• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человека забыли! Станет ли цифровая экономика человекоцентричной?

Человека забыли! Станет ли цифровая экономика человекоцентричной?

© iStock

Любые решения и средства, предложенные в государственных проектах и программах, должны ставить во главу угла человека. Его потребности и ценности приоритетны по отношению к любым «волнениям» в экономике. К такому выводу пришли участники круглого стола «Человек, образование и труд в цифровом мире» в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Так сложилось в последние годы, что многие концептуальные, программные документы разрабатывались, исходя исключительно из наличия финансовых, кадровых, управленческих и иных ресурсов и их рационального распределения, констатировал управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики, доцент Института образования ВШЭ Олег Подольский. Нельзя сказать, что все получалось плохо, – конечно, удавалось достичь определенных результатов, но есть очень существенная лакуна. При проектировании и реализации далеко не всегда учитывались интересы человека, а иногда не учитывались вовсе. Человека забыли!

Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики, доцент Института образования ВШЭ

Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики, доцент Института образования ВШЭ

Мы применили простую арифметику – посчитали количество упоминаний слов, касающихся человека, в одном из ключевых программных документов в части цифровой экономики. Чаще всего употребляются слова «информационный», «технология», «образование», «цифровой», «сеть, «связь», «Интернет», а «человек», «специалист», «гражданин» – гораздо реже. Сегодня важно сфокусироваться на человеке, его ценностях, потребностях и ожиданиях. При внедрении новых технологий нам порой кажется, что они представляют ценность сами по себе, хотя их главная или даже единственная задача – повысить качество жизни людей.

Впрочем, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан напомнил, что «корабль позднего СССР» затонул именно под лозунгом «Все для блага человека», и его провозглашение не помогло спасти гибнущую советскую экономику. Постановка вопроса вполне естественна, но декларируемую цель непросто достичь. По его мнению, добиться человекоцентричности в программах и технологиях сложно, потому что человек – это «капризный объект». При работе с другими видами активов – например, строя школьные здания или закупая интерактивные доски, – максимизировать доход гораздо проще, чем работая с человеческим капиталом.

Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ

Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ

Необходимость человекоцентричного подхода сегодня объясняется тем, что человек стал объектом конкуренции между цифровыми экосистемами. Ведь персональные данные – это источник и больших данных, и личных профилей, они создают возможности для цифрового маркетинга, продвижения продуктов и услуг. Государство тоже включилось в эту конкуренцию. По данным коллег из МГУ и Института национальных проектов, в ковидный год было видно, как цифровые сервисы часто брали на себя функции суда и полиции – могли запретить человеку использовать платформу, исключить его через агрегатор и рейтинг.

Научный руководитель Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», директор по исследованиям развития человека ВШЭ, академик РАО Александр Асмолов провел аналогию с пьесой Чехова «Вишневый сад», в финале которой в доме забывают человека – Фирса. Он напомнил, что в официальной классификации наук в России отсутствуют антропологические науки и науки об антропологической трансформации. Отвечая на вопрос, технологии овладевают человеком или человек технологиями, исследователи видят множество рисков. Один из них – появление термина «человеческий капитал» как альтернатива более гуманистическому понятию – «человеческий потенциал».

Александр Асмолов, научный руководитель Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», директор по исследованиям развития человека ВШЭ, академик РАО

Александр Асмолов, научный руководитель Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», директор по исследованиям развития человека ВШЭ, академик РАО

Ключевая особенность человека как личности – его непредсказуемость для самого себя, когда поэт восклицает: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». Запрограммировать можно только часть нашего поведения, а в основном мы имеем дело с непрограммируемыми эффектами. Часто приходится слышать, что все зло исходит от ИТ-технологий, что человек становится их придатком, средством и ресурсом, – слова психолога Гордона Олпорта о том, что легче расщепить атом, чем преодолеть человеческие предрассудки, к сожалению, не теряют актуальности.

Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин напомнил о продолжении лозунга «Все для блага человека» в советском анекдоте – «мы знаем имя этого человека». По его мнению, понятие человеческого капитала все же имеет право на существование – это совокупность характеристик, помогающих человеку и обществу обеспечить благосостояние и обрести благополучие. Современная экономика стоит на том, что потенциал должен капитализироваться.Однако человеческий капитал – это не когда человека натренировали, обучили необходимым навыкам и поставили на рабочее место для исполнения определенных функций.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования ВШЭ

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования ВШЭ

В противовес упрощенному пониманию человеческого капитала выдвинуто понятие активной самостоятельности – готовности человека управлять своими способностями, своим потенциалом. Человеку необходимо новое качество, которое в материалах ОЭСР последних лет названо агентностью (Agency), исследовательской самостоятельностью, и оно становится важным результатом образования. Еще один важный конструкт – успех человека. В риторике вокруг высшего образования есть все – качество подготовки, удовлетворенность работодателей, даже если это работодатели из XIX века, а идея успеха студента появляется случайным образом или вообще не появляется.

