о том, что настоящим ученым может быть присуща любовь к преподаванию как процессу, и нет ничего постыдного в том, чтобы учиться преподавать лучше.

Беседовала Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.