• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наследие Дж. Вико: конференция в ВШЭ

29-31 мая в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ состоялась конференция, посвященная наследию неаполитанского философа Джамбаттисты Вико (1668-1744).

Встреча прошла по инициативе Неаполитанского университета Фридриха II и Центра истории наук о языке и тексте Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ при содействии Института всеобщей истории Российской академии наук в рамках проекта «Политическое измерение нелегитимного аргумента в науках о языке и тексте» Научно-учебной группы ВШЭ «Языки интеллектуальной культуры» (руководители — Ю.В. Иванова и Е.Г. Драгалина-Черная).

Мероприятие открыли директор Итальянского института культуры в Москве профессор Адриано Дель Аста и директор ИГИТИ НИУ ВШЭ профессор Ирина Савельева. По замыслу неаполитанских партнеров Центра истории наук о языке и тексте ИГИТИ профессоров Ф. Ломонако и К. Мегале, первая в истории российская конференция, посвященная Дж. Вико, должна была собрать в Москве исследователей философского наследия Дж. Вико из разных частей света. Поэтому участниками мероприятия стали не только российские и итальянские специалисты, но и «викианцы» из Бразилии и Японии. Оказывается, в Стране восходящего солнца о Вико написано множество книг, и его идеями интересуются не только философы и историки, но и социологи, а в университетах Латинской Америки существуют центры изучения наследия Вико.

Вико был философом, который, решая вопрос о смысле истории человечества и о природе человека и общества, пытался усилием исследовательской воли преодолеть ограничения, налагаемые на человеческий разум принадлежностью к определенной эпохе, нации и культуре.

Интерес неевропейцев к творчеству Вико вполне понятен: ведь Вико был философом, который, решая вопрос о смысле истории человечества и о природе человека и общества, пытался усилием исследовательской воли преодолеть ограничения, налагаемые на человеческий разум принадлежностью к определенной эпохе, нации и культуре, и прикоснуться мыслью к самому началу истории. Только так, в своей «Новой науке об общей природе наций» реконструировав путь, пройденный человечеством от темных истоков его биографии до сего дня, Вико считал возможным понять, в какой мере люди сами, часто бессознательно или вопреки своим осознанным намерениям, являются творцами своей истории; какую роль играют умопостигаемые объективные закономерности развития в судьбах наций; как и когда Провидение вторгается в эти судьбы и какие предрассудки препятствуют постижению хода и принципов развития человечества. Поэтому именно наследие Вико часто становится территорией межнационального и даже межцивилизационного диалога об основаниях и принципах совместного существования разных народов и культур: викианская философия истории — своего рода оптическая среда, через которую неевропейцы пытаются воспринять нововременное европейское мышление.

Работа конференции открылась секцией «Автобиография: философия, история, метафора и метод», в которой была представлена серия попыток приблизиться к пониманию Вико через анализ особенностей созданного им автобиографического повествования — сочинения под названием «Жизнь Джамбаттисты Вико, написанная им самим». В первом докладе секции под названием «Вико — “историк” и “автобиограф”» профессор Фабрицио Ломонако (Неаполитанский университет Фридриха II) в ходе анализа широкого исторического контекста, внутри которого происходило становление неаполитанского философа, попытался вскрыть связь между мировоззренческими установками Вико и характером созданного им автобиографического повествования. По мысли Ломонако, автобиография Вико помогает понять, что главным интересом, направлявшим его деятельность, был поиск оснований для новой этики, позволяющей преобразовать гражданскую жизнь. Японский исследователь творчества Вико профессор Тадао Уемура (Государственный университет международных исследований, Токио), вопреки европейской традиции рассмотрения «Автобиографии» как текста, созданного в строгом следовании риторическим канонам, обосновал возможность отнесения сочинения Вико к типу автобиографического повествования, названному японским исследователем Кейсуке Ханада «эдиповским» — вскрывающим логику судьбы. Профессор Клаудиа Мегале (Неаполитанский университет Фридриха II) показала, что в автобиографическом нарративе Вико при внимательном рассмотрении могут обнаружить моменты сближения идей неаполитанского философа с идеями многих порой совсем не схожих друг с другом мыслителей последующих эпох, от Августина до Руссо, от Г.Г. Гадамера до Дж. Ролза.

