• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доходы, бедность и занятость в эпоху COVID-19: анти- и посткризисная политика социальной защиты

Доходы, бедность и занятость в эпоху COVID-19: анти- и посткризисная политика социальной защиты

© iStock

Системы социальной поддержки населения во многих странах оказались не готовы к тому, чтобы оперативно среагировать на коронавирусный кризис, потребовалось введение экстренных мер, чтобы сохранить доходы и занятость. Об этом заявили эксперты на совместном семинаре Института социальной политики НИУ ВШЭ, Научно-исследовательского финансового института и Всемирного банка. 

Рынок труда – это основная сфера, куда должны быть направлены усилия правительства, он принимает на себя основной удар кризиса, сказала, открывая семинар, Лилия Овчарова, проректор, директор Института социальной политики, НИУ ВШЭ. «Мы переживаем беспрецедентный кризис. Это огромный шок. Ясно, что бедность будет хуже завтра, чем сегодня», – в свою очередь сказал Рено Селигманн, директор и постоянный представитель Всемирного банка в России. 

Научно-практический семинар по вопросам мер социальной поддержки в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции «Доходы, бедность и занятость в эпоху COVID-19: анти- и посткризисная политика социальной защиты» прошел 4-5 июня 2020 года в онлайн-формате. В первый день участники семинара рассказали о том, какие меры были приняты в разных странах для поддержки населения и экономики. Спикеры представили опыт Китая, Великобритании, Германии, ЮАР, Беларуси, Узбекистана и других стран.

«Мне кажется, что системы социальной помощи оказались недостаточно гибкими. Хорошо удалось сделать то, что мы хорошо делали и до кризиса», – отметил Владимир Назаров, директор НИФИ, модератор первого дня семинара. Но нынешний кризис в корне отличается от предыдущих, он требует сохранения занятости, чтобы затем иметь возможность быстро восстановить экономическую активность. 

Во время кризиса системе тяжело меняться. Поэтому, когда мы думаем о системе социальной поддержки, надо заранее вмонтировать разные инструменты контрциклической политики

Владимир Назаров считает, что должен быть адресный подход в помощи нуждающимся. Стоит также вместо множества выплат внедрить единое пособие, которое поддерживало бы доходы населения. Фильтры входа в программу при штатной ситуации должны быть жесткими, а в кризис надо делать обратное, смягчая доступ к выплатам, рассуждает директор НИФИ.

© iStock

В кризис практически все страны в мире запустили новые или адаптировали существующие программы соцзащиты, сообщил старший экономист в сфере соцзащиты Всемирного банка Нитин Умапати. Наиболее распространенные меры – это прямые выплаты населению, в среднем они составляют 25% месячного размера ВВП и носят краткосрочный характер, рост выплат по сравнению с периодом до пандемии составил 2,5 раза.

Китайские купоны, как источник неравенства

Как реагировали на кризис китайские власти, рассказал руководитель программы по развитию человеческого потенциала в Китае, Монголии и Южной Корее Всемирного банка Руслан Емцов. Он отметил, что в начале борьбы с пандемией никто даже не представлял, какие последствия могут возникнуть, а сейчас прогнозы становятся все более пессимистичными. Первый прогноз Всемирного банка предполагал, что из-за кризиса в мире за чертой бедности окажется примерно 40 миллионов человек по всему мира, сейчас оценка составляет уже 150 миллионов и продолжает увеличиваться.

Ухудшение прогнозов связано с тем, что этот кризис наложился на серьезные геополитические изменения, на попытки стран остановить глобализацию и изменить производственные цепочки, на крайне высокую степень задолженности государств и компаний.

Китай, который первым принял на себя удар пандемии, вынужден был принимать экстренные меры соцзащиты. В Китае увеличение соцвыплат произошло через неделю после начала кризиса, но общие затраты оказались небольшие (0,1% ВВП). На компенсацию отмены взносов в систему социального, медицинского и пенсионного страхования потрачено 0,6% ВВП. С конца февраля на рынке труда стало обеспечиваться переобучение для тех, у кого, по мнению местных служб занятости, не было достаточно шансов найти работу после преодоления кризиса.

