• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно выкристаллизовать зарубежное регионоведение как отдельную дисциплину»

Сувон, столица и крупнейший город провинции Кёнгидо, Республика Корея

Сувон, столица и крупнейший город провинции Кёнгидо, Республика Корея
© iStock

Специалисты по зарубежным регионам должны уметь сочетать глубокое и разностороннее понимание страны с практическими знаниями местных рынков и особенностей ведения бизнеса, чтобы эффективно продвигать интересы российского государства и бизнеса. Об этом шла речь на семинаре департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ.

Задачи специалистов в изучении зарубежного регионоведения сегодня ориентированы на продвижение российских интересов, привлечение иностранных инвестиций, продвижение продукции российских компаний за рубежом, сказала директор департамента Вера Вишнякова, открывая экспертный семинар «Зарубежное регионоведение: выработка эффективных алгоритмов продвижения интересов России за рубежом».

Решить эти задачи будет непросто, поскольку Россия встретится с транснациональными гигантами, глубоко проникшими на рынки и способными вводить регуляторные ограничения против конкурентов. Государственные институты сотрудничества, которые призваны помогать в продвижении отечественных интересов, требуют деидеологизации и модернизации. Спрос на регионоведов на рынке труда подтвержден выделением бюджетных мест на эти направления, но их число не растет, что связано с недостаточным пониманием будущей карьеры. Требования работодателей нередко размыты, отмечается смешение понятий, отличий регионоведов от международников и политологов.

Вера Вишнякова
© Высшая школа экономики

Обучение должно быть сконцентрировано на изучении рынков, подготовке аналитики по отраслевым нишам для российского экспорта. Основной задачей для зарубежного регионоведения, должна быть разработка стратегии экспорта. Профессионал должен изучать страну, как потенциального экономического партнера, уметь выбирать юрисдикции и комбинировать их для снижения налогового бремени. Профессиональный регионовед – это тот, кто обладает навыками решения практических задач в экономике, таких как наращивание интеграционных связей с партнерами, продвижение отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью, помощь в организации импорта высоких технологий в условиях международных санкций, умение использовать макро- и микроэкономические прогнозы.

Регионоведу также необходимы знания культурных и исторических особенностей региона. Они полезны для налаживания связей с негосударственными и бизнес-ассоциациями, для расширения образовательных связей, привлечения студентов на учебу в нашей стране, создания слоя людей, симпатизирующих России.

Департамент зарубежного регионоведения разворачивает свою деятельность в сторону рынка и дополнительных сфер исследований. Создаются консорциумы с другими вузами и базовыми кафедрами научно-исследовательских институтов Академии наук. «Я хочу выкристаллизовать зарубежное регионоведение как отдельную дисциплину», – подчеркнула Вера Вишнякова. 

Заместитель руководителя департамента зарубежного регионоведения Евгений Канаев подчеркнул, что образование должно быть практикоориентированным. Специалист должен  понимать, что мы производим и продаем. Поэтому департамент стремится преподавать дисциплины, ориентированные на конкретные знания. Например, сам он ведет курс «Условия ведения бизнеса», изучающий маркетинг, логистику и особенности корпоративного управления в Китае и Юго-Восточной Азии.  «Надо выстраивать программы таким образом, чтобы работодатели требовали наших студентов, это наша сверхзадача», – сказал Евгений Канаев.

Вера Вишнякова отметила, что сейчас в образовательном процессе доминирует Восточная Азия, за ней идет Ближний Восток, отношения России со странами которого динамично развиваются. На третьем месте – объединенная Юго-Восточная и Южная Азия, чей потенциал недооценен абитуриентами и заказчиками.

Не стоит забывать и о подготовке специалистов по Европе и Северной Америке, в противном случае есть риск потерять школу подготовки профессионалов по этому направлению

Важным направлением остается ибероамериканское (испано-португалоязычные страны), и оно недооценено. Не взаимодействуя с этими странами, Россия рискует его потерять. Связи надо укреплять не только на уровне торгпредств, но и на уровне университетов и корпораций. По мнению Веры Вишняковой, России также не следует забывать ближайших соседей. Потеря политического и экономического влияния на постсоветском пространстве негативно повлияет на позиционирование страны в мире.

Доцент департамента зарубежного регионоведения Евгений Ким отметил, что при внедрении наших товаров, технологий и услуг на международные рынки необходимо знать положительный и негативный опыт развития зарубежного региона. Специалисту придется прогнозировать рост высокотехнологичных рынков и появление неожиданных вызовов, например производства кислорода для лечения больных. Поскольку эпоха углеводородов постепенно уходит, вскоре мы столкнемся с водородной экономикой, и должны быть готовы предлагать собственные варианты ее развития, считает Евгений Ким.

Вера Вишнякова отметила, что оценка перспектив неуглеводородной экономики требует комплексного подхода, нужно создавать дорожную карту продвижения российских «зеленых» технологий и товаров. Она обратила внимание на необходимость подготовки квалифицированных кадров для федеральных и региональных органов исполнительной власти, которые могли бы сформулировать задачи укрепления влияния нашей страны в регионах мира.

В последнее время наметились положительные изменения: у нынешнего премьер-министра есть специальный заместитель, ответственный за внешнеэкономические связи, выросло число запросов на изучение региональной тематики. Для их выполнения и дальнейших исследований необходимо формирование базы данных, индексов, методик оценки, которые позволят специалистам не искать нужные данные заново. Важно разрабатывать собственную методику исследований, исходящую из внешнеполитических и внешнеэкономических задач, нужны уникальные предложения, привлекательные и для зарубежных партнеров. Руководитель департамента зарубежного регионоведения ВШЭ назвала одной из ключевых задач исследований создание цифровой платформы по продвижению отечественных товаров и услуг.