• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИСИЭЗ представил сборник «Индикаторы образования: 2020»

ИСИЭЗ представил сборник «Индикаторы образования: 2020»

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в партнерстве с Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ и Федеральной службой государственной статистики выпустил очередной статистический сборник из серии «Индикаторы образования: 2020».

500-страничный сборник содержит сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные разделы посвящены связи образования с рынком труда, финансированию образования, составу обучающихся, персоналу, условиям обучения, образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также представлены международные сопоставления.

Например, в сборнике приводится статистика по численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры – их становится меньше: в 2010/ 2011 учебном году обучалось чуть более 7 миллионов, в 2018/ 2019 учебном году 4,1 миллионов. Большая часть из них в прошлом учебном году изучала науки об обществе (36,5%) и инженерное дело, технологии и технические науки (31,4%). В среднем на одного работника профессорско-преподавательского состава приходилось 12 студентов. Нагрузка на школьных учителей чуть выше – 17 учеников.

Наибольшую заработную плату получает профессорско-преподавательский состав вузов. В 2018 году в государственных и муниципальных вузах в среднем она составила 82 486 рублей, годом ранее – 63 831 рубль.

Исследователи выявили еще одну тенденцию – после 9-го класса школьники все чаще начинают работать. В 2018 году таких насчитали около 5% от общего числа выпускников, хотя в 2010 году этот показатель равнялся нулю. 53% продолжили обучение по программам общего среднего образования.

А вот все больше выпускников вузов не торопится выходить на рынок труда, а продолжают образование в магистратуре или аспирантуре. В 2018 году их было 19%, тогда как в 2010-м – лишь 7%.

Россияне стали больше пользоваться платными образовательными услугами. Родители не скупятся на репетиторов и оплату образования детям.

свыше 613 миллиардов рублей

было потрачено в 2017 году на платные образовательные услуги, что в два раза больше, чем в 2010-м. 

Хоть и незначительно, но растет доля неудовлетворительных оценок на государственной итоговой аттестации учащихся по программам основного общего образования. В 2018 году их получил 1,2% учащихся, в 2017 – 1,1%.

В публикации использованы данные Федеральной службы государственной статистики, Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Федерального казначейства, Организации экономического сотрудничества и развития, а также собственные методологические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Полная версия сборника