• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Говорить просто о сложном»: Вадим Радаев рассказал, как удерживать внимание аудитории

Вадим Радаев

Вадим Радаев
© Высшая школа экономики

В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев поделился с преподавателями университета педагогическими находками. Основываясь на своем опыте, опыте своих учителей и беседах с коллегами, он ответил на вопросы о различных аспектах удержания внимания студенческой аудитории и привел примеры эффективных приемов и техник.

Удержание внимания быстро превращается в основную проблему для преподавателя. И если в прежние времена многие студенты болтали на занятиях и их нужно было отрывать друг от друга, то теперь они в основном сидят тихо. Но легче от этого не стало, потому что большинство из них упирается в экраны своих смартфонов и ноутбуков.

Вдобавок сегодня преподаватель уже не является, как прежде, источником сакрального и дефицитного знания. Оно все больше воспринимается как информация, которую можно в любой момент прогуглить. Во всяком случае, многие так думают, констатировал Вадим Радаев, и в этих условиях современный преподаватель должен обладать широким арсеналом лайфхаков — приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание аудитории.

Самый простой, но необходимый прием — глазной контроль. Преподаватель на занятии должен видеть всех и каждого. Если это невозможно сделать сидя, нужно стоять или передвигаться по аудитории. Категорически нельзя читать текст, смотреть в стену или на одного из студентов. Нужно обращаться ко всем, причем так, чтобы каждый чувствовал, что обращаются именно к нему, по крайней мере стараться делать именно так, пояснил Вадим Радаев.

Что делать, если кто-то из студентов все же разговаривает и отвлекает окружающих? По мнению докладчика, делать замечания в этом случае — не лучшая политика. Стоит начать с того, что, не прерываясь, просто смотреть на «виновника торжества». Если студент продолжает разговаривать, преподаватель начинает к нему приближаться, а если и это не действует, то просто встает и замолкает. Еще можно поинтересоваться у студента, все ли ему понятно (не нужно ли что-то лично повторить), а крайний способ — попросить покинуть аудиторию, хотя сам Вадим Радаев за долгие годы преподавания ни разу его не использовал.

© Высшая школа экономики

В ситуации, когда студенты отвлекаются на свои гаджеты и перестают смотреть на преподавателя, снижается роль глазного контакта и возрастает роль голоса как инструмента воздействия. Вадим Радаев считает, что главное — не громкость голоса (к тому же усиленная микрофоном), но постоянное варьирование, необходимость избегать монотонной речи, изменение громкости и интонации, речевые акценты. Меняется и ожидаемый темп речи. Если в прежние времена преподаватель мог говорить медленно, как бы размышляя на ходу, то теперь жизнь ускорилась, и не все студенты дождутся окончания раздумчивого повествования. Слишком торопиться, конечно, не стоит, но в целом темп речи должен быть быстрее.

При длинных изложениях преподавателю стоит делать разного рода перебивки. «Когда я учился в МГУ, одна очень известная женщина, профессор, читала нам курс лекций по планированию народного хозяйства. Предмета скучнее просто не было, но она в середине каждой лекции рассказывала анекдот весьма вольного содержания, никак не связанный с планированием, и каждый раз все ожидали, что же она расскажет сегодня. А я время от времени рассказываю байки — короткие правдивые истории, но считаю, что они все же должны быть привязаны к теме занятия и работать на нее», — поделился Вадим Радаев.

На вопрос о том, где проходит грань между научной составляющей лекции и популяризацией научных идей, докладчик ответил, что содержание должно быть структурированным, обоснованным и точным, а форма — по возможности ясной и легкой. «Желательно говорить просто о сложном, а если мы говорим сложно о сложном, то, значит, не до конца сами понимаем это сложное», — считает он. Кроме того, современным студентам важна визуализация материала, ведь они все больше принадлежат не к текстовой, а к визуальной культуре и напрямую просят преподавателей давать им меньше текста и больше картинок, всякой инфографики.

Еще лучше, если картинки движутся. Поэтому занятия можно начинать с короткого видео — оно будет точкой входа, чтобы сразу как-то зацепить студентов, поработав на их привычном поле. «Например, один из семинаров по курсу “Экономическая социология” я начинаю с пятиминутного фрагмента из фильма Тарантино “Бешеные псы”, после чего плавно перехожу к теме о структуре человеческой мотивации, потому что фрагмент как раз про это», — рассказал Вадим Радаев.

© Высшая школа экономики

Отвечая на вопрос, как должен выглядеть преподаватель, чтобы удерживать внимание аудитории на своих словах, а не на внешнем виде, он предположил, что внешняя привлекательность преподавателя никак не может помешать, это лишь еще один инструмент привлечения внимания. Изображать сексуальный объект, конечно, не нужно, зато стоит избегать неряшливости и небрежности, иногда нарочитой («я, дескать, интеллектуал, я выше этого, могу ходить в чем и как угодно»). Все-таки преподаватель — лицо университета и должен демонстрировать уважение к профессии и к другим людям.

