• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование: права и свободы

31 мая в Высшей школе экономики прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. С докладом «Академические права и свободы в мире и в России: исследовательская перспектива» выступил старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Дубровский.

В связи с трансформацией системы высшего образования в России вопросы автономии высших учебных заведений от государственной политики и границ их «допустимой» свободы встали довольно остро. Подобная ситуация заставляет задуматься о правах и свободе человека и внутри академического сообщества.

К вызовам, стоящим перед системой образования в целом, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Дмитрий Дубровский отнес, в первую очередь, ограничения, существующие в самой структуре и методиках обучения. Так, в ситуации, когда ректор назначается «сверху», говорить о серьезной автономии и демократической структуре управления университетом сложно. Кроме того, фактическое сворачивание демократических институтов в университетах — в частности, выборов, в СПбГУ, фактическое уничтожение автономии факультетов — все это также угрожает академическим правам и свободам. Настораживает и возникающая идеологизация в системе образования. Например, в Северном государственном медицинском университете (СГМУ) создан факультет православной медицины, в стране периодически предпринимаются попытки включить в школьную программу курсы религиоведческого характера. Свои, казалось бы, «незримые» ограничения накладываются и на содержание учебного процесса. Споры о том, как должен быть написан школьный учебник по истории России, не только не утихают, но периодически разгораются с новой силой.

Дмитрий Дубровский также считает симптоматичной вспыхнувшую в России «шпиономанию», от которой страдает академическое сообщество и наука в целом. Активно применяемый в последнее время закон «Об экспортном контроле», который ставит все контакты с международным сообществом под контроль так называемых первых отделов, заставляет вспомнить советскую систему тотальной слежки за учеными и преподавателями. Вместе с тем, не так давно Санкт-Петербургский городской суд вынес обвинительный приговор по делу преподавателей Балтийского государственного технического университета (БГТУ) Афанасьева и Бобышева по статье «государственная измена в форме выдачи секретных сведений». Сначала петербургским ученым вменяли в вину «шпионаж в пользу Китая», затем — «государственную измену». Напомним, что у вуза заключен официальный двухсторонний договор с Харбинским политехническим институтом и с 2002 года студенты, аспиранты и преподаватели ездили из России в Китай на обучение и стажировки. Не так давно саратовский Центр социальной политики и гендерных исследований (ЦСПГИ) признали «иностранным агентом» за исследования в области социальной политики и получение западных грантов. Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге получил предостережение за изучение политических и социальных процессов. Московский Левада-центр тоже получил «черную метку» от прокуратуры. Политическая деятельность организации, по мнению правоохранительных органов, заключается в публикации результатов социологических исследований, влияющих на общественное мнение. К вызовам, существующим внутри академического сообщества, относятся внеправовое преследование студентами и сотрудниками вузов, являющихся активистами протестных движений.

Завершая свое выступление, Дмитрий Дубровский обозначил перспективные направления для будущих исследований и одновременно оценки состояния академических прав и свобод. К ним относятся: анализ институциональных условий развития высшего образования (и политической ситуации в целом); эффективность в направлениях образовательной политики (насколько сообщество преподавателей и ученых участвует в выработке и обсуждении стратегии); институциональные правовые ограничения для высшего образования и науки; экономическое функционирование вузов; проблемы дискриминации и гендерного равенства, свобода слова и передвижения, оценка доступности ресурсов. Также была отмечена нехватка серьезных исследований академического сообщества на микроуровне.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ стала лидером в 7 предметах рейтинга научной продуктивности вузов по версии АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в десять предметных областей и шесть более узких предметных срезов рейтинга аналитического центра «Эксперт». При этом в пяти областях и двух срезах университет занял 1 место.

«Для науки очень важна функция самопроверки и самоочищения»

Ученые из ВШЭ вошли в состав новых комиссий РАН по противодействию фальсификации научных исследований и по борьбе с лженаукой. Новые комиссии возникли в результате разделения прежней комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификациями, существовавшей при президиуме РАН двадцать лет.

От клонирования мамонтов до тайн человеческого мозга: в Вышке пройдут дни научного кино

23 ноября в Вышке начнется ставший уже традиционным Фестиваль актуального научного кино ФАНК, в рамках которого будут показаны четыре документальных фильма. После показа каждого фильма зрители смогут принять участие в обсуждении и задать вопросы экспертам — сотрудниками и преподавателями Вышки.

История под надзором

Разгромный отзыв в научном журнале мог поставить крест на карьере советского ученого. С неугодными расправлялись при помощи идеологических рецензий. Однако количество последних было сравнительно небольшим, а академическая этика и профессионализм чаще брали верх, утверждает старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Сергей Матвеев. 

Дискуссия «Doing Science: насколько комфортно в российской науке молодым?» на ПМЭФ-2018

Научно-технический комплекс России сегодня остается одним из крупнейших в мире. Но несмотря на хорошие показатели, сектор исследований и разработок в России развивается довольно инерционно. К тому же, по данным опросов, научная карьера в России до сих пор остается непривлекательной. Борьба с этой проблемой стала одной из целей новых «майских» указов: когда молодежь активно идет в науку, остается в ней и успешно раскрывает свой потенциал, в сфере складывается благоприятная обстановка. В рамках дискуссии эксперты обсудили, как оптимизировать инструменты управления наукой с точки зрения привлечения в эту сферу новых кадров.

Как Европейский исследовательский совет финансирует науку и инновации

В Высшей школе экономики выступил профессор Жан-Пьер Бургиньон, президент Европейского исследовательского совета (ЕИС), с открытой лекцией на тему «Государственное финансирование науки и инноваций: опыт Европейского исследовательского совета». Лекция была организована ВШЭ совместно с Представительством Европейского союза в РФ.

Работа в науке: взгляд со стороны и изнутри

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ много лет изучает как процессы в самой науке, так и представления о ней со стороны. По результатам своих исследований он подготовил спецпроект, из которого можно узнать, что думают о работе ученых люди не из академической сферы и сами исследователи. 

Механизмы финансирования российской науки нуждаются в обновлении

Необходимо обеспечить базовое финансирование длительных фундаментальных исследований, увеличить срок обучения в аспирантуре до четырех-пяти лет, развивать исследования в региональных вузах при участии ведущих исследовательских университетов. Об этих и других мерах поддержки науки ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил 7 декабря на заседании правления Российского союза ректоров.

Как Вышка популяризирует научное знание

10 ноября отмечается Всемирный день науки. Праздник призван продвигать достижения науки, содействовать ее развитию. Рассказываем, как Вышка популяризует научные исследования, выполненные в стенах университета.

Студенты МИЭМ НИУ ВШЭ показали свои разработки на фестивале Nauka0+

Потанцевать с роботом, погрузиться в виртуальную реальность, собрать метеостанцию, узнать об «умных» технологиях для дома и просто хорошо провести время — Вышка на фестивале NAUKA 0+ показывает, что научные разработки могут быть не только полезными, но и доступными каждому.