• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Леонид Гохберг: «На базе Вышки должен быть создан глобальный центр превосходства в сфере прогнозирования»

Леонид Гохберг

Леонид Гохберг
© Высшая школа экономики

Прогнозирование в период турбулентности, когда регулярно прилетают «черные лебеди», становится искусством, в котором сочетаются разработка новых моделей, способных адекватно отразить меняющуюся реальность, оценки экспертов и форсайт-исследования. Это требует междисциплинарного подхода в прогнозировании и привлечения ученых из разных областей науки.

О результатах, достигнутых в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования», новостная служба «Вышка.Главное» побеседовала с научным руководителем проекта, первым проректором ВШЭ, директором Института статистических исследований и экономики знаний Леонидом Гохбергом.

— Расскажите об истории проекта: как появилась идея, как формировалась команда.

— Наш институт в течение многих лет занимается исследованиями развития науки и технологий. Одно из важных направлений этих работ — научно-технологическое прогнозирование, с 2007 года в ИСИЭЗ работает Форсайт-центр, который за эти годы реализовал множество исследовательских проектов как фундаментального, так и прикладного характера и получил признание в профессиональном сообществе. Серьезные компетенции в области макроэкономического прогнозирования накоплены в Центре развития и на факультете экономических наук. В Институте социальной политики формируются прогнозы социальных процессов. Нельзя не упомянуть и наших демографов, факультет мировой экономики и мировой политики и т.д. Однако разные подразделения университета далеко не всегда взаимодействуют друг с другом и тем самым недоиспользуют научные заделы и потенциал коллег. К тому же, замечу, в мировой практике прогностических исследований исторически сложился определенный водораздел между количественными прогнозами, в том числе макроэкономическими, и форсайтом.

Когда университет выиграл конкурс «Приоритет-2030», научный руководитель Вышки Ярослав Иванович Кузьминов предложил посвятить один из стратегических проектов прогнозированию, интегрировав в его рамках различные методологии и развивающие их коллективы — от социологов и культурологов до математиков и географов — с целью обогащения прогнозов их подходами, методами и оценками.

— Каковы цели и задачи проекта?

— Цель проекта — разработка, практическая апробация и масштабирование эффективных инструментов долгосрочного прогнозирования, позволяющих создать принципиально новую информационную основу для формирования доказательной политики и в конечном счете для принятия управленческих решений в условиях высокой турбулентности и резкой смены трендов. Нам предстоит выстроить систему методов, математических моделей, дающих возможность заглянуть в будущее, предвидеть возникающие угрозы и возможности своевременно реагировать на них.

Хотел бы подчеркнуть, что проект реализуется в условиях высокой турбулентности, когда ломаются годами сложившиеся тренды и уже не работают традиционные обычные модели, построенные на экстраполяции. Это ставит перед нами амбициозную цель разработать новые методы прогнозирования, эффективные в сложившихся условиях.

Задачи тоже понятны: развитие междисциплинарной методологии прогнозирования, разработка серии долгосрочных прогнозов, обеспечивающих формирование комплексной картины будущего, определение средне- и долгосрочных перспектив научно-технологического и социально-экономического развития, оценка масштабов предстоящих изменений и их социальных, экономических, экологических и геополитических эффектов.  

Ключевой вопрос — усиление кадрового потенциала университета. Одно из принятых в рамках проекта решений — проведение конкурса молодежных исследовательских проектов. Первый раунд конкурса, состоявшийся в этом году, позволил поддержать несколько команд молодых ученых. Мне приятно, что инициатива нашего стратпроекта получила поддержку и в других стратегических проектах университета.

Полагаю, по итогам стратпроекта сможем заявить о создании в Вышке передовой научной школы прогнозирования мирового класса. Все факторы для этого налицо.

— В чем главная особенность проекта, его уникальность?

