• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Инклюзивное образование – это способ создания более гуманного общества»

«Инклюзивное образование – это способ создания более гуманного общества»

© iStock

Чем интеграция отличается от инклюзии? Какое отношение они имеют к социальной политике и образованию? Об этом рассказала заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Елена Ярская-Смирнова на открытом семинаре по образованию, прошедшем недавно в Вышке.

Елена Ярская-Смирнова объяснила отличия между интеграцией и инклюзией в образовании. В первом случае ключевую роль играют права учащихся с особенностями, которые приобретут наибольшие преимущества. А в инклюзии учитываются права всех учащихся, и выгоду получают и меньшинство, и большинство, она предполагает качественное преподавание для всех школьников. Но для внедрения инклюзии приходится менять всю школу.

Елена Ярская-Смирнова
© Высшая школа экономики

Термин «интеграция» отражает соединение разрозненных фрагментов или явлений в одно целое, создающее новую картину. В социологию его ввел в XIX веке английский ученый Герберт Спенсер. Идеи интеграции развил американский социолог Толкотт Парсонс, согласно которому интеграция – это, прежде всего, целесообразное объединение и координация. Индивидуумы и отдельные группы  координируются, чтобы общество развивалось и не распадалось. Парсонс считал, что изменения в обществе происходят вследствие взаимодействия разных элементов, использования языков и кодов, правил поведения.  Он полагал, что при усложнении общества и появлении запросов групп частей  следует искать способы поиска новых лояльностей и возможностей взаимодействий между его разными элементами. Тогда в условиях сверхразнообразия в обществе можно достигать его стабильности.

Парсонс описывал не только интеграцию, но и инклюзию. Когда в обществе появляются новые подсистемы, профессии, виды услуг, получения информации, необходимо их включение в общество, без этого оно распалось бы. Интеграция – это фундаментальная функция социальной системы, а инклюзия, которая не только включает новую группу в общество, но и учитывает ее интересы, – это ее элемент, часть процесса общественного развития. При этом Парсонс был активным участником общественных движений: он был активным противником нацизма в 1930-е годы, в 1950-е протестовал против маккартизма, а в 1960-е поддерживал движение за гражданские права меньшинств.

В школе интеграция означает не просто нахождение детей в одном классе, а формирование целого из фрагментов

Школа – это система, где интегрируются новые знания, методы обучения и сами ученики. По мере появления новых методов и людей под их воздействием меняется и сама система. Инклюзия, включение различных меньшинств в общество без их дискриминации, – элемент развития общества как социальной системы. Парсонс обращал много внимания на отмену дискриминации, которая должна быть достигнута при помощи коллективных действий, которые стимулируют соответствующие решения правительства.

В 1960-е годы идеи Парсонса были реализованы в США, где под давлением общества активизировались процессы десегрегации: в этот период чернокожие американцы получили полные гражданские, социальные и юридические права.

Иногда такие изменения могут столкнуться с фундаменталистской реакцией большинства, которое будет им сопротивляться. Реформы достигнут успеха, если исключенные группы и часть большинства будут уверены в том, что включение «изгоев» необходимо и полезно всему обществу.

Вслед за политической интеграцией последовала и образовательная. Школы, бывшие пионерами инклюзии, в США стремились включить детей с физическими и ментальными особенностями в общее образование, участвуя в пилотных, а затем национальных проектах. Одной из первых мер в этой сфере стал «закон о скошенных бордюрах», создававший безбарьерную среда на дорогах для инвалидов. 

© iStock

Система обучения детей с ментальными отклонениями в интернатах была признана в США в 1968 году морально ущербной. Джейн Мерсер в исследовании отметила, что умственная отсталость, из-за которой детей помещают в интернаты, – во многом результат социального конструирования. Преимущественно в них попадали городские дети, а в сельской местности дети с особенностями интегрированы в повседневную жизнь и не считаются умственно отсталыми.

Вслед за этим появилось движение «нормализации», целью которого было включение (инклюзия) тех, кого ранее считали ненормальными, в обычную жизнь. Детей из бедных семей, отстававших в учебе стали реже отправлять в коррекционные классы. В Скандинавии было организовано движение институционализации, участники которого обучали учителей взаимодействию с детьми с особенностями развития.

