• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты ВШЭ предложили ряд изменений в проект федерального бюджета на 2016 год

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» подготовил экспертное заключение по проекту федерального бюджета на 2016 год. Заключение было представлено на заседании комиссии Государственной Думы по бюджету и налогам 2 ноября.

Эксперты признают, что Правительство довольно успешно справилось с балансировкой доходов и расходов бюджета. По качеству подготовки проект в целом не уступает ранее принимавшимся. Однако, по мнению экспертов, этого недостаточно. Бюджет призван обеспечить не просто выживание в резко усложнившихся условиях, а развитие, усиление конкурентоспособности российской экономики, наращивание ее сравнительных преимуществ, реализацию социальных приоритетов. Для этого требуются прорывные решения, а их проект не содержит.

Едва ли не главная новация — пополнение бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки на добывающие отрасли. Если не пойти на этот шаг, пришлось бы либо еще больше сокращать расходы на инвестиции и социальные нужды, либо увеличивать налоговую нагрузку на несырьевой сектор и население. Эксперты признают, что, готовя проект бюджета, Правительство в данном случае выбрало наименьшее из зол. Но это решение приемлемо только в качестве временного. Добыча смещается на Восток и Север, что объективно ведет к росту издержек. Необходимо искать иные резервы для пополнения бюджета.

В долгосрочном плане резервы связаны прежде всего с наиболее мощными факторами развития современной экономики — человеческого капитала и инновационного потенциала. И в том и в другом отношении Россия обладает немалыми сравнительными преимуществами. Однако их сохранение и наращивание невозможно без необходимых инвестиций. Между тем, проект предусматривает сокращение расходов на человеческий капитал даже в номинальном выражении.

Если принять проект в нынешнем виде, расходы на образование и здравоохранение сократятся по сравнению с 2012 г., соответственно, на 14% и 20%.

В НИУ ВШЭ оценена динамика расходов не только в текущих, но и в неизменных ценах и не только в Федеральном бюджете, но и во всей бюджетной системе. Согласно этим оценкам, если принять проект в нынешнем виде, расходы на образование и здравоохранение сократятся по сравнению с 2012 г., соответственно, на 14% и 20%. Продолжение такой тенденции чревато экономической отсталостью в недалеком будущем.

Эксперты обращают внимание также на отсутствие в проекте надежных ответов на новые вызовы, обусловленные экономической рецессией. Безусловно, государство не может компенсировать гражданам все порожденные ею издержки. Но есть приоритетные проблемы, и к их числу эксперты отнесли, в частности, помощь «новым бедным», прежде всего молодым семьям с детьми, которые лишились доходов, успев приобрести ипотеку. Предлагается заключать с такими семьями социальные контракты, то есть соглашения об оказании адресной помощи при соблюдении условий, касающихся усилий по трудоустройству и возможному возмещению помощи в будущем.

Недостаточно реалистичными эксперты сочли проектировки, касающиеся межбюджетных трансфертов. Основные доходные источники многих региональных и местных бюджетов пострадали от рецессии значительно больше, чем доходы Федерального бюджета, и нет оснований считать, что в 2016 г. эта тенденция изменится. Регионы адаптируются к ситуации, сведя к минимуму инвестиции и залезая в долги. Доля капитальных вложений в бюджетах субъектов Федерации в текущем году составляет всего около 5% против 11% в 2014 г. и 17,2% в 2009 г. Подчас с учетом долгов это даже не выживание, не говоря уже о развитии. Между тем, проект Федерального бюджета, с одной стороны, подразумевает перемещение в регионы дополнительной части расходов, а с другой — сокращение межбюджетных трансфертов с 2,24% ВВП до 2,01% ВВП.

Подчеркивая необходимость увеличения финансирования по ряду приоритетных позиций, эксперты НИУ ВШЭ, вместе с тем, указывают на конкретные резервы экономии, которые могут быть реализованы в короткие сроки. Это позволило бы нарастить финансирование приоритетных расходов без разбалансировки бюджета. В числе резервов — ускоренное проведение реформы контрольно-надзорных органов. Реформа, основанная на риск-ориентированном подходе, фактически уже разработана. Ее проведение даст возможность не только сократить затраты на содержание контрольных органов, но и значительно уменьшить административную и коррупционную нагрузку на бизнес, а значит, стимулировать экономический рост.

Другой крупный резерв — оптимизация Федеральной адресной инвестиционной программы. В первую очередь это касается средств, которые слабо осваиваются. Зачастую это происходит потому, что нет либо подлинной надобности в проектах, на которые она ассигнованы, либо способности реализовать эти проекты в существующих обстоятельствах. От таких проектов необходимо либо отказываться, либо переносить их на будущее, что может высвободить от 200 до 300 млрд рублей.

Также предлагается найти резервы в остатках бюджетных средств на счетах госкомпаний и подрядчиков, занятых в реализации крупных инфраструктурных проектов. Подчас средства подолгу «крутят» на депозитах. Если они своевременно не вкладываются в экономику, их следует вернуть в бюджетную систему и направить туда, где они действительно нужны. Эксперты напомнили, что в 2008-09 годах Правительство прибегло к подобным мерам, и они оказались весьма эффективны.

В своем заключении эксперты ВШЭ указали также на возможность и необходимость в настойчивом улучшении структуры расходов в каждой из отраслей, включая приоритетные. В образовании, здравоохранении, науке есть не только нормально работающие учреждения, но и сильные конкуренты лучших мировых университетов, медицинских и исследовательских центров. Но есть и учреждения, не пользующиеся уважением граждан и расходующие государственные средства многократно хуже лидеров. Перераспределение ресурсов внутри отраслей, освобождение от заведомого балласта и стимулирование «середняков» рационально использовать средства способно, по мнению экспертов, в короткие сроки повысить эффективность расходов.

Представляя заключение на заседании профильной комиссии Государственной Думы во вторник, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что сегодня безальтернативно резкое повышение качества бюджетных решений, а потому в рамках основных параметров, которые примет Дума, можно и нужно до второго чтения найти резервы улучшений как по части доходов, так и расходов бюджета.

 Заключение Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на проект закона о Федеральном бюджете на 2016 год (DOCX, 164 Кб)

 

 Текст выступления Ярослава Кузьминова на заседании комиссии Госдумы 2 ноября (DOCX, 128 Кб)

 

Вам также может быть интересно:

Государство экономит на здоровье

Расходы на здравоохранение, заложенные в федеральном бюджете на ближайшие три года, неизбежно приведут к снижению качества медицинской помощи в России. Такой вывод можно сделать из анализа бюджетных расходов, проведенного экспертами Центра развития НИУ ВШЭ в очередном выпуске бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».