— Впервые в России мы пытаемся системно состыковать две школы прогнозирования — макроэкономические прогнозы и форсайт-исследования, хотя, как я уже сказал, и в мире эта задача решена далеко не полностью. Уникальность проекта еще и в мультидисциплинарности. В исследования вовлечены почти два десятка подразделений Вышки: демографы, специалисты в области международных отношений, социальной политики, исследований образования, науки, культуры, климата, пространственного развития и, конечно, экономисты и математики.

Важная задача проекта — создание базы знаний и разработка оригинальных методов прогнозирования применительно к условиям высокой неопределенности, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Результаты проекта носят не только фундаментальный теоретический характер. Они направлены и на поиск практических решений, способных улучшить жизнь граждан нашей страны.

— Каковы ключевые элементы и этапы проекта?

— Работа в рамках стратегического проекта началась в конце 2021 года. В начале прошлого года была проведена серия обсуждений по его структурированию, определению приоритетов с учетом изменения геополитической и экономической ситуации. В апреле 2022-го была сформирована концептуальная рамка, определено ядро стратпроекта, стартовали конкретные исследования. Ключевые результаты представлялись в рамках серии регулярных научных семинаров, прошедших во втором полугодии 2022 года.

— Как вы планируете использовать созданную в ИСИЭЗ систему интеллектуального анализа больших данных iFORA в работе над прогнозированием социально-экономических процессов?

— Мы давно и активно используем ее в прогнозах. Но надо понимать, что iFORA — не панацея для автоматического формирования прогнозов, это инструмент обработки больших данных, который позволяет получить объективную картину зарождения и развития трендов в науке, экономике и других сферах.

У нас много других инструментов, например база данных трендов и слабых сигналов, мы ее ведем уже около 10 лет, патентные и статистические данные. В рамках стратегического проекта планируем развивать самые разные инструменты и методы прогнозирования.

— Как накопленный институтом опыт форсайта может применяться для социально-экономических прогнозов?

— Форсайт-исследования возникли лет 30–40 назад и первоначально исходили из того, что эксперты, лучше других разбирающиеся в проблеме, ищут консенсус, взаимоприемлемый вариант разных вариантов будущего и пытаются сформировать систему мер для достижения этого варианта. В форсайт-исследованиях возможно комбинирование разнообразных методов, в том числе таких, как экспертные панели, двухэтапные опросы Дельфи, сценарное моделирование, технологические дорожные карты и т.п. Поскольку наш коллектив традиционно занимается и количественными методами — статистикой, моделированием и др., — то совершенно естественным процессом для нас стала их интеграция в форсайт-исследования, что дает очень серьезные результаты. Поэтому весь опыт ИСИЭЗ демонстрирует, что объединение лучших практик форсайта и количественного прогнозирования, вовлечение широкого круга экспертов из многих научных дисциплин позволяют повышать надежность прогнозов, особенно в турбулентных условиях.

— Какой результат предполагается получить по итогам проекта в этом году?

— Завершена подготовка доклада о сценариях социально-экономического развития, который, надеемся, будет полезен для принятия решений органами власти и бизнесом. Весьма оригинальное исследование посвящено тому, как образ будущего выглядит в представлениях ведущих мировых интеллектуалов. Ряд тем посвящен тем или иным сложным методам прогнозирования, развитию модельного аппарата.

В целом в рамках стратегического проекта выполнены полтора десятка исследований, будут публикации в хороших журналах, монографии, но важен и нематериальный результат. Радует, что выстраиваются связи между факультетами и научными институтами внутри университета. Мы лучше узнаем друг друга, что позволяет ставить новые исследовательские задачи.

© Высшая школа экономики

— Что планируется сделать в сфере прикладных исследований?

— В основном в проекте предполагаются как раз прикладные результаты. Доклад по сценариям развития России, о котором мы говорили, носит прикладной характер; он, как и другие результаты исследований, надеемся, будет востребован государством и бизнесом.