Если обобщать, то нормализация и инклюзия – это признание за  людьми с особенностями права жить обычной жизнью

В реальности красивые схемы перемешаны, в повседневной жизни инклюзия и эксклюзия сочетаются, и это сочетание следует изучать. Профессор Мел Эйнскоу отмечал, что образование может приводить к противоположному эффекту:  закреплять низкий уровень и самооценку ученика. Для повышения эффективности инклюзивного образования Эйнскоу разработал методику оценки инклюзии.

В 1994 году ЮНЕСКО приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, и это означало серьезную реформу, благодаря которой появился слоган «Образование для всех». С этого момента, пояснила Елена Ярская-Смирнова, инклюзия не ограничивалась детьми с инвалидностью, она включала в обучение детей с культурными, лингвистическими и иными особенностями.

В Европе развитие инклюзии стимулировала работа Мишеля Фуко, который сравнил дискриминацию по ментальным, расовым и иным признакам с исключением прокаженных и ведьм в средние века. Социолог Реми Ленуар, автор работы о социальном исключении мигрантов и неполных семей, был назначен при президенте Валери Жискар д’Эстеном министром социального действия. Государства решили, что исключенным слоям следует помогать, чтобы не допустить распада общества. Позднее была принята европейская платформа солидарности и инклюзии.

В 2010-е годы выяснилось, что инклюзивное образование не всегда эффективно. Немецкий социолог Никлас Луман показал, что часть инклюзированных учеников слабо успевали из-за недостаточной уверенности в себе, возникавшей вследствие недостаточного социального взаимодействия с одноклассниками и учителями. Это показало важность межличностной и межгрупповой коммуникации в процессе инклюзии. Кроме того, в реальности человек может себя чувствовать вовлеченным в одной сфере и исключенным в другой, исключение способно также проявляться в комбинации разных неравенств.

В России, по мнению Елены Ярской-Смирновой, в школах, министерстве и гражданском обществе сегодня есть убеждение, что инклюзивное образование – важная миссия, касающаяся всех сфер нашей жизни. Одновременно расширяется понимание, что инклюзия касается не только инвалидов, но и мигрантов, пожилых людей и других групп, подвергающихся дискриминации.

Важно также развеять представления, что обычные дети могли бы развиваться быстрее, если бы они учились в однородном классе без одноклассников с особенностями

Эти проблемы, полагает эксперт Вышки, возникают вследствие отсутствия или слабости структур поддержки: нужны тьюторы, ассистенты учителя и одновременно индивидуализация подхода к детям.

Главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина уточнила, есть ли последовательная государственная политика развития инклюзивного образования. По мнению докладчика, эта политика существует и постоянно развивается. В частности, Россия ратифицировала принятую в 2012 году конвенцию ООН о правах инвалидов и приняла законы, закрепляющие право ребенка с особенностями развития обучаться по месту жительства, а не в интернате, принят стандарт образования для них. Разработаны соответствующие методики, есть соответствующая литература на русском языке и школы, ставшие центрами инклюзивного образования.

При оценке работы школ с инклюзивным образованием оценивается не только число детей с особенностями, но и удовлетворенность детей и родителей качеством обучения. Его правильная организация – сложный вызов для учителей и директоров школ. Для повышения его  качества необходимо содержательное обсуждение возникающих проблем. «Инклюзивное образование – это способ создания более гуманного общества», – подытожила Елена Ярская-Смирнова.

Внимание, конкурс! 

Открыт конкурс трехлетних проектов на создание международных лабораторий НИУ ВШЭ (Москва). Конкурс проходит с  19 апреля 2021 года по 30 июля 2021 года. Узнать о том, кто может принять в нем участие, о приоритетных направлениях исследований, требованиях к проектам и подать заявку можно здесь.

Вам также может быть интересно:

Ученые получили новые данные об экзотических тяжелых адронах

В ходе эксперимента Belle исследователи впервые измерили энергетическую зависимость эксклюзивных реакций рождения B-мезонов. Новые данные позволят выяснить природу группы экзотических Upsilon-мезонов, имеющих массы в области энергий от 10.63 до 11.02 гигаэлектронвольта. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of High Energy Physics. В эксперименте Belle принимали участие более 400 исследователей, включая сотрудников Международной лаборатории физики элементарных частиц ВШЭ.