Александр Марей
Александр Марей
Марк Юсим (Институт всеобщей истории РАН) посвятил свое сообщение реконструкции отношений между историей и поэзией, которые у Вико выступают обобщающими наименованиями различных стадий развития единой человеческой культуры. Серторио Аморим-и-Сильва Нето (Университет Уберландии, Бразилия) предпринял смелую попытку найти в построениях неаполитанского мыслителя эвристический потенциал, расширяя рамки его применения за пределы западноевропейской культуры. Опираясь на викианскую интерпретацию образов древнейших людей как гигантов, от которых ведут свое происхождение позднейшие нации, и на идеи бразильских философов о влиянии сельвы на человеческую природу, Нето провел впечатляющие параллели между гигантами у Вико и португальскими колонизаторами, потерявшими связь с Европой и необратимо видоизменившимися под влиянием бразильских условий. Подобные параллели, по мнению исследователя, позволяют говорить о том, что архаические черты, традиционно принимаемые за проявление незрелости бразильской нации, свидетельствуют, скорее, о скрытых возможностях развития бразильской культуры.

Доклады секции «Познание достоверного и “Новая Наука”» были посвящены рассмотрению «Новой науки» Вико в отношении к различным теоретическим дискурсам. Александр Марей (факультет философии ВШЭ) в докладе «Теория наказания (poena) в трактате Дж. Вико “О едином начале и единой цели всеобщего права”» указал на зависимость взглядов Вико от теорий права, разработанных в XVII в. (прежде всего, Ф. Суаресом), и сделал вывод о неоригинальности Вико как правоведа. Апологетом неаполитанского мыслителя выступил Павел Соколов (ИГИТИ НИУ ВШЭ) в докладе «”Смиренная просьба” Дж. Вико: Всемирный Потоп между картезианской гипотезой, герменевтикой мифа и “критикой человеческого произвола”». Предметом интереса П.Соколова стали размышления Вико о всемирном потопе как радикальной цезуре в истории древнего человечества. Как показал докладчик, важнейшими полемическими адресатами викианской теории послепотопной эпохи стали картезианская космология, представленная прежде всего Томасом Бернетом, протестантская библейская герменевтика в лице «священной географии» Самуэля Бохарта, «евангельской демонстрации» Даниеля Гуета (Huet) и теории естественного права Иоганна Зельдена (Selden), и политическая философия, опирающаяся на эпикурейскую традицию, в лице Томаса Гоббса, что свидетельствует об активной вовлеченности философа в самые острые идейные контроверзы своей эпохи.

Доклады секции «Рецепция Дж. Вико: Новое и Новейшее время»образовали исполненное парадоксов повествование об истории восприятия наследия Вико в России и в мире.

