• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исходные линии и исторические воды: как России защитить свои позиции в Арктике

Архангельский морской торговый порт

Архангельский морской торговый порт
© Аscp.ru

Таяние льдов в Арктике, вызванное изменением климата, облегчает доступ к природным ресурсам этого региона и, как следствие, ведет к обострению борьбы за их освоение разными странами. О возможностях укрепления суверенитета России в Арктике с использованием норм международного права рассказывают исследователи в статье «Перспективы эволюции системы исходных линий в Арктике», подготовленной под руководством директора Института экологии НИУ ВШЭ Бориса Моргунова.

Исходные линии являются одним из важнейших понятий международного морского права. От этих линий отсчитывается ширина территориального моря, на которое распространяется суверенитет прибрежного государства.  От этих же линий отсчитывается ширина исключительной экономической зоны и континентального шельфа, в пределах которых прибрежное государство обладает широкими суверенными правами или юрисдикцией.

«Вопрос оптимального проведения исходных линий имеет существенное значение для обеспечения суверенитета, суверенных прав и национальной безопасности любого прибрежного государства», – подчеркивает директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, исходные линии существуют двух видов – нормальные и прямые. Нормальная исходная линия – это линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба. Соответственно, в случае значительной протяженности береговой линии требуется чрезвычайно большой объем гидрографических и картографических работ для составления и корректировки карт. Напомним, что наибольшую протяженность береговой линии в Северном Ледовитом океане имеет Россия.

Прямые исходные линии, соединяющие избранные точки, могут проводиться: в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; в районах, где береговая линия является крайне непостоянной, например, в дельтах рек.

При использовании прямых исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы государства в соответствующих районах, если реальность и их значение ясно доказаны их длительным осуществлением.

Действующая в настоящее время в России система исходных линий установлена постановлением Совета Министров СССР от 15 января 1985 года, которым утвержден «Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР». При этом была использована комбинация прямых и нормальных исходных линий.

Авторы статьи отмечают, что в российском научном сообществе уже длительное время поднимается вопрос о необходимости пересмотра упомянутого Перечня 1985 года. Международное право не ограничивает возможности прибрежного государства изменять положение ранее утвержденных исходных линий. Этим правом воспользовались многие государства, в том числе арктические – Канада, Норвегия и Дания, которые оконтурили свои арктические побережья прямыми исходными линиями, получив при этом ряд преимуществ. В статье приводятся аргументы, обосновывающие возможность и целесообразность пересмотра ранее установленной системы исходных линий в арктических морях России.

Еще одним способом укрепить положение России в Арктике может стать придание некоторым российским арктическим морским пространствам статуса исторических вод. Понятие «исторические воды» используется международной практике, хотя оно и не сформулировано достаточно четко с юридической точки зрения. Такой статус может быть получен в результате длительного и постоянного пользования этими водами при верховенстве прибрежного государства. Причем это становится возможным, если другие государства не чинят этому препятствий и не заявляют протестов.

Россия осуществляет длительное (в течение нескольких столетий) освоение арктического побережья и прилегающих морских пространств.

Первоначальный вид Архангельска
Фото: Архангельский краеведческий музей

С XVI века Россия оформляет на государственном уровне свои правопритязания на северные земли и моря. Царь Иван Грозный официально отвечает Англии отказом на ее ходатайства о предоставлении исключительного права на торговлю в устьях северных рек, подчеркивая, что «те места в нашей земле… с три тысячи верст». Особое место среди документов, обосновывающих права России на пространства в Северном Ледовитом океане, занимает Циркулярная нота МИД России от 20 сентября 1916 года, которой Правительство Российской Империи информировало иностранные государства о включении земель, открытых русскими полярными экспедициями в Северном Ледовитом океане, в свою территорию. Соответствующие правовые акты принимались также в СССР.

Авторы статьи подчеркивают, что прилегающие к арктическому побережью России морские пространства никогда ранее не использовались для их экономического освоения иностранными государствами и международного судоходства. Напротив, они служили важным источником морских биологических ресурсов для прибрежных общин, в первую очередь коренных малочисленных народов, а также для всего населения страны. При этом хозяйственное освоение арктических районов России в ХХ веке получило мощное развитие. Экономика Арктической зоны Российской Федерации неразрывно связана с Северным морским путем.

Таким образом, в статье обосновываются реальные перспективы установления новых, более выгодных, исходных линий в российских арктических морях и придания статуса «исторических вод» некоторым дополнительным акваториям, что позволит укрепить суверенитет России в Арктике.

Вам также может быть интересно:

Сокровища Cевера: как развивается туристический и креативный потенциал Мурманска и Териберки

АНО «Креативная экономика» при экспертно-аналитической поддержке Института исследований культуры факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ представила качественное исследование туристского потенциала Арктического региона. В ходе исследования специалисты АНО отправились в главные туристские локации региона — Мурманск и Териберку, где провели более 20 глубинных интервью. В исследовании приняли участие местные жители, представители туристического бизнеса в регионе, а также приезжие предприниматели, нелегально оказывающие туристические услуги.

Ученые определили перспективы развития российской Арктики

Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера. Исследование опубликовано в журнале Regional Research of Russia.

Депрессии, загрязнения и оползни: как влияет изменение климата на жизнь в Арктике

Исследователи рассматривают Арктику не только как стратегический форпост в геополитическом противостоянии, но и как регион со сложными условиями для жизни. При этом глобальное потепление приводит к таянию ледников и вечной мерзлоты, изменениям рельефа, загрязнению окружающей среды и негативно сказывается на условиях жизни коренных народов. Эти и другие темы были представлены на сессии «Проблемы развития Арктики» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Соль лед точит: ученые назвали причины уязвимости подводной мерзлоты

Команда ученых исследовала льдосодержащие отложения Восточно-Сибирского арктического шельфа. Ученые доказали, что причина таяния подводной мерзлоты — не только потепление морской воды, но также миграции ионов ее солей (в основном NaCl). Об этом и других исследованиях Института экологии НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.

«Россия должна стать арктическим научным донором»

Арктика становится ареной острого соперничества на международном уровне. Главная задача сегодня – предотвратить ее милитаризацию и усилить меры защиты региона от внешнего воздействия. Об этом говорили участники круглого стола «Арктическая политика России: международный аспект», который состоялся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Студент магистратуры ВШЭ получил грант на НИР по разработке арктической транспортной платформы

Суть проекта в том, чтобы по результатам исследований существующих и перспективных технологий попытаться создать прототип универсальной транспортной платформы «СуперАрктика+». Платформа сможет передвигаться по воде, под водой, по льду и по грунту.

Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке

По оценкам Росгидромета, в последние годы в Арктике наблюдается потепление, причем тренд сокращения площади льда в летний период в обозримой перспективе сохранится. Это позволяет по-новому оценить возможности Северного морского пути. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол, одним из организаторов которого стал Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ.

В ВШЭ обсудили проблемы российской Арктики

В Высшей школе экономики прошла конференция «Будущее арктического региона: устойчивое развитие или экономический рост?», организованная Институтом региональных исследований и городского планирования и кафедрой управления развитием территорий и регионалистики ВШЭ.

10 м/год

с такой скоростью разрушаются российские берега северных морей.

Технологии, которые позволят России эффективно осваивать ресурсы Арктики

Экологически безопасному освоению Арктики посвящен новый выпуск трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» Высшей школы экономики. Эксперты считают, что перспективы рационального природопользования в этом регионе связаны в первую очередь с морскими ледостойкими платформами для добычи нефти и газа, новыми типами ледоколов, а в долгосрочной перспективе — с технологиями извлечения газа из газогидратов.