Исследователи изучили публикационную активность на постсоветском пространстве

Российские ученые публикуют три четверти научных работ на постсоветском пространстве. Но в целом на страны бывшего СССР приходится около 3% от общемирового числа научных статей. При этом за последние 30 лет выросла роль университетов: сотрудники вузов участвуют в подготовке более половины публикуемых научных статей последних лет. Об этом говорится в исследовании публикационной активности ученых стран бывшего СССР.

Ученые предложили систему углеродного долга для контроля глобального потепления

Международная группа исследователей, в которую входит научный сотрудник Международной лаборатории теории игр и принятия решений ВШЭ  Артем Бакланов, предложила рассматривать производство парниковых газов как финансовый долг. При таком подходе предприятиям выгоднее начать бороться с вредными последствиями своей работы уже сейчас. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Исследователи ВШЭ нашли последовательность нуклеотидов, отвечающую за эффективную борьбу с патологиями

Сотрудники Mеждународной лаборатории микрофизиологических систем ВШЭ обнаружили последовательность нуклеотидов, характерную для дефектных микроРНК. Это открытие позволит предсказывать ошибки в поведении микроРНК и создавать на их основе лекарственные препараты более эффективно распознающие свои мишени, в том числе, вирусы. Результаты исследования опубликованы в журнале RNA Biology.

Роборука, лазеры и магнитная стимуляция: как исследователи Вышки изучают работу мозга

Институт когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ недавно установил новейшее лабораторное оборудование для изучения работы мозга. Команда новостной службы портала побывала в Институте и узнала зачем нужны уникальная роборука, оптические томографы и инфракрасные лазеры, для чего надо изучать оттенки венозной и артериальной крови, какие участки коры мозга надо стимулировать, чтобы сделать человека более щедрым, и помогут ли эти исследования лечить болезни.

«На переднем крае глобальной повестки»

Об итогах десятилетия для международной лаборатории экономики инноваций, интеграции в академические и экспертные консорциумы, главных драйверах инновационных процессов и создании благоприятных для этого условий, а также  о стратегии привлечения лучших мировых ученых рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

«Математическая культура мышления хороша тем, что, образно говоря, вправляет мозги»

НИУ ВШЭ активно сотрудничает с академическими институтами, которые открывают в университете базовые кафедры и направляют лучших специалистов для преподавания и научной работы. Новостная служба портала расспросила заместителей директора Математического института имени В.А. Стеклова РАН — академика РАН Льва Беклемишева и Сергея Горчинского о развитии математики в современном мире, о возможностях карьеры для выпускников математических факультетов и об особенностях работы ученых со студентами.

Жизнь с ковидом: «Зверь опасен и за ним надо следить»

Исследователи пока не все знают про влияние КОВИД на смертность. Но первые результаты уже можно обсуждать. Международная лаборатория исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ провела вебинар «Первый год пандемии COVID-19 в России (апрель 2020 г. – март 2021 г.)». Общая смертность в России в этот период выросла, но лидерами в выборке из 32 стран мира стали Словакия, Болгария, Чехия, Польша. Наименьший прирост — в Южной Корее. Исследователи пока не зафиксировали ни в одной стране беби-бума, связанного с сидением дома.

Вышка приглашает ученых принять участие в конкурсе международных лабораторий

В НИУ ВШЭ стартовал прием заявок на конкурс трехлетних проектов «Создание международных лабораторий».  Победители конкурса получат ежегодное финансирование в размере до 13 млн рублей на проведение научного исследования с 2022 по 2024 год.

Жандармская эволюция: как надзор стал институтом госуправления

Роль жандармов в организации местного управления во времена Николая I историки всегда признавали значительной, но недостаточно исследованной. Как взаимодействовали штаб-офицеры корпуса жандармов с гражданскими и губернскими властями? Международная лаборатория региональной истории России ВШЭ организовала обсуждение готовящейся к публикации книги, посвященной этой теме.