• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Органические кадры: эксперты обсудили подготовку специалистов для аграрной отрасли

Органические кадры: эксперты обсудили подготовку специалистов для аграрной отрасли

© Craig Cooper / Unsplash

В рамках российской агропромышленной выставки «Золотая осень» прошли дискуссии под эгидой Института аграрных исследований НИУ ВШЭ. В том числе эксперты и участники рынка отметили необходимость образования в сфере органического сельского хозяйства в России и за рубежом.

Модератором панели «Образовательные программы и подготовка квалифицированных специалистов для органического сельского хозяйства. Презентация Вагенингенского университета по подготовке образовательных программ по органическому сельскому хозяйству в ЕС и России», выступила директор по аграрной политике Вышки Евгения Серова. 

Доктор Кор Лангевельд, научный руководитель и координатор образования в области органического сельского хозяйства Вагенингенского университета, давая понять масштаб университета, сказал, что студенческо-преподавательский корпус только его образовательной части – это 15-20 тыс. человек, но есть еще и исследовательские подразделения. Он объяснил, что образовательная часть состоит из 19 трехлетних программ для бакалавров и 30 двухлетних – для магистров. Все они ориентированы преимущественно на органическое земледелие, устойчивое сельское хозяйство. Специализация весьма разнообразна – от растениеводства, в том числе, селекционирования, почвоведения, до животноводства. Примерно 1 тысяча студентов каждый год изучают агроэкологию, есть специализация «устойчивые продуктовые системы» - это программа, совместная с Лионским университетом во Франции. 

Особенность образовательных программ Вагенингенского университета в том, что там стараются налаживать мосты между всеми естественными науками, допустим, между почвоведением и животноводством – для того, говорит профессор, чтобы «рассказать нашим студентам, как развиваются исследования в области природы, климата».

По поводу сроков обучения Кор Лангевельд уточнил, что студенты полгода пишут выпускную работу или диссертацию и еще полгода проходят практику.

Он добавил, что возможности для сотрудничества с российскими коллегами есть - как в области магистерских программ, так и в исследовательской работе. Есть и другие опции, полагает профессор. Однако, по его мнению, чтобы выработать совместные планы, начать нужно с простого – с взаимных визитов и встреч. 

В Вышке есть своя магистерская программа по аграрной экономике, рассказала Надежда Орлова, заведующая отделом инноваций в сельском хозяйстве Института аграрных исследований НИУ ВШЭ. «Конкурировать с аграрными вузами мы не хотим, – объяснила она. – Мы хотим установить структурированную систему понятий в головах управленцев – федерального и регионального уровня, менеджеров агрохолдингов и руководителей средних компаний».

По словам Надежды Орловой, сейчас активно обсуждается возможность организации курсов с компанией ведущей компании по сертификации органической продукции Ecocert, а совместно с  «Иннопрактикой» и Воронежским государственным аграрным университетом – об организиции практики.

© David Holifield / Unsplash

«Мы на связи с Высшей школой экономики, надеемся сотрудничать и с другими университетами в разработке  новых правил и стандартов для национального законодательства, системы сертификации, а также помогать  в разработке правил в сфере торговли, чтобы продавать российские экопродукты  на глобальном уровне», – рассказал Антуан Фаур, эксперт в области экологизации французской Ecocert.  У Ecocert большой опыт экологических, органических практик на глобальном уровне. Это сертификация продукции и компаний, работающих в сельском хозяйстве, текстильном производстве, производстве косметики, продуктов питания, лесном хозяйстве. А также экспертиза и консалтинг в этих отраслях. По словам Антуана Фаура, в компании создан центр обучения, есть электронные платформы для онлайн-занятий, учебный процесс базируется на базе университетских образовательных программ по широкому спектру дисциплин.

Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества, уверена, что разумно дифференцировать программы для разных специализаций в органике – одни для управленцев, другие для агрономов, третьи для животноводов. Кроме того, по ее мнению, на этом рынке бОльшим спросом должны пользоваться компании, предоставляющие комплексные услуги. В качестве примера она привела все тот же  Ecocert. «Зачастую система одного окна помогает функционировать организации и предоставляет возможности получить больше услуг в одном месте», – отметила Елена Саратцева. 

А вот мнение Олега Мироненко, исполнительного директора Национального органического союза, на первый взгляд могло показаться парадоксальным. «Вы говорите об образовательной структуре я буду говорить о тех, кто потребляет эти кадры» . Чему и как учить – это хорошо для Франции с развитой отраслью органического земледелия и производства такой продукции. С точки зрения нынешнего уровня развития России скорее всего нужно ответить на вопросы «кого», «когда» и «где» готовить, уверен Олег Мироненко. По его оценке, кадры не востребованы на рынке, поэтому невозможно сформулировать заказ для вузов. Он привел такой пример. В 2008 году по образовательной программе, совместная со швейцарскими, немецкими и литовскими коллегами, выпущено было 40 специалистов, «на сегодняшний день в органике остался я один».