Генеральный директор Агентства развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия») Роберт Уразов столь же иронично отнесся к известному тезису о том, что если студент не будет подготовлен под требования работодателей, то он в этой жизни пропадет и погибнет. По его мнению, в России сложился своеобразный рынок труда, который почти не реагирует на квалификацию человека и его умения. Например, у сильного и слабого медика разница в зарплате может быть невелика. Главное – чтобы повезло с работодателем. При этом движение «Вордскиллс» помогает формировать навыки для профессиональной деятельности, одновременно задавая стандарты этой деятельности. В ходе соревнований профессионального мастерства формируется «чемпионская норма», но уже через некоторое время это норма становится средней.

Роберт Уразов, генеральный директор Агентства развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»)

Роберт Уразов, генеральный директор Агентства развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»)

Человек становится все более субъектным в экономических и других отношениях, массовые предпринимательские умения становятся умениями будущего. Самое важное из этих умений – «продажа» собственного человеческого капитала. Если человек учится на повара и кондитера, шансы стать Коркуновым или Нестле у него гораздо выше, если во время обучения он не только испек, но и продал свою первую булочку. Если всерьез развивать платформенную занятость как предпринимательскую деятельность в отношении ее участников, на горизонте 2030 года мы получим 20 млн таких микро-предпринимателей в противовес 1,7 млн на сегодняшний день.

На пересечении различных национальных проектов и программ в этом году стартует новый федеральный проект «Искусственный интеллект», и на него возлагаются большие надежды: технологии будут работать на людей и человек не будет забыт, в том числе благодаря цифровому этикету. По мнению Нины Яныкиной, генерального директора Университета 2035, необходимо действовать в логике «технологии для человека», способствовать развитию человека и человеческого капитала с помощью всех технологических решений, которые есть на рынке, которые проектируются, создаются и будут создаваться в рамках нового федерального проекта.

Нина Яныкина, генеральный директор Университета 2035

Нина Яныкина, генеральный директор Университета 2035

Благодаря искусственному интеллекту появляется возможность состыковать траектории развития человека с запросами, которые выдвигают работодатели и вообще текущие реалии. Платформа на основе искусственного интеллекта станет рабочим инструментом для формирования у студентов активной самостоятельности, способности к предпринимательству, готовности проектировать свою деятельность. При этом требования рынка труда необходимо учитывать – в противном случае получится «сферический конь в вакууме». Во всем мире в разных источниках содержатся 150 млн вакансий – это большие данные, можно с ними работать.

Однако основатель и президент SuperJob Алексей Захаров видит залог успеха человека на рынке труда в его обучении и развитии до 12 лет – в дошкольном и младшем школьном возрасте. По его мнению, после этого ничему принципиально новому научить нельзя, – не случайно, например, в аспирантуру приходят в основном люди, которые не в состоянии ничего привнести в будущее науки (эффективность аспирантуры в России – ниже 10%). Так что человекоцентричность должна начинаться в детском саду: то, что не сделал воспитатель, с огромным трудом может наверстать учитель начальной школы, а то, что не сделал учитель, никакой вузовский профессор не исправит.

Алексей Захаров, основатель и президент SuperJob

Алексей Захаров, основатель и президент SuperJob

В основе современного образования лежат принципы XIX века, когда из неграмотного крестьянина нужно было сделать безынициативного рабочего для конвейера. В ответ на вопрос, зачем отступать две клеточки в тетради для начала письма, ребенок слышит: «Ты что – самый умный?» Это начинается в детском саду, продолжается в младшей школе, и в итоге мы убиваем в ребенке «почемучку» с предпринимательским духом. Чтобы изменить ситуацию, нужно вернуться к истокам – заниматься дошкольным и начальным общим образованием, платить самые высокие зарплаты воспитателям и учителям начальной школы. Работодатели критикуют вузы, вузы – школу, а все было «испорчено»еще в детском саду.

По мнению Алексея Захарова, бессмысленно тратить средства на программы содействия занятости. Если люди, достигшие зрелого возраста, не нашли хорошую работу и теперь надеются найти ее на SuperJob, их попытки тщетны – те, кто не научился кататься на лыжах в детстве, вряд ли научатся этому в 50 лет.С этой позицией согласились другие участники дискуссии. По мнению члена-корреспондента РАО, генерального директора компании «Мобильное электронное образование» Александра Кондакова, важные качества работника цифровой экономики закладываются до первого класса.

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.

Александр Кондаков рассказал о методологических основах проектирования сетевой образовательной среды. Такая среда должна стать человеконцентричным конвергентным пространством развития личности (под конвергенцией имеется в виду сближение и взаимопроникновение свойств, появление сходных признаков у независимых друг от друга объектов и явлений). По его мнению, в освоении цифровой сетевой среды мы отстали на 15-20 лет, ощутив критичность этого отставания во время пандемии. «Новая сетевая культура, новая иерархия ценностей человека сформировалась в 2010-х годах, и мы только начинаем ее осмыслять», заявил он.

