Почему в точных науках мало женщин: неверная ролевая модель закладывается в семье

«Нет смысла отдавать девочку в математическую школу, разве что жениха умного найдет» — один из стереотипов, с которыми нужно бороться, уверена Александра Скрипченко, декан факультета математики ВШЭ. Свое мнение она высказала в ходе дискуссии, проведенной в рамках Международного форума о гендерном равенстве в бизнесе, политике, обществе, мире Forbes Woman Day. Его участники говорили о том, как изменилось положение женщин в науке, где сохраняется гендерная дискриминация.

Модератором дискуссии «Женщины в науке и технологиях: от роботов до «Спутника V». Есть ли неравенство?» выступила Анастасия Андреева, журналист, шеф-редактор Forbes Woman. Есть расхожее мнение, что точные науки изначально защищены от гендерного неравенства, потому что результат здесь выражается в объективных показателях — открытиях. Так ли обстоят дела в математике, самой точной из наук? Такой вопрос модератор задала Александре Скрипченко, декану факультета математики Высшей школы экономики.

С одной стороны, действительно, математика — самая точная наука, и даже вне гендерного контекста многие выбирали математику, чтобы избежать возможности какого-либо давления, говорит Александра Скрипченко. Здесь речь идет об абстрактных исследованиях и довольно однозначном результате, соответственно, остается меньше возможностей для спекуляций. В то же время не нужна физическая сила — этот и подобные аргументы против женского труда в профессии не работают. Есть достаточно успешная история участия женщин в этой науке, самый яркий в последние десятилетия — успех иранки Мариам Мирзахани, получившей в 2014 году самую престижную в специальности Филдсовскую медаль. По этим причинам явного противодействия мужчин в математике нет.

Александра Скрипченко
© Высшая школа экономики

«С другой стороны, здесь проявляются стереотипы на более раннем этапе, по отношению к девочке. Не тогда, когда она стала кандидатом наук и строит свою карьеру. Более явные препятствия растут из семьи, за пределами узкого академического мирка достаточно часто можно услышать: “Зачем тебе математика, ты же девочка? Нет никакого смысла отдавать девочку в математическую школу, разве что жениха умного найдет”», — отмечает Александра Скрипченко.

Представление родителей о том, что только мальчики должны идти в профессию, которая требует предельной концентрации, умения побеждать в конкурентной борьбе, отрешенности от быта, — это большее препятствие для продвижения женщин в математике, чем препятствия со стороны мужчин

При этом мужчины в профессии часто корректны и дружелюбны, говорит декан факультета математики НИУ ВШЭ.

Наталья Клименко, доцент кафедры химической технологии стекла и ситаллов Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, разработчик новых стройматериалов, рассказала, что в химической науке ситуация похожая, когда речь идет о ролевых моделях, но «в целом мы ближе к гендерному равенству», женщин-химиков много, есть области, где они преобладают, например биология, фармацевтика, зеленая химия. «Мне кажется, не стоит стремиться к равенству по количеству, стоит стремиться к балансу и гармонии», — считает она. Главное — обеспечивать равенство в отношении права выбора.

«Вы не должны позволять каким-то штампам проникать в вашу жизнь. Если это ваше, то ваше. Гендерный аспект вторичен», — прокомментировала высказывания коллег Энн Макосински, канадская изобретательница, основательница Makotronics Enterprises, победительница Google Science Fair, которая участвовала в дискуссии онлайн.

Модератор Анастасия Андреева заметила, что если в мире в целом 30% женщин среди всех, кто работает в науке, то в России — 39%. Прокомментировать такое явление она попросила Оксану Косаченко, старшего инвестиционного директора АФК «Система», президента благотворительного фонда «Система». Высокую общую долю женщин в российской науке Оксана Косаченко объяснила тем, что это средний уровень. До более высоких позиций они добираются редко, нечасто внедряются в академическую среду. По ее словам, если в Российской академии наук 1062 академика, то женщин среди них всего 152 человека. Оксана Косаченко согласна с тем, что нужно менять ролевые модели, закладываемые с детства. По ее мнению, нужно ломать стереотипы, утверждаемые, в частности, в учебниках, где мама всегда моет раму, а папа на работе. Она также обратила внимание на то, что на юге страны, особенно в кавказских республиках, доля женщин в науке значительно ниже.

Неверная ролевая модель приводит к тому, что уже в средней школе, когда девочки начинают взрослеть, они теряют интерес к математике, сказала модератор, ссылаясь на исследование Вышки. Комментируя этот факт, Александра Скрипченко рассказала, что ей как доценту и декану факультета математики приходится иметь дело все же со специфической группой детей — это дети, которые рано осознают свой интерес именно к фундаментальной математике. И на факультете математики Вышки девочек хотя и меньше, чем мальчиков, но все же значительно больше, чем в те годы, когда она была студенткой.

Александра Скрипченко отметила еще одну проблему: некоторые девушки, видя «монолитную мужскую структуру», начинают сомневаться, а надо ли идти в точные науки, поскольку боятся не вписаться в этот монолит.

Считаю, что бороться за увеличение доли женщин в точных науках нужно, но я не сторонник тех мер, которые распространены сейчас на Западе, когда эту долю начинают формально квотировать

При этом Александра Скрипченко приветствует такие мероприятия, как летние школы для девушек-исследователей: «То, что делают в Принстоне, хотим сделать и мы, но пока мешает ковид». Ей также нравится опыт коллег с факультета компьютерных наук по проведению ИТ-девичников, куда зовут успешных в области программирования женщин. Таким образом появляется возможность прямого контакта, возможность совместного решения разных проблем, в том числе проблемы совмещения науки и семейной жизни.

В дискуссии также приняли участие Инна Должикова, заведующая лабораторией Государственной коллекции вирусов ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России, одна из разработчиков вакцины «Спутник V», и Екатерина Скорб, директор НОЦ инфохимии, профессор Университета ИТМО.

В гиг-экономике сохраняется гендерный разрыв

Ученые из Института образования НИУ ВШЭ изучили данные о рабочем графике преподавателей онлайн-школы английского языка и показали, что женщины в возрасте 25–35 лет работают меньше, чем мужчины. Это связано с их более низкой загруженностью в вечерние часы. Статья “Women in gig economy work less in the evenings” опубликована в Scientific Reports.