Но самое интересное, что только в конце апреля приняты решения о постоянных изменениях системы социальной помощи

Китайская программа помощи малоимущим будет расширена, поскольку сейчас она охватывает только 70 млн человек, а число людей, которые пострадали, намного больше. Руслан Емцов отметил, что китайская система сильно децентрализована, ей сложно управлять, и она не смогла адекватно отреагировать на кризис. 

В Китае также широко применялась раздача населению электронных купонов на скидки и покупку товаров в магазинах (ритейлеры получили на это государства субсидии), чтобы поддержать потребительскую активность. Программа сработала, но она способствовала увеличению неравенства, потому что ей в основном могли воспользоваться те, кто имели для этого средства.

Перестройка по-британски и кризис в ЮАР

Контекст, в котором развивается нынешний кризис в Великобритании, определялся тем, что после 2008-2009 годов практически не росла производительность труда и зарплаты. В начале «десятых» годов двадцать первого века ситуация начала улучшаться, но после решения о Brexitв 2016 году этот порыв стих, рассказал Роберт Джойс, заместитель директора Института фискальных исследований, Великобритания. При этом сокращались расходы на поддержку населения, а меры соцзащиты оказались сфокусированы на работающих гражданах, поскольку безработица оставалась низкой, и основной считалась проблема низкой зарплаты. 

Волонтеры в Лондоне кормят бездомных
© iStock

В Великобритании фактически не принималось мер, которые компенсировали бы выпадающие доходы людям, их пришлось придумывать заново. Для тех, кто был отправлен в бессрочный неоплачиваемый отпуск (таких примерно треть от всех работников), государство компенсирует 80% заработка, а работодатель может доплатить еще 20%. Для простого работника – это радикальные перемены, подчеркивает Роберт Джойс.

Мы хотели защитить рабочие места, которые будут нужны в долгосрочной перспективе, когда экономика отскочить от кризиса

Антикризисные меры дорого обходятся британскому правительству. По объему расходов эта программа сравнима со всеми госрасходами на здравоохранение. Сейчас обсуждается, как эти меры повлияют на население в долгосрочной перспективе, как обратно «откатить» возникшую систему, когда люди сидят дома, ничего не делают и получают зарплату. Планируется свернуть ту схему в ноябре. Возникла также проблема, когда на рынке труда есть нехватка рабочих рук в отдельных отраслях, а у правительства нет инструментов, чтобы этому помочь. Возможно, надо создать какие-то электронные платформы для таких случаев.

Если богатая Великобритания смогла быстро нарастить расходы и оказать помощь своим гражданам, а также сохранить стабильность, то карантин очень дорого обошелся ЮАР. Марк Блечер, главный директор по вопросам здравоохранения и социального развития госказначейства ЮАР, заявил, что кризис в итоге породил голод, «километровые» очереди за продуктами и бунты в некоторых районах страны.

Упала экономика, на четверть снизились поступления налогов, подскочил дефицит бюджета и безработица, пришлось обратиться за помощью к международным финансовым институтам, возник риск долгового кризиса. «Нам пришлось отменить режим строгой изоляции, чтобы выпутаться из экономического кризиса», – сказал он.

Самой сложной задачей стала поддержка доходов граждан, туда направили в два раза больше средств, чем на здравоохранение. Было внедрено много новых механизмов соцподдержки, прежде всего, оказание помощи работавшим в неофициальном секторе, безработным, семьям с детьми. Были увеличены детские пособия, матерям выплачивались пособия по уходу за детьми. Но кризис заставил, спустя два месяца локдауна, открывать экономику, подчеркнул Марк Блечер.