Александр Кондаков, член-корреспондент РАО, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»

Александр Кондаков, член-корреспондент РАО, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»

Сегодня мы говорим об обществе и экономике, в центре которых – человек, удовлетворяющий свои запросы и отвечающий на свои вызовы. В этом ему содействует цифровая сетевая среда – пространство жизни, инструмент организации деятельности и основа его жизнестойкости. В сети связано все со всем, и неиерархическое, горизонтальное взаимодействие становится новой моделью общества. Сетевую цифровую образовательную среду необходимо проектировать в контексте приоритетов государственной политики, и достижение национальных целей России должно осуществляться за счет максимально полного раскрытия потенциала каждого человека.

Подводя итоги дискуссии, Олег Подольский отметил, что диалог о человеке в цифровом мире, об особенностях организации труда и образования не будет ограничен дискуссией на апрельской конференции. В Центре компетенций по кадрам для цифровой экономики предполагается исследовать эту тему более системно, ставить острые вопросы, привлекать к обсуждению экспертов из разных сфер.

Вам также может быть интересно:

Как меняется экономика и социальная сфера под влиянием цифровых технологий

Коллектив ученых ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал современные подходы к измерению цифровой трансформации, а также ее характерные особенности на примере достижений ключевых отраслей российской экономики в сравнении с зарубежным опытом. Результаты исследования представлены в докладе «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты» на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Деньги, институты, репутация: что стоит на пути инноваций

На развитие инновационной деятельности оказывает влияние не только наличие финансовых средств, большое значение имеют институциональные и организационные факторы. Какие компании могут рассчитывать на господдержку, что мотивирует генерировать и внедрять идеи, играет ли роль научная репутация – эти другие темы обсудили участники ряда сессий XXII Апрельской конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

«Россия должна стать арктическим научным донором»

Арктика становится ареной острого соперничества на международном уровне. Главная задача сегодня – предотвратить ее милитаризацию и усилить меры защиты региона от внешнего воздействия. Об этом говорили участники круглого стола «Арктическая политика России: международный аспект», который состоялся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду

Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Школа после пандемии: «В образовании произошли необратимые изменения»

Переход на дистанционное обучение во время карантина показал необходимость создания системы индивидуальной поддержки учеников, а также более четких механизмов контроля их работы. Эксперты считают, что ни российская, ни мировая системы образования оказались не готовы к жестким вызовам. О том, какие уроки следует извлечь из новой ситуации, говорили участники сессии в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Сердцевина матрешки: что прояснится, если сравнить материалы Апрельской конференции, Всемирного экономического и Гайдаровского форумов

В этом году Апрельская международная научная конференция по проблемам экономики и общества прошла в двадцать второй раз, а ее соорганизатором вместе с Вышкой стал Сбер. Стажеры проектно-учебной Лаборатории экономической журналистики, которую возглавляет Николай Вардуль, проанализировали повестку «Апрельки» и сравнили ее с другими крупнейшими форумами. Выводы исследования в материале лаборатории.

10 принципов умной специализации регионов

Прилагательное «умный» прочно вошло в практику госуправления. Умная региональная специализация не сводится к внедрению новых технологий и является категорией не технологической, а институциональной. Какие эффективные политики стимулируют развитие территорий, анализирует директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко, обобщая итоги четырех дискуссий, состоявшихся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Онлайн, полторы тысячи участников и Сбер в партнерах: как прошла Апрельская конференция

30 апреля завершается работа XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. В этом году она была организована ВШЭ и Сбером и прошла преимущественно в онлайн-формате. Первые итоги работы форума в интервью новостной службе портала подводит вице-президент Высшей школы экономики, заместитель руководителя программного комитета конференции Лев Якобсон.

Нет молодежи NEET!

Несмотря на то, что в России действуют социальные лифты, помогающие молодежи адаптироваться к современной жизни, доля тех, кто относится к категории NEET (не работающие и не учащиеся), находящихся в сложных жизненных условиях — еще достаточно велика. Существует много разнородных факторов, которые ведут к попаданию молодых людей в группы риска. Специфика таких факторов описана в докладе проректора НИУ ВШЭ Валерии Касамары «Застрявшие в социальном лифте: проблема неуспешной молодежи в РФ», представленном на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Что делает роботов похожими на человека?

Что такое аффект и почему он важен для человека? Как можно определить чувства и как они связаны с эмоциями и сознанием? Что можно использовать при создании человекоподобного робота? Профессор Антонио Дамасио (Университет Южной Калифорнии, США) обсудил эти и другие вопросы в своей почетной лекции под названием «Чувство, знание и искусственный интеллект» в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.