• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пандемия коронавируса: путь туда, но не обратно

Пандемия коронавируса: путь туда, но не обратно

© iStock

Даже если избегать жестких эпитетов, таких как «крах», «распад» или «катастрофа», понятно, что мир, считавшийся «глобальным», перестает существовать и держится лишь на проявлении доброй воли лидеров крупнейших государств мира. Сейчас, на пике пандемии, самые отпетые оптимисты глобализации признают, что до окончания «периода карантинов» еще очень далеко, а многие прежние привычки, да и в целом ход вещей, считавшийся «естественным», может не вернуться никогда. Об этом в колонке для «Эксперта» говорит политолог, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев.

Но ведь ощущение кризиса мира глобализации сложилось еще в 2019 году у слишком многих людей, чтобы быть просто самообманом. Система глобализации, казавшаяся вполне устойчивой, обвалилась быстро, почти мгновенно (свертывание международной торговли и глобальных авиаперевозок произошло всего за месяц) и от относительно небольшого толчка. Слишком многие игроки на мировой арене хотели бы «переиграть» ключевые эпизоды строительства глобального мира, но только Россия говорила об этом откровенно. Остальные страны просто молча действовали в направлении «размягчения» основных «скреп» глобализации, как минимум после глобального финансового кризиса 2008—2009 годов. Главный вопрос сегодня — каковы будут хотя бы базовые черты того мира, который мы будем называть постглобальным. Сможем ли мы использовать для его строительства хоть что-то из старого, глобального мира или придется морально и материально готовиться к тому, чтобы строить здание нового мироустройства на пепелище.

В прямом и переносном смысле.

Глобализация под спудом

Главная проблема в том, что современный мир оказался неспособным эффективно реагировать на риски не только операционно, на уровне конкретных принимаемых решений, но и концептуально. Мир поступательно развивающейся глобализации, то есть глобализации потребительской унификации и социального сближения, оказался в принципе не готов к масштабным кризисам, требующим изменения поведения людей. В этом смысле «коллективный Запад» и его социально-экономические сателлиты в развивающемся мире (которые могли быть одновременно и военно-политическими оппонентами) всерьез поверили в концепцию «конца истории» как конца качественной, системной трансформации человеческого общества и средств управления им. Концепция предусматривала максимально плавную эволюцию, но никак не трансформацию.

Едва ли удивительно, что концепция глобализации — что в американской версии, что в европейском толковании американской версии, что в китайских поправках к американской версии — не предусматривала никакой реальной геоэкономической многополярности, максимум «делегирование» военно-полицейских полномочий отдельным союзникам США в пределах ранее сформировавшихся в рамках американоцентричной (и никакой другой) модели глобального развития, макрорегионов. Формирования новых, более соответствующих потребностям развития, а тем более относительно геоэкономически самодостаточных макрорегионов глобализация не предполагала.

Глобализация не предусматривала никакого качественного, если хотите, структурного развития вообще, сконцентрировавшись на количественной стороне вопроса. И это было, вероятно, главной ошибкой идеологов глобального мира, посчитавших, что социальное «качество», определявшееся этноконфессиональной и социокультурной базой, адаптируется к новым количественным уровням потребления само, стирая различия идентичностей. Отсюда и неспособность США реально сформировать систему, именовавшуюся Chimerica, с Китаем в качестве почти равного, но младшего партнера, а ЕС — пойти на долговременное стратегическое партнерство с Россией, консолидирующей в мягкой форме Евразию.

Вероятно, идеологи глобализации не очень верили в невидимую руку рынка и поэтому попытались ограничить «территорию прогресса» набором понятных и подверженных манипуляциям показателей. Отсюда и тот «официальный» набор ключевых противоречий поздней версии капитализма, едва ли отражавший реальное положение дел.

Читать материал полностью

Вам также может быть интересно:

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».

Отечественный автопром попал в пробку

Эксперты Вышки и автоотрасли обсудили влияние пандемии на производство и торговлю автомобилями. Они пришли к выводу, что российский автопром пережил прошлый год лучше, чем многие другие страны, но проблемы отрасли остаются нерешенными, а перспективы во многом зависят от качества госполитики.

Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций

Новый выпуск журнала HERB посвящен осмыслению опыта, приобретенного университетами в период пандемии. Авторы статей рассказали о рисках, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, о внедрении новых форматов обучения, о реализованных в дистанционном формате проектах, а также поделились первой рефлексией на тему развития университетской среды в постпандемический период.

Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России

Российский рынок трансграничной интернет-торговли серьезно пострадал от коронакризиса. На восстановление до уровня 2018-2019 гг. ему понадобится 7-8 лет. Кроме пандемии, негативную роль сыграли девальвация рубля и решение правительства снизить лимит беспошлинного ввоза товаров личного пользования. В то же время, внутренний онлайн-ритейл вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду

Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»

Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.

Российский IT-сектор: новые вызовы и возможности после пандемии

Алармистские прогнозы не сбылись, отечественная IT-индустрия понесла не столь большие потери из-за коронакризиса, как ожидалось. Но пандемия привела к резкому росту потребности в цифровых продуктах и заострила старые проблемы. Что нужно предпринять для ускорения развития отрасли? На этот вопрос постарались ответить участники семинара, проведенного НИУ ВШЭ.

Гадкие утята «черных лебедей»: как взять уроки из 2020 года

Пандемия коронавируса будет, наверное, упоминаться всякий раз, когда понадобится пояснить смысл выражения «черный лебедь». Впрочем, едва ли не каждому уже знаком этот предложенный Нассибом Талебом ярлык неожиданных событий, которые необратимо меняют привычной ход вещей. Итоги 2020 года в колонке для «Российской газеты» подводит вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.

Участники юбилейной Форсайт-конференции НИУ ВШЭ обсудят сценарии будущего после COVID-19

9—13 ноября Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проводит Международную научную конференцию «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». Признанная ОЭСР одним из наиболее значимых мировых форумов исследователей будущего, конференция в десятый раз соберет российских и зарубежных экспертов, представляющих ведущие think tanks, научные центры и университеты, национальные министерства и ведомства, институты развития и высокотехнологичные компании из более 20 стран.

Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта

Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.