Российские регионы: допвыплаты и проднаборы

Во второй день семинара был представлен опыт российских регионов в части мер соцзащиты. Олеся Феоктистова, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ, модератор дискуссии, отметила, что до 2018 года основной объем средств шел на соцвыплаты по категориальному принципу, то сейчас он смещается в сторону адресной поддержки и поддержки семей с детьми. Она отметила, что в России многие меры соцподдержки предоставляются онлайн и «соцзащита уже на пути к светлому цифровому будущему».

На семинаре выступили представители Татарстана, Республики Коми и Республики Алтай, Псковской области. В целом, меры региональные поддержки населения идут в общефедеральном и мировом тренде – вводятся дополнительные выплаты безработным, семьям с детьми, оказывается помощь пожилым и маломобильным гражданам. Особо стоит отметить, что широко привлекается волонтерское движение. Кроме того, регионы активно переходят на цифру, адресную поддержку, а также используют инструмент социального контракта и общественных работ. 

© iStock

В Татарстане на адресные меры приходится более 60% всех мер поддержки, рассказала Эльмира Зарипова, министр труда, занятости и социальной защиты Республики. В кризис ввели пособия на покрытие дефицита доходов семьям с пятью и более детьми, а также пособия молодым семьям с детьми на лекарства, компенсации на оплату детских садов. Много пришлось помогать ИП и самозанятым, людям, которые работали без оформления. Нуждающимся гражданам четыре раза раздавали продуктовые наборы стоимостью 1200 руб. Что касается безработицы, то многие не хотят пока трудоустраиваться и не идут на социальный контракт, «говорят – летом как-нибудь перекантуемся», рассказала Эльмира Зарипова.

Илья Семяшкин, заместитель председателя правительства Республики Коми – министр труда, занятости и социальной защиты, говорит, что из-за повышения пособия по безработице у людей происходит смена подхода к трудоустройству. Если раньше в службу занятости приходил человек и говорил «дайте мне работу, я хочу работать», то сейчас говорят «дайте мне пособие, я не хочу работать». В Республике идет внедрение соцконтракта, прорабатывается опыт внедрения продуктовых карт.

Важно, что мы вовремя активизировали работу по внедрению инструментов направленных на сокращение бедности. Это нам позволило создать некую подушку безопасности для семей с детьми в период карантина

В Псковской области до кризиса рассчитывали перечислять матерям 20 тысяч рублей на социальную карту, для покупки лекарств, одежды и обуви для детей, стройматериалы. Но решили перечислять эти средства на счета граждан, не дожидаясь оформления карт. «Мы рассчитывали, что за этими средствами обратится 400 человек, а уже обратилось порядка 2 тысяч», – рассказала Ольга Евстигнеева, председатель комитета по социальной защите Псковской области. Была также организована доставка более 22 тысяч продуктовых наборов. Помогли волонтеры и в упаковке, и в доставке.

Адар Сумин, Министр труда, соцразвития и занятости населения Республики Алтай, отметил, что 60% жителей региона получают меры соцподдержки. Основной фокус поддержки на семьях с детьми. Внедряется система социального контракта. На программу выделено 316 млн руб, из которых 313 миллионов средства федерального бюджета. Эффективность соцконтракта выше, чем обычных выплат. «Ответственность выше, кто-то даже кодироваться ездит», – рассказал министр.

Лилия Овчарова, подводя итоги семинара, отметила, что у соцконтракта есть большие перспективы и сейчас на федеральном уровне будет меняться нормативная база, регулирующая этот механизм. Кроме того, она поддержала введение общественных работ, но высказала опасение, что все ограничится стройкой, производством и торговлей, а надо включить туда сферу услуг. Например, уход за пожилыми, людьми, имеющими ограничения в автономности. Этот сегмент может дать нам до 150 тыс рабочих мест. Нужны новые программы содействию занятости, которые надо поднимать на федеральный уровень, и погружать туда общественные работы, добавила она.

Посмотреть запись семинара и ознакомиться с презентациями его участников можно тут.