• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Районы, кварталы: как сделать исторические центры драйвером развития городов

Фестиваль «Антоновские яблоки», г. Коломна

Фестиваль «Антоновские яблоки», г. Коломна
© Музей «Коломенская пастила» / ВКонтакте

Историческое наследие – это большой ресурс, но им надо уметь воспользоваться. Как сделать российские города привлекательными для бизнеса и туристов и комфортными для горожан, эксперты обсудили в ходе дискуссии «Исторические центры городов: баланс между сохранением и развитием», организованной факультетом городского и регионального развития НИУ ВШЭ (ФГРР).

Модератор, руководитель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ Кирилл Пузанов, открывая обсуждение, отметил сложность сохранения исторической среды и культурного наследия в центре любого города, где сосредотачиваются, транспортные, финансовые и человеческие потоки. Важно сбалансировать развитие города и сохранение его наследия так, чтобы второе становилось драйвером экономического и культурного роста, а не дополнительным отягощением бюджета.

Кирилл Пузанов

Руководитель проектной группы Центра планирования и проектирования инфраструктуры и городской среды ФГРР Виктория Мальцева подчеркнула, что именно ради исторических центров   путешественники посещают малые и средние города. Туристы ожидают увидеть яркий ансамбль, хотя эти ожидания не всегда оправдываются.

Понятие исторического центра отсутствует в законодательстве, что затрудняет его сохранение как целостной городской среды. Это неправильно, поскольку в центре города, будь это обособленный ансамбль или несколько кварталов, всегда сосредоточена экономическая, культурная, финансовая и другая активность. Сохранение застройки там возможно только через грамотное развитие, а попытки сохранения и консервации без развития центра города неэффективны и приводят лишь к обветшанию.

Культурное наследие не должно быть нагрузкой на бюджет, оно должно создавать новые бизнесы, его аутентичность должна обеспечивать приток инвестиций в город. Для сочетания развития и сохранения городского центра  необходим комплексный подход, подытожила Виктория Мальцева.

Автор проекта «Коломенская пастила», руководитель музейной фабрики коломенской пастилы Елена Дмитриева отметила, что многие годы жители Коломны не предполагали, что центр города имеет экономическую и культурную ценность, он считался районом для маргиналов. Их мнение изменилось, когда появились люди, которые стремились создать в центре уникальную среду, где в эпоху цифровизации можно ощутить вкус еды, приготовленной в печи, прикоснуться к изготовленным вручную артефактам. Вместе это рождает новую ценность. Активизировался и бизнес, продающий впечатление, родившийся во многом благодаря полученному праву на использование старого товарного знака коломенской пастилы.

Фабрика коломенской пастилы
© Музей «Коломенская пастила» / ВКонтакте

Елена Дмитриева уверена, что культурное наследие можно сохранить только если оно востребовано современными горожанами и туристами, когда они чувствуют сопричастность. После этого можно подключать муниципальные и государственные структуры, поскольку создавать и реконструировать инженерную инфраструктуру частным образом не получится.

Историческое наследие – это большой ресурс, но только в руках грамотных людей. Для запуска проекта, связанного с его сохранением и использованием нужна коммерческая инициатива. «Пока ты не сделаешь сам, ничего не запустится», – уверена она. По мнению Елены Дмитриевой, бизнес часто не понимает, что тут может быть хорошего в «убитом» квартале, пришлось «образовывать» потенциальных заказчиков. Появление туристов, которые начали задавать вопросы, почему в городе нет нормальных тротуаров и туалетов, стимулировало развитие инфраструктуры.

Если у тебя в магазине или кафе туалет, тебе гарантировано внимание, все группы привозят сначала в туалет, а потом люди идут по магазинам

Для развития необычных форматов работы важны гранты. По словам Елены Дмитриевой, без гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина Музей коломенской пастилы вряд ли удалось бы создать. Хотя главным двигателем все же был энтузиазм – многое делалось, когда музей еще не имел договора с городскими властями. 

