• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Люди хотят получать только полезный для себя контент»

«Люди хотят получать только полезный для себя контент»

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В российском обществе резко подскочил интерес к новостям, отмечают эксперты. В то же время часть аудитории сознательно их избегает. О том, какой контент и у кого пользуется спросом и продолжают ли люди смотреть телевизор, говорили на пленарной сессии «Инфогигиена и элитарность информации: как правильно потреблять медиапродукты» на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.

Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Анастасия Казун представила коллегам исследование «Новые тренды медиапотребления: избегание новостей и думскроллинг». Обильная медиасреда с большим выбором информации с одной стороны и рост негативности контента в период кризиса с другой привели к двум противоположным реакциям потребителей: избегание новостей и думскроллинг (болезненное избыточное потребление негативных новостей). 

Анастасия Казун
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

С начала 2022 года наиболее часто отмечают рост потребления новостей представители старшей возрастной группы (64+), а респонденты в возрасте 18–24 лет чаще говорят, что вообще не смотрят политические и экономические новости. Значительная часть опрошенных предпринимает сознательные попытки ограничить потребление информационного контента, чтобы избежать негативных эмоций. Часть опрошенных даже сравнивает это с вредными привычками, от которых нужно избавляться.

При этом «избегаторы» и «думскроллеры» не просто потребляют разный объем контента, они выбирают тематически разные новости: первые склоняются к развлекательным, вторые — к политическим и экономическим.

Среди характерных черт думскроллера выделяют увеличение объема потребляемого контента вплоть до «новостной булимии», увеличение числа используемых источников, эмоциональную вовлеченность и потребность делиться услышанным с другими. Такие люди читают и слушают новости даже в душе, на вечеринках и в других не приспособленных для этого местах.

При этом обе группы не интерпретируют свои реакции как травматичные и не видят в этом проблемы.

Исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова рассказала, как распределялась аудитория медиа в 2022 году. Так, для ТВ прошлый год характеризуется значимым вкладом информационных жанров. Суммарно на новости и социально-политические передачи приходилась четверть времени, которое россияне провели за просмотром крупных каналов, еще четверть просмотра заняли телесериалы. Также в топ-5 жанров вошли развлекательные программы и кино. Эти пять жанров суммарно покрыли 80% телепросмотра.

Ксения Ачкасова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

На новости пришлось 12% — это в полтора раза больше, чем годом ранее. Аналогичный рост интереса к новостям наблюдался в 2014–2015 годах, после чего доля этого жанра постепенно сокращалась. Если ранее на новости приходилось меньше 20 минут просмотра в день, то в первый день СВО россияне уделили просмотру новостей на ТВ в среднем 49 минут. Вторая волна роста интереса к новостям наблюдалась в конце сентября — начале октября после объявления частичной мобилизации.

Помимо новостей, растет и объем просмотра социально-политических передач: им в среднем уделяют около получаса в день. Вклад таких передач удвоился и составил 16%. Интерес к этому жанру постепенно рос с 2016–2017 годов, а в 2022 году обрел максимальную популярность, в том числе за счет значительного объема показа на крупнейших каналах. 

Также в моменты обострения информационного фона растет аудитория новостных сайтов и приложений. Практически все пользователи интернета обращаются к ним ежедневно. Структура интернет-потребления за прошедший год значимо не изменилась.

Значительно выросла аудитория Telegram. Время использования этой площадки сейчас составляет почти 40 минут в день — выше, чем у многих социальных сетей. При этом значимая часть времени (треть) приходится на медийную функцию — чтение телеграм-каналов. Большую долю времени уделяют им мужчины и люди старшего возраста. Для молодой группы важнее развлекательная функция.

Что касается соцсетей, то 40% россиян ежедневно заходят во «ВКонтакте». Площадка продолжает увеличивать аудиторию, в том числе за счет перетекания из заблокированных соцсетей.

Усталость накапливается не от непосредственно новостей, а от средства их передачи — мобильного телефона, полагает советник министра экономического развития РФ Дарья Левченко. Телефон сам по себе является источником не только полезного или развлекательного контента, но и раздражения — например, от бесконечных рабочих чатов и переписок.

Дарья Левченко
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Эта усталость накладывает на госорганы и бизнес определенные обязательства — поиск самых точных и выверенных каналов донесения информации и формулирование сообщений в подходящем формате. Основным выходом становится таргетирование каналов коммуникации. Решая задачу донесения информации до целевых групп, мы руководствуемся именно таким подходом — суперузкой воронки», — отметила она.

Например, чтобы рассказать о чем-то бизнесу, выбирается площадка соответствующей бизнес-ассоциации, а для передачи информации для туристов — МФЦ. Это более эффективно, чем снимать большие телесюжеты и транслировать их широкой аудитории, считает Дарья Левченко.

Люди хотят, чтобы сообщения доносилось до них максимально кастомизированно, заявил старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ Андрей Лавров. Именно по этому пути пошла Вышка, создав более 30 собственных каналов для разной аудитории.

Андрей Лавров
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Люди хотят получать только полезный для себя контент, и мы пытаемся нащупать внутри нашей целевой аудитории большое количество групп, подгрупп и микрогрупп — это наиболее эффективное средство коммуникации. С этой точки зрения мы сейчас очень внимательно изучаем формат бренд-медиа», — рассказал он. Бренд-медиа транслируют потребителю утилитарный контент, рассказывая о том, что ему нужно и чего он хочет.

Заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Максим Иванов отметил, что медиапотребление сильно изменилось. Начиная со времен COVID-2019, идет поток плохих, тяжелых новостей, которые заходят в каждый дом и касаются каждой семьи.

Максим Иванов
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«У деловых и общественно-политических СМИ в этой ситуации не такая печальная судьба, потому что за накрывающей нас ширмой неизбежного негатива всегда можно находить интересные повороты и продвигать их. Люди не меньше кликают на потребительские новости, и продавать их гораздо проще, чем негатив, на котором сейчас все замкнуты», — считает он.

Руководитель группы по работе с медиа проекта «Новости на Дзене» Иван Макаров полагает, что будущее за форматом ритейл-медиа.

Иван Макаров
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Ритейл очень хочет через свои супераппы зайти и общаться с потребителем с момента его просыпания до момента его засыпания и предлагать ему эскапистский контент, развлекательный контент, который входит в противоречие с обычными медиаканалами. В течение ближайших двух-трех лет ритейл вполне может и будет отжимать аудиторию у классических медиа», — убежден он.

Если говорить об уровнях восприятия аудиторией контента, то их всего пять: информационный, развлекательный, обучающий, самоактуализационный (когда человек читает, что в тренде) и вдохновляющие истории. Информационного контента намного больше, чем остального, а вдохновляющего — намного меньше.

«К сожалению, мы пока очень плохо умеем измерять, что люди думают о том или ином контенте, как к нему относятся, какие эмоции испытывают. Мы сейчас можем только понять, что именно они смотрят, но не что при этом чувствуют. И здесь у нас впереди большой объем для поиска», — резюмировал Андрей Лавров.

Модератором сессии выступил заведующий Центром медиапрактик НИУ ВШЭ Глеб Черкасов.

Вам также может быть интересно:

Развитие платформенной экономики обсудили в Вышке

Цифровые платформы и экосистемы стали мощным инструментом преобразования многих процессов в экономике и самого уклада жизни общества, но для исследователей все еще являются новым предметом. Первые попытки комплексного изучения данного института предприняли исследователи НИУ ВШЭ в рамках проекта с ПАО «Ростелеком». Результаты были представлены на пленарной сессии «Платформенная экономика в России: потенциал развития», организованной в рамках распределенной программы XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Ученый совет: вклад ВШЭ в достижение национальных целей и приоритетов развития РФ возрастет

Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года будет усовершенствована, чтобы повысить вклад университета в достижение национальных целей и реализацию приоритетов научно-технологического развития страны. Такое решение принял Ученый совет Вышки 26 апреля. На заседании также был рассмотрен вопрос о принципах развития внешних коммуникаций НИУ ВШЭ, один из которых — создание вокруг университета информационного поля высокого качества.

Искусственный интеллект дает людям шанс стать умнее и счастливее

За пять дней миллион человек вступили в диалог с ChatGPT, за четыре — первый миллион пользователей набрала нейросеть Сбера Kandinsky 2.1. Перспективы создания и внедрения технологий на базе ИИ, а также вопросы регулирования этой сферы обсудили представители науки, бизнеса и власти на пленарной сессии «Искусственный интеллект в России: тренды, риски, регулирование», которую ИСИЭЗ совместно со Сбером организовал в рамках распределенной программы XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.

«Молодежная политика — это конкурентное преимущество страны»

Системный анализ законодательства показал заметные региональные различия в подходе к мерам поддержки молодежи. В чем регионам целесообразно проявлять самостоятельность, а что должно быть централизовано? И не пришло ли время скорректировать само понятие «поддержка молодежи»? Пленарная сессия «Меры поддержки молодежи в России (на основе опыта подготовки законопроекта “О молодежной политике в Российской Федерации”)» прошла в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции. На сессии был презентован доклад НИУ ВШЭ.

Экономика России: не адаптация, а рост в условиях новой реальности

Ведущие российские экономисты провели с помощником президента РФ Максимом Орешкиным пленарную сессию по вопросам развития российской экономики в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции. Эксперты отметили, что адаптация к новым условиям закончилась, примерно с середины прошлого года наблюдается положительная динамика и сегодня стоит задача формирования новой модели устойчивого роста.

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

«Мы планируем расширить меры поддержки молодых людей»

Современная молодежная политика для повышения эффективности должна выстраиваться на основе анализа больших данных и качественной экспертизы, необходимо учитывать реальные запросы молодых людей. Об этом шла речь на пленарной сессии XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции «Доказательная молодежная политика: перспективы развития и потенциал внедрения в российском контексте».

Аграрная импортонезависимость: в ВШЭ обсудили перспективы развития отечественного АПК

Россия в последние годы добилась впечатляющих результатов в развитии АПК, но есть и немало нерешенных проблем. Как преодолеть старые и  новые вызовы, обсуждали эксперты на пленарной сессии «Анализ критических направлений импортозамещения для агропромышленного комплекса РФ: сценарии развития», прошедшей в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.

«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.

Высококвалифицированные специалисты — один из ключевых факторов роста экономики столицы

Растущий спрос экономики Москвы на квалифицированных специалистов в высокотехнологичных отраслях, старение трудоспособного населения и повышение возрастной планки выхода молодежи на работу требуют новых подходов к развитию рынка труда в Москве. Об этом рассказала министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Мария Багреева на круглом столе  XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ.