• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как гармонизировать цифровую среду и право: дифференцированный подход, доступность данных и доверие граждан

Как гармонизировать цифровую среду и право: дифференцированный подход, доступность данных и доверие граждан

© iStock

Развитие экономики данных тормозится неадекватностью ее регулирования, чрезмерно сложными разрешительными процедурами. Эксперты Института права цифровой среды ВШЭ, проанализировав необходимость изменений в правовом регулировании сферы больших данных и современных коммуникаций, предложили первоочередные решения.  

Авторский коллектив Института права цифровой среды ВШЭ подготовил доклад «Регулирование данных в Российской Федерации: текущее состояние, проблемы перспективы». Действующее отечественное законодательство в сфере данных фрагментарно, характеризуется отсутствием координации между разработкой новых правовых актов и внесением изменений в существующие. Помимо базового закона «Об информации», отдельные аспекты использования данных регулируются в ряде кодексов и нескольких десятках федеральных законов. В результате нет единого понимания различий между категориями «информация», «данные», «сведения» и «сообщения», что может влиять на качество регулирования.

Развитие экономики данных осложняется неадекватностью ее регулирования, например, отсутствие учета особенностей отдельных видов охраняемой законом информации и однотипной методикой их администрирования, низкие темпы обновления законодательства, необходимого для быстрого развития цифровой экономики, а также  чрезмерная сложность разрешительных процедур при применении данных, полученных с помощью современных технических средств.

Единая международная модель правового регулирования общедоступных данных не разработана, что объясняется во многом особенностями национального права и специального законодательства о персональных данных, основанного на разных моделях его оформления

Формирование цифровой экономики требует серьезной модернизации нормативного массива, этому может способствовать кодификация информационных законодательных актов. Но до последнего времени попытки создания информационного кодекса остались безуспешными. Возможна также разработка основ информационного законодательства, которые включали бы базовые положения, понятийный аппарат и принципы регулирования в сфере информации и оборота данных.

В частности, по мнению экспертов ВШЭ, важно дифференцировать правовой режим данных в зависимости от потребностей регулирования и приоритетов государственной политики. В условиях цифровой экономики необходимо выделить сферу правового регулирования оборота цифровых данных, то есть данных, обрабатываемых в информационных системах. Возможно также выделение категорий обработанных – необработанных данных, что позволит аккуратнее регулировать так называемые «сырые» данные.

При модернизации законодательства также следует решить задачу доступа к данным, используемым для повышения качества работы государственных органов и обеспечения прозрачности их деятельности для общества, их многократного использования в экономике и создания новых продуктов. Пока разрыв между доступностью собираемых и генерируемых ведомствами данных и их информационной открытостью сохраняется.

Одновременно концепция прозрачности создает серьезные проблемы в соблюдении тесно связанных между собой прав на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных. Они по своей правовой природе противоположны открытости общедоступных данных, доступ к которым не ограничен в соответствии с международным и национальным законодательством и иными нормами права. 

Поэтому в реформировании права, регулирующего оборот и доступ к данным важно обеспечить баланс интересов граждан, бизнеса и государства, учитывая первоочередность решения вопросов их безопасности при обороте цифровых данных.

Авторы доклада подчеркивают, что не вся информация может быть предметом свободного оборота. Поэтому следует обратить внимание на надежную охрану личной, семейной, банковской, медицинской тайн, защиту от информационного воздействия, в том числе рекламы, созданной на основе анализа данных о поведении человека.

Интересы государства в сфере защиты сведений, составляющих государственную тайну, не должны препятствовать развитию национального рынка данных и технологий их обработки, расширению экспортного потенциала отечественной цифровой экономики и повышению привлекательности российской юрисдикции

Учитывая многообразие видов данных, при выработке моделей регулирования, по мнению экспертов НИУ ВШЭ, следует придерживаться принципа широкого использования механизмов саморегулирования и существующих требований по обезличиванию персональных данных.

Систему защиты прав субъектов персональных данных можно адаптировать к условиям цифровой экономики в части достижения большей гибкости моделей получения согласия на обработку персональных данных, увеличения роли организационно-технических средств защиты информации, оптимизации юридической ответственности за нарушения конфиденциальности персональных данных, в том числе усиления профилактической функции.

При этом эффективное правовое регулирование цифровой экономики вряд ли возможно без обеспечения доверия граждан к алгоритмам обработки данных, их уверенности в надежности защиты их интересов и персональных данных.

По мнению экспертов Института права цифровой среды, для адаптации законодательства данных к современным реалиям в первую очередь следует унифицировать и согласовать юридические термины, используемые для регулирования информационных отношений, устранить коллизии между правовыми режимами персональных данных, государственной и профессиональными тайнами.

Необходимо также усилить цифровую составляющую информационного законодательства, закрепить учет особенностей обработки данных современными информационными технологиями и защиту законных интересов субъектов правоотношений при такой обработке, адаптировать традиционные правовые режимы информации к условиям цифровой среды.

Читать доклад