По мнению Вадима Радаева, на занятиях вполне уместен юмор, но с учетом контекстов и поколенческих разрывов. Например, представители старшего поколения жили в культуре анекдотов, а современные молодые люди их часто уже не воспринимают. Сократилось и продолжает сокращаться число объектов для шуток — есть риск получить агрессивный ответ под лозунгом толерантности, и при желании пошутить следует это учитывать.

Докладчик считает, что лекционный формат не исчез и не исчезнет, но при этом на любых занятиях нужно побуждать студентов к соучастию, провоцировать вопросы и самому отвечать на них по ходу. Можно даже выстраивать выступление целиком на вопросах, в том числе полученных заранее, при этом называть имена авторов вопросов (как это и делалось на данной лекции). В числе интерактивных форм, которые использует сам Вадим Радаев, — дебаты в мини-группах, когда студенты заранее готовятся и дискутируют о сложной и не однозначно разрешимой проблеме, или обсуждение чужих проектов, когда можно покритиковать, задать вопросы, дать советы и оказать друг другу помощь.

© Высшая школа экономики

Отдельная проблема, на которой акцентировал внимание докладчик, — удержание внимания студентов в онлайн-формате. Здесь преподавателю приходится сложнее, поскольку нет живого контакта, соучастия и сопереживания, равно как и достаточного контроля над аудиторией. Остается лишь усиливать эмоциональность, использовать интерактивные форматы, мягко и настойчиво просить всех студентов включить камеру, ждать, когда это произойдет, убеждая оставшихся все же появиться на экранах. «Это вопрос не просто эффективности и вовлеченности, но и академической этики, взаимного уважения», — считает Вадим Радаев.

Отвечая на вопрос, какое содержание точно привлечет внимание аудитории, докладчик пояснил, что студенты считают безусловно важным то содержание, которое, как они полагают, полезно или будет полезным в ближайшее время в их работе. Однако беда в том, что они не могут знать, каким должно быть это полезное, и никто не знает, поэтому задача преподавателя — объяснять суть и важность общих академических навыков, которые на самом деле тоже инструментальны. Только если специфические инструментальные навыки где-то пригодятся, а где-то нет, то академические пригодятся везде. «Студенты поймут это потом, а объяснять надо пытаться сейчас», — заключил Вадим Радаев.

В ходе лекции первый проректор НИУ ВШЭ ответил и на другие вопросы, посвященные, в частности, политкорректности на занятиях, возможности для преподавателя отвлекаться на новостную повестку, преподаванию на английском языке, использованию студентами ChatGPT, оптимальной продолжительности лекций и семинаров и т.д.

Свои размышления о преподавательской работе в современных условиях и способах удержания внимания представителей молодого поколения Вадим Радаев изложил в книге «Преподавание в кризисе» , вышедшей в Издательском доме ВШЭ в 2022 году. Уже есть второе издание 2023 года, которое вскоре появится в продаже.

Запись лекции можно посмотреть здесь.

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России

В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.

Проект Teach4HSE впервые поделится опытом с внешними слушателями

Продолжается набор на новую двухнедельную программу повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» для преподавателей российских вузов, которая стартует 29 января. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE). Рассказываем об итогах его реализации в уходящем 2023 году и о его роли в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ поможет коллегам из российских вузов повысить качество преподавательской работы

29 января в Высшей школе экономики стартует новая программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» в формате мастерской. Ее слушателями могут стать вузовские преподаватели, заинтересованные в повышении качества своей профессиональной деятельности. Программа разработана с учетом семилетнего опыта реализации проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке», рассчитана на две недели и состоит из двух частей — очной и дистанционной.

«Нужно не занижать оценки, а дифференцировать»

Проект Teach for HSE в рамках своего традиционного курса повышения квалификации «Teach for HSE / Преподаем в Вышке: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» организовал открытую лекцию первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов». На лекции Вадим Радаев разъяснил, почему растет давление на преподавателей со стороны студентов по поводу оценок, охарактеризовал перспективы борьбы университета с инфляцией оценок и рассказал о принципах, на которые следует опираться при оценивании.

«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»

В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» состоялся двухдневный семинар Teachers’ Day 2021 «Преподавание и обучение в эпоху цифровой трансформации: современные подходы и практики». Спикеры и участники мероприятия рассказали об идеях и инсайтах, приобретенных за период дистанционного и гибридного обучения, рассмотрели вопросы цифрового этикета и психологические аспекты онлайн-преподавания, обсудили новые траектории и возможности профессионального развития преподавателей.

Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации

Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».

В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»

В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.

«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE

Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.

Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании

В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.

Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE

В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.