• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жесткость управления не мешает появлению в российском образовании «разумных моделей»

В парке игрового обучения «Кидзания». Фото: kidzania.ru

На место дворцов пионеров приходят города профессий, конкурсы лучших рабочих сменяются международными чемпионатами Worldskills, а российские вузы концентрируют усилия в борьбе за места в предметных международных рейтингах — итоги 2015\16 учебного года в сфере образования были подведены на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Традиционный семинар «Итоги года в образовании» носит имя Анатолия Пинского — одного из авторов образовательных реформ первой половины «нулевых», директора московской школы и сотрудника Вышки, 60-летие со дня рождения и 10-летие со дня смерти которого отмечается в этом году.

Самые важные события

По сложившейся традиции накануне семинара было проведено голосование — экспертам, участвовавшим в семинарах в течение года (всего около 500 опрошенных), предложили выбрать из предложенного перечня 5 ключевых событий уходящего года.

Наиболее важными (от 20 до 30% голосов) эксперты сочли 5 событий:

  • предоставление права МГУ и СПбГУ присуждать ученые степени;
  • развитие движения Worldskills в профессиональном образовании;
  • реорганизацию вузов путем их объединения;
  • запуск стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»;
  • запуск Национальной платформы открытого образования.

Города профессий

Несмотря на четкую иерархию событий, выстроенную по результатам опроса, основные докладчики семинара рассказывали не только и не столько о них.

Одно из принципиальных новшеств прошедшего учебного года, отмеченное директором Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергеем Косарецким, — бурное развитие дополнительного образования.

На него впервые были выделены средства из Федеральной целевой программы развития образования — поддержаны отдельные программы (например, по робототехнике), в семи пилотных регионах апробируются новые подходы к управлению и финансированию дополнительного образования. Во многом это результат изменений в образовательной политике под влиянием экспертного сообщества, считает докладчик: в рамках обсуждения главы «Новая школа» Стратегии-2020 говорилось, что нужно уделять больше внимания развитию неформального сектора образования.

Трендом прошедшего года стало открытие в разных городах России больших профориентационных игровых центров и интерактивных музеев — сейчас их около тридцати. В названиях, как правило, используются зарубежное слово kid — КидБург, Кидзания и проч., причем Кидзания продает свой продукт как франшизу. Проекты окупаются благодаря билетам, через центры рекламирует свою продукцию бизнес.

Примечательно, что де-юре эти проекты не являются образовательными, они не имеют лицензий на образовательную деятельность, регистрируются как организации культуры и досуга, но пользуются огромным спросом именно как источники дополнительного образования детей, подчеркнул Сергей Косарецкий. Они возникли без нормативных документов и без участия госструктур, добавил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, то есть «пробились» сами по себе.

Worldskills forever

Еще одно новшество, оказывающее огромное воздействие на систему образования, — международное движение Worldskills, активно развивающееся в России. О нем рассказал руководитель пресс-службы WorldSkills Russia Евгений Колчев.

Worldskills — это международные конкурсы профессионального мастерства для учащихся профессиональных колледжей, которые проводятся в разных странах по единым стандартам. «Победа на чемпионате Worldskills — это показатель профпригодности, — сказал Евгений Колчев. — Человек может себя зарекомендовать без всякого резюме, сделав что-то руками. А для профессионального образования это система международного аудита. Сегодня нам приходится бороться с тяжелым стереотипом в сознании: не будешь учиться — пойдешь в ПТУ. Рабочие профессии становятся популярными благодаря изменениям в системе подготовки».

Еще два года назад губернаторы не воспринимали Worldskills всерьез, утверждая, что у нас есть «свои родные конкурсы лучших в профессии», добавил Исак Фрумин. Теперь же движение Worldskills охватило всю Россию, включив нашу систему подготовки рабочих кадров в современное международное разделение труда.

Вузы ведущие и опорные

В высшем образовании один из трендов уходящего учебного года — успехи российских вузов в международных предметных рейтингах по областям знания, рассказал заведующий лабораторией «Развитие университетов» Института образования ВШЭ Дмитрий Семенов. Это привело к смене тональности экспертных и общественных дискуссий о вхождении наших вузов в мировые университетские рейтинги — у них появился внятный стратегический ориентир. Если раньше можно было говорить о неясности стратегий отдельных вузов — участников проекта повышения международной конкурентоспособности 5-100, то теперь происходит концентрация на прорывных направлениях. Это прежде всего инженерно-технические и медицинские науки.

И если применительно к проекту 5-100 речь идет о ведущих российских вузах, то в прошедшем учебном году государство обратило внимание и на вузы «второго эшелона» — 11 вузов в разных регионах получили статус опорных. У них другие стратегические ориентиры: важна не публикационная активность профессоров, а участие в социально-экономической жизни своих регионов с учетом различных региональных ситуаций.

Мягкое или жесткое?

«Каковой бы не сложилась за 10 или 100 лет эта новая образовательная парадигма, я полагаю, что одним из главных качеств ее мыслей и стиля будет именно вот это качество: мягкий традиционализм и мягкая проектность, мягкая рациональность и мягкие технологии, мягкий педоцентрицзм и мягкий диалогизм. Может быть, одна из весьма печальных и тревожных особенностей нашего времени проявляется в том, что самое употребимое слово сегодня — это слово «жесткий». Эту цитату Анатолия Пинского Исак Фрумин привел в качестве эпиграфа к семинару, подчеркнув, что она остается актуальной и сегодня.

Однако, по мнению ректора МПГУ Алексея Семенова, изменения, которые проводятся в российском образовании, — рост финансирования, ЕГЭ, переход вузов на Болонскую систему и другие — все же приводят к появлению «разумных моделей».

Даже если согласиться с тем, что методы управления в образовании становятся более жесткими, система демонстрирует адаптивность. Можно говорить об эффекте непрямого лоббирования: многие идеи, предложенные экспертами, принимаются властью, пусть даже не с первой попытки, и успешно реализуются, доказывая свою продуктивность. Характерный пример — реформа педагогического образования, которая проводится при участии Высшей школы экономики: важнейшим итогом уходящего учебного года Алексей Семенов назвал рост престижа педагогического образования: «Исчезло ощущение, что педвузы выпускают плохих учителей и вообще существуют непонятно зачем. Стало понятно, что это важнейшая часть системы образования».

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.