• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кризис как возможность: как России встроиться в глобальные цепочки добавленной стоимости на новом уровне

Кризис как возможность: как России встроиться в глобальные цепочки добавленной стоимости на новом уровне

© iStock

Пандемия и локдаун нарушили многие глобальные цепочки добавленной стоимости. Мировая экономика стоит на пороге глобальной трансформации и для России открывается окно возможностей для изменения сырьевого характера экспорта, структурной перестройки и технологической модернизации промышленности. Об этом говорится в докладе экспертов Вышки.

Группа экспертов НИУ ВШЭ подготовила доклад «Глобальные цепочки добавленной стоимости в новых условиях: риски и возможности для России». Исследование было представлено в июле на открытом заседании рабочей группы по модернизации и инновациям Ассоциации европейского бизнеса. Доклад подготовили директор по экономической политике Юрий Симачев, Анна Федюнина и Михаил Кузык из Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ.

По прогнозам Всемирного банка, ВТО, ОЭСР, из-за пандемии COVID-19 и других негативных факторов (в частности, торговой войны США и КНР) глобальная торговля в этом году от 11,4% до 32% по сравнению с прошлым годом. При этом предсказывается ускорение перехода от «великой интеграции» к «великой фрагментации». Модели трансформации мировой экономики будут определяться спецификой отраслей, технологическими особенностями цепочек и привлекательностью территорий. 

Что все это значит для российских компаний? По мнению Юрия Симачева, подобная трансформация открывает новые возможности для встраивания в эти цепочки новых компаний из других стран. «На наш взгляд, хорошие шансы появляются у малых и средних российских компаний, особенно если они воспользуются преимуществами использования цифровых технологий и деятельности платформенных компаний», – полагает он. 

Сейчас для отечественной экономики характерны длинные восходящие связи, которые формируются преимущественно в экспортно-ориентированных, ресурсообеспеченных экономиках. То есть экспортируется преимущественно продукция с невысокой добавленной стоимостью, а импортируется – с высокой. «Обычно в рамках российской экспортной политики ставится прямолинейная задача по расширению сектора обрабатывающих отраслей. Однако с нашей точки зрения важно говорить прежде всего о повышении качества обрабатывающих секторов экономики», – подчеркивает говорит Юрий Симачев. 

Юрий Симачев, директор по экономической политике, директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ

Юрий Симачев, директор по экономической политике, директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ

С одной стороны, цифровые технологии снижают барьеры для доступов на внешние рынки, с другой – остается цифровой разрыв между малым и большим бизнесом. Возникшие проблемы многие государства предлагают решать самостоятельно. Действительно, часть операций можно делать самим. А можно посмотреть на критическую зависимость от тех или иных элементов. Проблема в том, что никто до конца не понимает свой уровень зависимости от других стран. Современные цепочки – вещь эффективная, но очень длинная. Необходимо их выстроить более сложно, вариантно. Внутренняя конкуренция между поставщиками – как раз открывает возможности для российских компаний встроится в эти процессы. Однако все это требует принятия оперативных решений. Существующие сейчас инструменты – это не плохо, но малоподвижно. В нынешней ситуации решения необходимо ускорить. И в тех же институтах развития необходимо формировать компетенцию по принятию быстрых решений. В ситуации, когда все конкурирует и за участие в глобальных цепочках и за привлечение технологичных компаний, наша задача – повысить конкурентоспособность национальной юрисдикции.

Авторы доклада видят следующие возможности для экономического развития России в новых условиях. 

Первая – это платформенное встраивание в цепочки. На современном этапе экономического развития поиску контрагентов и выходу на новые рынки способствуют платформенные решения, на базе онлайн систем. Эксперты считают, что цепочки более устойчивы к шокам, чем вся международная торговля, в частности, из-за сохранения долгосрочных партнерств. Компании в цепочках стремятся диверсифицировать риски и найти альтернативных поставщиков, что ускоряет восстановление, в то время как разрыв цепочек и локализация производств многими экспертами признается неэффективной стратегией. Платформы существенно облегчают доступ для функционального обновления в ГЦДС прежде всего для малых и средних фирм. И государству необходимо оказать в этом поддержку МСП. 

Вторая возможность – роботизация производства. В целом, роботизация и внедрение аддитивных технологий часто связывают с усилением рисков решоринга производств, однако, по мнению ученых Вышки, более вероятно, что это усилит горизонтальную и вертикальную дифференциацию товаров и, напротив, увеличит объемы внутриотраслевой торговли. Тактика должна быть направлена на стимулирование массового распространения типовых малобюджетных инноваций (коробочных продуктов).

Третья возможность – развитие малого и среднего экспортно-ориентированного бизнеса. За 2014-2018 годы, приводят авторы данные Росстата, число малых предприятий-экспортеров выросло в 2,8 раза, средних – в 4,7 раза. Но в период карантина их бизнес сжимался, и сейчас необходима диверсификация товарного пространства и поиск новых рынков. 

Важно также не только увеличение количества новых производств, но и наращивание масштаба существующих. Поэтому нужны меры, направленные на развитие отраслей с коротким циклом, например, предоставление небольших грантов «быстрого реагирования» для поддержки инноваций на ранних стадиях, одно-двухлетних кредитов под обязательства быстрого роста выручки и расширения занятости.

Формирование национальных фрагментов ГЦДС потребует создания специальных программ поддержки технологической модернизации косвенных экспортеров, субсидий для проектов «легкого импортозамещения», в частности в легкой, мебельной промышленности, а также в креативных индустриях.

Нужны также инструменты поддержки межотраслевых производственных партнерств (например, это могут быть «связующие гранты»); аналогичная поддержка нужна тем, кто готов осваивать новые (в географическом смысле) рынки, говорится в докладе.

Глобальные цепочки добавленной стоимости в новых условиях: риски и возможности для России