• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Безопасные качественные дороги: «это успешный проект, его надо продолжать»

АНО «Национальные приоритеты» и НИУ ВШЭ представили в Вышке доклад «Дороги: новый взгляд на реальные достижения и эффекты». Эксперты отмечают, что реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» существенно улучшила качество жизни миллионов людей, получивших возможность беспрепятственно получать необходимые услуги и путешествовать по России. Строительство автодорог повысило связанность территории страны, позволило создать новые рабочие места в сопутствующих отраслях и туризме, увеличить объемы торговли.

Юлия Грязнова
© Высшая школа экономики

Руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова сообщила: доклад назван «Дороги для людей», ведь главная цель проекта — улучшение жизни людей. Благодаря нацпроекту дорожная отрасль впервые получила общее целеполагание, а регионы начали работать по единым стандартам. Это произошло не только в дорожном строительстве, но и в других национальных проектах.

По ее словам, реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» повысила доступность базовых социальных и других услуг для сельских жителей, увеличила их доходы в населенных пунктах, где были отремонтированы или построены дороги. У многих жителей глубинки изменился образ жизни, появились новые перспективы.

Люди с ограниченными возможностями здоровья смогли повысить мобильность, в буквальном смысле выйти из дома и передвигаться по городу самостоятельно или вместе с сопровождающим, добираться на коляске в ранее недоступные им места.

Обитателям больших и средних городов нацпроект принес повышение комфорта в повседневной жизни и экономию времени, увеличил возможности для автотуризма. Люди путешествуют там, где раньше поездка влекла за собой риск повреждения машины. «Можно сказать, он повысил уровень счастья горожан», — сказала Юлия Грязнова.

© Высшая школа экономики

Наконец, для всего населения России реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» означает снижение числа погибших и пострадавших в ДТП.

Дорожный, как и другие нацпроекты, нацелен на снижение неравенства в стране, повышение доступности качественной медицины и образования.

Кроме того, улучшение дорог означает сокращение времени доставки товаров, упрощение логистики, снижение расходов бизнеса, рост торговли и экономики. Одно рабочее место в дорожном строительстве создает 8–10 дополнительных мест в смежных отраслях, стимулирует развитие добычи полезных ископаемых, нефтехимии, машиностроения и производства строительных материалов.

Также рост автотуризма позволяет увеличить региональные и местные доходы, стимулирует предпринимателей и местных жителей к развитию бизнеса и промыслов в местах, где ранее не появлялись путешественники. Наконец, выделение средств в рамках нацпроекта позволяет бизнесу прогнозировать собственное развитие, соинвестировать по понятным правилам в инфраструктуру страны.

Игорь Костюченко
© Высшая школа экономики

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (ФДА) Игорь Костюченко подчеркнул: создание доступной комфортной среды для россиян — ключевая задача работы ФДА, строительство и ремонт дорог обеспечивают выполнение базовых принципов Конституции, таких как единое экономическое пространство и свободы перемещения, и поддерживают транспортную связанность России.

Он отметил важность целостного понимания социальных и экономических приоритетов, одновременного обеспечения транспортной доступности социальных, в том числе образовательных и медицинских, объектов и поддержания надежного сообщения с отдаленными населенными пунктами.

«У нас прекрасные места с уникальной природой и историческими памятниками, надо обязательно обеспечить их транспортную доступность», — сказал Игорь Костюченко.

Приоритетами работы агентства он назвал развитие сети дорог, превращение маршрутов в автодороги, которые затем надо содержать в нормативном состоянии, обеспечивающем безопасность движения. Для этого, по словам представителя ФДА, формируется программа нацпроекта, уточняются ее приоритеты. Важным блоком проекта стало развитие дорожной отрасли, укрепление ее кадрового потенциала, обеспечение организаций техникой и материалами.

«Национальный проект позволяет понять, что мы будем делать завтра и послезавтра, это позволяет организациям прогнозировать, как развиваться. Надеюсь, что у нас что-то получается», — подытожил Игорь Костюченко.

Михаил Блинкин
© Высшая школа экономики

Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ ординарный профессор Михаил Блинкин привел в качестве примера реализации нацпроекта город Гороховец во Владимирской области, где есть яркие архитектурные памятники и интересная деревянная застройка. Раньше по его центральной, Московской, улице постоянно шли транзитные большегрузные автомобили, что создавало неудобства для жителей и гостей города и замедляло движение транспорта. После строительства обхода города жители и туристы меньше страдают от шума, одновременно повысилась скорость движения и понизился расход топлива.