Советник главы Угличского района, первый заместитель гендиректора Фонда архитектуры исторического Углича и выпускник бакалавриата Вышки Варвара Родионова рассказала об опыте небольшого древнего города на Волге. По ее словам, пару лет назад, когда она начала работать в Угличе, в администрации думали, как увеличить турпоток и доходы от него. Например, сложным оказался вопрос урегулирования интересов развития туризма и создания необходимой инфраструктуры для него с администрацией и жителями. В итоге остановились на привлечении путешественников через создание провинциальной городской среды, атмосферы малого города, резко отличающейся от столичной.

«Мы искали дух города, и мы его нашли через отдельные углы, определили границы, разделили центр на объекты (улицы, квартал, отдельная территория) и придумали варианты, обсуждая это с жителями, администрацией и туристами», – говорит Варвара Родионова.

Угличский кремль
© Medvedevphoto, CC BY-SA 4.0 / Wikimedia Commons

Чтобы обеспечить преобразования материально, представители фонда вели переговоры с жителями и предпринимателями о возможном использовании того или иного здания или комплекса объектов. Родионова отметила высокую активность местного бизнеса в создании новой городской среды. Все проекты реализуются только после обсуждения с горожанами и создаются не только для туристов, но и для местных жителей. Жители заинтересованы в развитии туризма, создающего в городе новые рабочие места, препятствующего оттоку населения: «Мы все делаем с жителями, а не за закрытыми дверями. Угличане знают мой номер и звонят по ночам. Я очень надеюсь, что это даст толчок для развития всего города в целом».

Варвара Родионова считает, что «сохранять ради сохранения никто не будет, потому что дорого». Вероятность того, что дом сохранит меценат, мала. Туризм – это самый простой путь привлечь деньги в город, подытожила она.

Руководитель проекта  ATLAS Дарья Коваленко рассказала о кейсе Оренбурга, проект развития центра которого должен стартовать в ближайшем будущем. Он начался с комплексного изучения центра, теряющего свою уникальность из-за неэффективного использования значительной части территорий и плохого состояния жилых домов и исторических объектов, в том числе летного училища, в котором учился Юрий Гагарин.

Попытка поддержать центр города через программу «Аренда за рубль» не сработала из-за большого количества заброшенных домов, гаражей и пустырей, препятствующих созданию полноценной городской среды.

Из 11 приоритетных объектов инвесторов удалось найти только на два. Кроме того, из-за обветшания жилья центр пустеет, его жители переезжают на окраины в комфортабельные квартиры

По словам руководителя аналитического отдела ATLAS Анны Белинской, работа по восстановлению центра должна начаться с ликвидации негативного окружения исторических объектов, создания нормальной инфраструктуры для движения общественного транспорта, благоприятной среды для пешеходов, велосипедистов, способной привлечь в центр горожан и туристов. Кроме того, должны начаться работы по приспособлению 10 объектов, которые могут стать драйверами восстановления и развития центра, создавать локальные центры жизни.

Чтобы «пешеходизировать» улицы центра, вычислены торговые коридоры с большим потоком, предлагается сформировать новые пешеходные улицы с плотной коммерческой функцией. Авторы программы изучили заброшенные объекты культурного наследия, сформировали их паспорта с возможной рекомендованной функцией и примерной стоимостью выкупа, чтобы инвестор мог прийти и ткнуть на карту, чтобы знать, что ждет эту территорию.

Цель проекта, по словам Дарьи Коваленко, – создание среды, одинаково комфортной для горожан и туристов. В частности, комплекс Михайловских казарм, предполагается приспособить под культурно-досуговые функции, а в здании летного училища разместить отель, который будет совмещен с общественным пространством – музеем космоса.

Другой кейс – раскрытие потенциала, не видимого сейчас. В частности, планируется преобразовать в общественное пространство территорию нынешнего водоканала, блокирующего сейчас панораму и выход на набережную Урала.

Все эти объекты должны быть насыщены коммерцией и малым бизнесом. Кроме того, предполагается вернуть в центр жителей, для этого будет реконструирована часть нынешних домов и построены новые, с ограничением высоты.

В дискуссии также приняли участие старший научный сотрудник отдела культурной политики и экономики искусства Государственного института искусствознания Екатерина Хаунина, заместитель директора Института экономики РАН по научной работе Валентина Музычук и заместитель директора департамента проектного развития территорий АНО «Агентство инвестиционного развития» Андрей Татарников.