• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не автомобилем единым: что поможет справиться с постпандемическими пробками

Не автомобилем единым: что поможет справиться с постпандемическими пробками

© iStock

Города и страны постепенно снимают вызванные распространением коронавируса ограничения. И хотя многие уверены в сохранении и расширении укрепившегося тренда последних лет — режима удаленной работы, — в результате городам грозят еще большие пробки, чем раньше. К такому выводу пришли в Институте экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. Почему вылечить пробки в России возможно только с помощью развития общественного транспорта, разбирался портал «Будущее России. Национальные проекты».

Пробки возвращаются

Картина опустевших улиц больших городов, где еще недавно скапливались огромные пробки и сталкивались людские волны, многих шокировала. Но со снятием ограничений привычный облик городов возвращается очень быстро. Так, в Москве 9 июня прекратили действие режимы самоизоляции и пропусков, а уже 10 июня пробки достигли 9 баллов из 10 возможных. Пробок будет только больше, а приведет к этому распробованная многими удаленная работа, уверены транспортные эксперты.

Как рассказал порталу директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, для транспортной сети городов в удаленной работе жителей есть как плюсы, так и минусы. «С одной стороны, сглаживается так называемая маятниковая миграция людей, которые ежедневно добираются на работу в центр, — говорит он. — Плюс люди с удаленной работой постепенно перебираются жить поближе к пригороду, подальше от высокоплотной застройки».

Казалось бы, дороги в таком случае должны становиться только свободнее. «Но чем больше у горожан свободы в выборе способа и времени передвижения, тем чаще они предпочитают автомобиль», — подчеркивает Блинкин.

Этому выбору будут способствовать и дальнейшие меры, принимаемые государствами по сдерживанию распространения коронавируса. Даже там, где снятие ограничений уже происходит, требования социальной дистанции сохраняются, а это означает и меньшее количество пассажиров в общественном транспорте.

«В ожидании возможных будущих эпидемиологических угроз власти многих стран станут более лояльными к автомобилистам, — отмечает Блинкин. — Люди пересядут на автомобили, и в международном сообществе экспертов по транспорту именно это сейчас доминирующая идея».

Не для российского климата?

Между тем в России возможности для дальнейшего развития удаленной работы существенно ограничены, и не только доступностью и скоростью интернета. 

Для полноценного перемещения рабочих мест на дом необходимо, чтобы в среднем комнат на одного человека было больше одной. В странах G7 этот показатель на уровне 2, в странах Европы на уровне 1,5. В России в среднем ниже 1

Значит, нужно переезжать. Но необходимое условие для переселения людей из многоэтажек в пригороды — плотность дорожной сети за городом около 10 км на 1 кв. км площади. При этом даже в Московской области сегодня на 1 кв. км приходится только 1 км дорог, и даже в наиболее быстро строящихся Троицком и Новомосковском административных округах Москвы этот показатель достигнет 6 км лишь в 2035 году.

И третий — пожалуй, самый важный — ограничитель. Как отмечает Блинкин, чтобы автомобили в буквальном смысле ехали, на каждый из них должно приходиться порядка 200 кв. м асфальта общего пользования. В Москве этот показатель на уровне 20 кв. м, в других городах еще ниже. Спасает пока только то, что процент используемого одновременно автопарка невелик.

Читать материал полностью

Вам также может быть интересно:

Теория всеобщего расизма – новая версия американского культурного доминирования

В России, где государственного или политически значимого расизма никогда не было, не стоит по указке с Запада срочно искать его повсюду. Исправлять западоцентристский уклон нужно не борьбой с несуществующим расизмом, а совершенно другим способом: постепенно вводя в преподавание истории и международных отношений больше информации о незападном мире. Об этом в своей колонке для журнала «Россия в глобальной политике» говорит руководитель департамента международных отношений НИУ ВШЭ Александр Лукин.

Коронавирус диктует новую этику?

Коронавирус изменил массовые представления о нормах поведения в публичном пространстве. Болезнь перестала быть личным делом. Носить маску и перчатки – это уже не только санитарное, но и общественное предписание. Карантинные меры разделили обывателей на два враждующих лагеря: одни нигилистически относятся к вирусной угрозе и демонстративно пренебрегают профилактикой, другие готовы затравить любого «безмасочного» пассажира автобуса. Пандемия формирует новые общественные нравы? «Российская газета» обсуждает тему с социологом, профессором НИУ ВШЭ Симоном Кордонским.

Труд на карантине: как пандемия повлияла на оценки российской безработицы

В разгар очередного кризиса власти и эксперты почти ничего достоверно не знают о реальных масштабах и структуре российской безработицы, это значит, что оценка последствий кризиса окажется крайне приблизительной. РБК публикует колонку Владимира Гимпельсона, профессора факультета экономических наук Высшей школы экономики, директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ.

Россия намерена реализовать великую евразийскую мечту

Известный журналист и писатель Пепе Эскобар побеседовал с российским политологом Сергеем Карагановым. Караганов говорит о том, что новый мир стал многополярным, но с двумя вероятными гегемонами — США и Китаем. В будущем России предстоит обеспечивать баланс между ними, считает он. Статья опубликована в издании Asia Times (Гонконг).

Раскол углубится: беспорядки в США и их политические последствия

Не факт, что общенациональные протесты приведут к уходу Дональда Трампа из Белого дома в январе 2021 года. Его электорат, который смотрит на бесчинства демонстрантов, демонтаж памятников и коленопреклонение белых демократов с ненавистью, по-прежнему с ним. Если демократам не удастся с помощью общенациональной протестной волны привлечь неопределившихся избирателей и мобилизовать их прийти 3 ноября проголосовать за Джо Байдена, Трамп вполне может быть переизбран. Журнал «Россия в глобальной политике» совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» колонкой заместителя директора Центра Дмитрия Суслова продолжает серию статей об изменениях на международной арене.

Под воздействием коронавируса образы будущего оказались в прошлом

Казалось, мир пребывает в конкуренции образов будущего, однако при первом же испытании на прочность человечество вовлеклось в конкуренцию образов прошлого. Выяснилось, что обратно хотят вернуться все. Об этом в колонке для «Литературной газеты» пишет политолог, профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев.

13 трендов биоэкономики: что ждет людей, бизнес и науку в ближайшие годы

Биоэкономика — это экономика возобновления природных ресурсов в производстве продуктов питания, энергии, товаров и услуг. О перспективах ее развития через призму 13 глобальных трендов РБК рассказал к.э.н., директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок.

Четвертый закон робототехники: машины будут выбирать за нас одежду, технику, продукты

«Цвет автомобиля может быть любым, если он черный», – легендарная фраза Генри Форда снова может стать актуальной. Одним из последствий пандемии окажется возвращение суверенитета производителю. На заводах и фабриках решат, какого фасона нам нужна одежда, обувь, какие характеристики техники необходимы потребителю. В мире, где клиент был всегда прав, назревают перемены, предупреждает директор центра научно-технического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок в интервью «Российской газете».

Трансформации социального пространства как предчувствие нового мира

Какое место займет культура в постпандемическом мире, останется ли она вне цифрового пространства и как изменит образ «социального героя», в колонке для «Эксперт Online» рассуждают профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев и доцент НИУ ВШЭ Любовь Цыганова.

Тыла больше нет

Колонка декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрея Быстрицкого о том, что уже изменилось из-за мировой пандемии, а с чем только предстоит столкнуться.