Среди других прикладных результатов отмечу еще две темы. В ходе исследования, посвященного трансформации науки под влиянием мегатрендов, был проведен масштабный опрос ведущих российских и зарубежных ученых. На его основе определены стратегические развилки развития науки на горизонте до 2030 года. Результаты этого проекта могут представлять интерес как для нашего университета, так и на федеральном уровне при обсуждении мер государственной поддержки науки.

Уже упоминался отдельный трек по поддержке инициативных проектов молодых ученых. Одной из наиболее интересных работ стало исследование коллектива факультета мировой экономики и мировой политики, посвященное созданию базы данных санкций и их эффектов, причем она содержит не только прямые санкции, закрепленные в законодательстве отдельных стран, но и аналогичные по сути неформальные решения и практики, а также кейсы по инфорсменту.  

— Какие подразделения, исследовательские группы участвуют в проекте внутри Вышки и за ее пределами?

— Задействованы почти 20 подразделений. В семинарах, проводимых в рамках стратегического проекта, активно участвуют внешние эксперты.

Мы продолжаем контакты с зарубежными коллегами, работает кафедра ЮНЕСКО по исследованиям будущего. В рамках стратегического проекта создан консорциум с Первым медицинским университетом имени Сеченова и профильными научными организациями для исследования перспектив развития драг-дизайна.

— Как проект будет способствовать развитию университета?

— Занимаясь прогнозированием, мы оценим и перспективные направления собственных исследований, спрос на технологии и образовательные программы.

Параллельно будут выстраиваться связи между разными подразделениями Вышки, что позволит сформировать новую междисциплинарную повестку.

В интересах образовательной деятельности проводятся научно-методологические семинары по прогнозированию социально-экономических процессов, в них принимают участие аспиранты и студенты. Ожидаем, что новые знания в этой сфере лягут в основу профильных образовательных курсов и программ допобразования.

И наконец, немаловажно позиционирование Вышки как ведущего исследовательского и экспертного центра в сфере научно-технологического и социально-экономического прогнозирования.

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Женщины и предприниматели — самые инициативные и оптимистичные россияне

Россияне, которые проявляют инициативу в разных сферах своей жизни — как в семье и с друзьями, так и на рынке труда, — оптимистичнее в отношении как личного благополучия, так и будущего своей страны. Такой вывод делается в научно-исследовательской работе «Практики использования инструментов усовершенствования личности», выполненной в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» программы «Приоритет-2030». В рамках нее с 30 октября по 9 ноября 2023 года был проведен опрос населения России в возрасте от 18 лет.

Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека

Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов

В октябре 2023 года разработанный в Высшей школе экономики программный комплекс «АСОНИКА-К» заработал на одном из промышленных предприятий, выпускающих электронные компоненты.

«Перспективно, хотя и звучит фантастично»: Ольга Драгой — о реконструкции речи и будущем нейротехнологий

Весной 2023 года в Высшей школе экономики стартовал пятый стратегический проект в рамках программы «Приоритет-2030» — «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Он объединяет ученых из всех кампусов университета. Какие технологии уже сегодня создают нейроисследователи, что их вдохновляет, как строятся междисциплинарные прикладные работы, «Вышка.Главное» узнала у одного из руководителей стратпроекта, директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольги Драгой.

В НИУ ВШЭ научат анализировать и прогнозировать санкционную политику в отношении России

7 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ начнется обучение по программе повышения квалификации «Анализ и прогноз санкций ЕС в отношении РФ: возможности базы данных SanctionsRuBase+». Ее слушатели в течение трех недель будут изучать в онлайн-формате санкционную политику в отношении России. Что представляет собой эта база данных, в чем уникальность программы ДПО и для кого она предназначена, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева.

Заявки на участие в КИвО-2023 принимаются до 31 октября

Меньше недели осталось до завершения приема проектов на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который в этом году проводится десятый раз. К участию приглашаются авторы учебных тренажеров, приложений, платформ, мероприятий и медиа, методических и технологических разработок и т.д. На днях в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» была объявлена отдельная номинация конкурса — «Самостоятельное обучение», победитель в которой получит денежный приз.