Доклады секции «Рецепция Дж. Вико: Новое и Новейшее время» образовали исполненное парадоксов повествование об истории восприятия наследия Вико в России и в мире, похожее на экспериментальный роман с многократными неожиданными перемещениями во времени и пространстве, причем с каждым таким перемещением раскрывались все новые смысловые потенции, заложенные в наследии Вико. Доклад Михаила Шумилина (факультет истории НИУ ВШЭ) «Викианское гомероведение Джулио Байямонти» был посвящен Джулио Байямонти (1744-1800), итальянскому филологу южнославянского происхождения, участнику знаменитой дискуссии об авторстве гомеровского эпоса, позаимствовашему у Вико ряд герменевтических гипотез и развившему их в своих исследованиях эпоса южнославянского народа морлаков (или черных валахов). Дарья Фарафонова (Санкт-Петербургский государственный университет) рассказала о том, как представления Вико о циклическом характере исторического процесса послужили основой для теоретических построений итальянского мыслителя и публициста второй половины XIX в. Дж. Феррари, претендующих на установление математически точных циклов политического развития наций и на научное истолкование феномена революций. Елена Пенская (факультет филологии НИУ ВШЭ) на основе многочисленных неопубликованных архивных материалов и мемуарных свидетельств показала, что восприятие Вико в тот же исторический период в России складывалось в тесной связи с формированием собственной университетской философии истории. Андрей Исэров (факультет истории НИУ ВШЭ) докладом «Эдвард Саид и Джамбаттиста Вико» открыл обсуждение вопроса о роли Вико в истории развития марксистской и, шире, левой традиции политической мысли, которое было продолжено в сообщении Александра Дмитриева (ИГИТИ НИУ ВШЭ) «"Наш" Вико? (Михаил Лифшиц и советская стратегия присвоения наследия Дж. Вико в 1930-е годы)». В выступлении Юлии Ивановой (ИГИТИ НИУ ВШЭ) «В поисках языка возможного: Нэнси Стрьювер как интерпретатор Дж. Вико» на первый план были выдвинуты эпистемологические и методологические аспекты «Новой Науки» и их интерпретация в контексте так называемой «новой риторики». Стефания И. Сини (Университет Восточного Пьемонта им. Амедео Авогадро, Верчелли) в докладе «Fictae personae серьезной поэмы: викианская антропология ”литературы”» продемонстрировала неожиданную актуальность предложенной Вико интерпретации центральных понятий римского права как воплощенных метафор. Связь между эпистемологической, антропологической и социальной проблематикой рельефно выступила в докладе Романы Басси (Падуанский университет) «”И воображали, что боги — это тела”: этические аспекты отношения ум-тело в “Новой науке”», обосновывающем возможность причисления Вико к предшественникам коммунитаристской этики. Виталий Махлин (Московский педагогический государственный университет) в докладе «Филология и современность: Вико, Ауэрбах и мы» предпринял попытку диагностики современной ситуации в гуманитарном знании, в качестве основных черт которой выделил исчерпанность всех возможных метаимперативов и вытекающую отсюда невозможность революции или смены парадигмы, а также утрату гуманитарными дисциплинами предметной автономии и предметного контакта с действительностью. По мнению докладчика, обращение к истории исторического опыта может стать выходом из этой критической для философии и филологии ситуации — и именно в этом отношении мышление Вико как никогда актуально для современной культуры. Конференция завершилась выступлением самой юной гостьи — семнадцатилетней Клаудии Фаланга, ученицы Лицея им. Адриано Тиглера (Геркуланум, провинция Неаполя), в апреле нынешнего года выигравшей философское состязание (Certame filosofico) «Джамбаттиста Вико в Италии и в мире» (2013 г.), в котором приняли участие около двухсот итальянских школьников. Клаудия зачитала эссе, принесшее ей победу в конкурсе.

Елена Пенская
Елена Пенская
Однако викианские штудии в ходе конференции не ограничились только теорией: 1 июня под руководством Стефании Сини, М.А. Юсима и В.Л. Махлина был проведен семинар, посвященный трудностям перевода текстов Дж. Вико на русский язык. Устроители мероприятия надеются, что напряженная трехчасовая дискуссия, развернувшаяся во время этой международной встречи, перейдет в масштабный переводческий проект, итогом которого станет новый русскоязычный Вико.

Гости с родины Дж. Вико оценили уровень российских викианских штудий как весьма высокий и предложили опубликовать материалы конференции в двух версиях — итало- и англоязычной — в ведущих философских журналах университетов Неаполя и Уберландии. Зарубежные коллеги принесли глубокие благодарности организаторам конференции — Юлии Ивановой и студентам Научно-учебной лаборатории (НУГ) «Языки интеллектуальной культуры». В ближайшие дни их добрые слова украсят сайт НУГ. По оценкам гостей, безупречным было качество организации как рабочего времени, так и досуга во время конференции — конечно, во многом благодаря прекрасной работе студентов проекта: за три дня своего пребывания в Москве, при всей напряженности расписания конгресса, итальянские, бразильские и японские викианцы смогли посетить Третьяковскую галерею и заповедник Коломенское, а также с пользой прогуляться в сопровождении экскурсовода, преподавателя факультета истории Льва Масиэля Санчеса, по тихим улочкам Замоскворечья.

 

Юлия Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Между двумя университетами

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII. Как ей это удалось и чем отличаются российский и французский подход к исследованиям, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.