• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

По машинам: приведет ли пандемия к закату эпохи общественного транспорта

По машинам: приведет ли пандемия к закату эпохи общественного транспорта

© iStock

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ рассуждает о том, сможет ли личный автотранспорт вытеснить автобусы и трамваи с городских улиц в поствирусном будущем.

В первых числах апреля я получил письмо от Мохамеда Мезгани – одного из ведущих мировых экспертов-транспортников, президента Международного союза общественного транспорта (МСОТ) – авторитетной организации, пережившей на своем веку все самые драматичные мировые события, начиная с 80-х годов XIX века.

В письме, направленном членам комиссий и комитетов МСОТ, профессор Мезгани выражает понимание карантинных проблем, с которыми сталкиваются его коллеги, и сообщает о своем желании расширить круг нашего домашнего чтения посредством открытия бесплатного доступа ко всем документам союза.

При этом, будучи отменным знатоком проблем мобильности городов и горожан, он не проявляет никакой озабоченности по поводу умаления роли, или тем более коллапса, общественного транспорта в «посткоронавирусном» мире. Хотя сегодня вполне серьёзные авторы заговорили о том, что эпидемиологические угрозы приведут к решительному повышению лояльности городских властей к массовым автомобильным поездкам и, соответственно, к отказу от приоритета общественного транспорта.

Физический смысл слова «отказ» заключается в данном контексте в том, что на долю общественного транспорта останутся школьные перевозки и социальные транспортные сервисы для «безлошадного» населения.

Михаил Блинкин
© Высшая школа экономики

Абстрактно говоря, такой сценарий возможен. В городе, где он может быть реализован, необходимый уровень автомобилизации населения должен составить от 750 и более автомобилей на 1000 жителей, при том, что на долю общественного транспорта останется не более 10% суммарного транспортного спроса.

Более сложный вопрос: при какой плотности населения и улично-дорожной сети весь этот автомобильный парк мог бы быть эффективно (то есть без тяжелых систематических заторов) использован для удовлетворения ежедневного пикового пассажирского спроса.

В рамках научно-популярного жанра вряд ли уместно использовать формулы и графики; так что поверьте на слово. Физически возможные решения находятся в диапазоне плотности населения до 30 жителей на 1 га застроенной территории города. При такой плотности населения потребная плотность улично-дорожной сети (доля улично-дорожной сети в застроенной территории города, LAS) должна составить не менее 33 процентов (как раз, как в автомобиле-ориентированных городах США и Канады).

В нашей стране LAS не превышает 8-9 процентов, а плотность населения составляет от 120 в Москве, до 40-50 в любом ином крупном отечественном городе, то есть отстают от сценария «автомобильного счастья» в 5-10 раз!

Отсюда вывод: города России (да и большей части остального мира) cмогут обойтись без массового общественного транспорта исключительно в условиях радикального падения совокупного пассажирского спроса, которое может проходить по двум сценариям.  

Первый сценарий – это административное подавление спроса, то есть запрет на ежедневные поездки для значительной части населения города. Второй – падение спроса по мере расширения использования форматов удаленного доступа, сложившихся в «коронавирусные» времена в образовательных учреждения и компаниях non factory business.

Я более-менее уверен, что у первого сценария нет шансов на реализацию даже в бравом «посткоронавирусном» мире. Второй сценарий теоретически возможен, вот только, говоря словами Киплинга: «…but count who come for the broken meats before thou makest a feast», что в классическом русском переводе звучит как – «но ты рассчитай, что стоит обед, прежде чем звать гостей». Аккуратное «вычисление цены обеда» приводит к необходимости кардинального пересмотра преобладающих ныне форматов расселения, застройки, землепользования, жилищной и транспортной политики. Но об этом как-нибудь в следующий раз…

Вам также может быть интересно:

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».

Отечественный автопром попал в пробку

Эксперты Вышки и автоотрасли обсудили влияние пандемии на производство и торговлю автомобилями. Они пришли к выводу, что российский автопром пережил прошлый год лучше, чем многие другие страны, но проблемы отрасли остаются нерешенными, а перспективы во многом зависят от качества госполитики.

Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций

Новый выпуск журнала HERB посвящен осмыслению опыта, приобретенного университетами в период пандемии. Авторы статей рассказали о рисках, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, о внедрении новых форматов обучения, о реализованных в дистанционном формате проектах, а также поделились первой рефлексией на тему развития университетской среды в постпандемический период.

Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России

Российский рынок трансграничной интернет-торговли серьезно пострадал от коронакризиса. На восстановление до уровня 2018-2019 гг. ему понадобится 7-8 лет. Кроме пандемии, негативную роль сыграли девальвация рубля и решение правительства снизить лимит беспошлинного ввоза товаров личного пользования. В то же время, внутренний онлайн-ритейл вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду

Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»

Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.

Российский IT-сектор: новые вызовы и возможности после пандемии

Алармистские прогнозы не сбылись, отечественная IT-индустрия понесла не столь большие потери из-за коронакризиса, как ожидалось. Но пандемия привела к резкому росту потребности в цифровых продуктах и заострила старые проблемы. Что нужно предпринять для ускорения развития отрасли? На этот вопрос постарались ответить участники семинара, проведенного НИУ ВШЭ.

Гадкие утята «черных лебедей»: как взять уроки из 2020 года

Пандемия коронавируса будет, наверное, упоминаться всякий раз, когда понадобится пояснить смысл выражения «черный лебедь». Впрочем, едва ли не каждому уже знаком этот предложенный Нассибом Талебом ярлык неожиданных событий, которые необратимо меняют привычной ход вещей. Итоги 2020 года в колонке для «Российской газеты» подводит вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.

Участники юбилейной Форсайт-конференции НИУ ВШЭ обсудят сценарии будущего после COVID-19

9—13 ноября Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проводит Международную научную конференцию «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». Признанная ОЭСР одним из наиболее значимых мировых форумов исследователей будущего, конференция в десятый раз соберет российских и зарубежных экспертов, представляющих ведущие think tanks, научные центры и университеты, национальные министерства и ведомства, институты развития и высокотехнологичные компании из более 20 стран.

Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта

Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.