• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка запускает проект «Регуляторика 3.0»

В нем будет собрана информация о регуляторной политике, проанализированы лучшие практики в этой сфере, представлены экспертные мнения. Проект также станет прообразом платформы для совместного обсуждения и выработки эффективных регуляторных мер при участии чиновников, бизнеса и гражданского общества.

Проект «Регуляторика 3.0» инициирован Институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Его название отражает эволюцию, которую прошли развитые страны за последние 35 лет в плане регуляторной политики: от идеи меньшего регулирования к более качественному регулированию и, наконец, к «умному регулированию», или Регуляторике 3.0. Цель «умного регулирования» заключается в том, чтобы способствовать развитию экономики и, в конечном счете, благосостоянию граждан. В этом смысле грамотная регуляторная политика не менее важна, чем налоговая и кредитно-денежная политика государства.

В России отдельные шаги по внедрению элементов такой политики предпринимались в начале 2000-х годов. Это происходило в рамках административной реформы, а затем при введении оценки регулирующего воздействия и попытках улучшить позиции России в рейтинге «Doing Business». Ряд мер был предложен экспертами ВШЭ и при обновлении «Стратегии-2020», и при подготовке предложений в «Стратегию развития страны до 2024 года», разрабатываемую ЦСР.

Но несмотря на все эти усилия регуляторная среда в России скорее ухудшилась. Вал принимаемых нормативных правовых актов нарастает. При этом такие акты не опираются на эмпирические доказательные данные и вызывают негативные побочные последствия для бизнеса и граждан. Зачастую, осознав допущенную ошибку, государство предпринимает не слишком удачные попытки исправить ситуацию. Это приводит к постоянной и непредсказуемой смене условий игры.

В результате, в рейтинге Regulatory Quality Ranking (это один из шести компонентов World Governance Indicators, ежегодно рассчитываемых Всемирным банком) Россия по итогам 2015 года опустилась уже на 129 место, фактически вернувшись к ситуации начала 2000-х годов.

«Чтобы исправить положение, необходимо новое понимание регуляторной политики, — отмечает руководитель проекта «Регуляторика 3.0» Даниил Цыганков. — Она должна быть интегрированной, обеспечивать качественное нормотворчество и опираться на актуальные социально-экономические исследования и современные юридические технологии. Первоочередные задачи заключаются в дерегулировании в прорывных отраслях, стабилизации регуляторной нагрузки в остальных сферах и выработке мер, которые способствуют устойчивому экономическому росту».

Эти вопросы и станут ключевыми в рамках проекта «Регуляторика 3.0». С одной стороны, это информационно-аналитический ресурс, на котором собраны материалы прошлых лет (в частности, результаты проектов, тренингов, экспертных дискуссий) и библиотеки лучших практик (включая научные статьи, мониторинги и руководства по регуляторной политике). С другой стороны, «Регуляторика 3.0» задумана как прообраз платформы для обмена мнениями о совершенствовании регуляторной политики в России. К участию в таких обсуждениях приглашаются представители государственных органов, гражданского общества, бизнесмены, эксперты и журналисты.