Михаил Блинкин подчеркнул, что реализация нацпроекта и предыдущих планов развития дорожной сети существенно снизила риски пользования дорогами и ущерб от аварий: если в 1993 году от ДТП в России погибали 25 человек на 100 000 населения, то в последние годы — около 10. В 2018 году, накануне начала действия нацпроекта, в России, по данным ГИБДД, произошло более 168 000 ДТП, в которых погибли 18 214 человек и пострадали 214 850. В 2022-м (цифры за 2023 год пока не опубликованы) число ДТП сократилось на 24,6%, до 126 705, число погибших — на 22,2%, до 14 172, а пострадавших — на 25,7%, до 159 635.

Снижаются и транспортные риски, отражающие число погибших на 10 000 автомобилей. Михаил Блинкин подчеркнул: до начала 2000-х годов показатели смертности от ДТП и транспортных рисков в России были выше среднемировых, в 2000-х соответствовали им, а с 2015 года стали ниже. «Мы не достигли лучших мировых образцов, но мы учимся все, от ГИБДД до обычных водителей и дорожников, и учимся неплохо», — уверен профессор.

Он подчеркнул: проект «Безопасные качественные дороги» имеет высокий общественный резонанс благодаря его открытости и наличию у людей возможности высказать свое мнение о ходе его реализации в социальных сетях и на сервисах самого проекта. «Общественная реакция живая. Моя позиция как научного работника, общественного советника: это успешный проект в житейском и экономическом аспектах, его надо продолжать», — подытожил Михаил Блинкин.

Анна Максимова
© Высшая школа экономики

Заместитель директора — руководитель пресс-службы ФГБУ «ИНФОРМАВТОДОР» Анна Максимова подчеркнула: открытость проекта — часть замысла его реализации, руководители агентства стремятся сверять работу с реакцией пользователей автодорог. Она сообщила, что за время проекта в агентство поступило 35 000 обращений, заявители получили конкретные ответы. Анна Максимова обратила внимание на развитие общественного контроля, стремление включить граждан в процедуру проверки качества строительства и ремонта дорог.

На сайте национального проекта есть интерактивная карта дорог, где пользователи могут увидеть, когда и в какие сроки планируется строительство или ремонт дороги, узнать о производителях работ. «Можно уверенно сказать, что это работает. Правильно, когда человек может пожаловаться государству на госслужащих», — резюмировала Анна Максимова.

Дмитрий Борисов
© Высшая школа экономики

Начальник отдела реализации национальных проектов Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Дмитрий Борисов подчеркнул: национальный проект означает формирование общего целеполагания центра и регионов в развитии дорожного хозяйства: это улучшение дорог в агломерациях, формирование сети магистралей, связывающих регионы, и, наконец, опорной сети в глубинке. Это позволило синхронизировать работу в разных направлениях, в Москве и регионах есть понимание, что будет построено и отремонтировано в первую очередь. Дорожники могут планировать свою работу в регионах на 5 лет и в течение трехлетнего бюджетного цикла.

«Важно понимать, что мы строим и ремонтируем дороги, в первую очередь чтобы сохранить жизни и повысить качество жизни», — подчеркнул Дмитрий Борисов. Он также отметил: в ближайшие годы предусмотрен рост субсидий регионам на строительство и ремонт дорог.

В завершение представления доклада Юлия Грязнова отметила, что в России нет человека, не обратившего внимания на проект «Безопасные качественные дороги», который стал одним из наиболее заметных нацпроектов.

Вам также может быть интересно:

Создание устойчивого будущего: Вышка запустила платформу поддержки природно-климатических проектов

17 октября 2024 года на факультете географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ прошла презентация цифровой платформы, созданной для поддержки природно-климатических проектов (ПКП). Эти проекты играют важную роль в достижении целей Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года и в реализации корпоративных климатических стратегий.

На ВЭФ обсудили ответственность, устойчивое развитие и деловую репутацию бизнеса

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов принял участие в Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024). Он выступил модератором сессии «Ответственный бизнес как основа устойчивого развития государства», где обсуждался ЭКГ-рейтинг, ставший национальным стандартом «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности».

Ученый НИУ ВШЭ оптимизировал решение задачи по гидродинамике

Доцент департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ Роман Гайдуков смоделировал движение жидкости вокруг вращающегося диска с малыми неровностями. Разработка делает возможным предсказание поведения потока жидкости без мощных суперкомпьютеров. Результаты опубликованы в журнале Russian Journal of Mathematical Physics.

Здоровое питание как инструмент экономии: пути снижения затрат на здравоохранение в России

В России ежегодные затраты на лечение только сахарного диабета второго типа составляют больше 500 млрд рублей. Продвижение программ здорового питания может снизить нагрузку на систему здравоохранения и увеличить продолжительность жизни. К таким выводам пришли экономисты из НИУ ВШЭ, проанализировав мировой опыт участия государства в популяризации здорового образа жизни.

Технологии спутниковой связи и культура Русского Севера: новые экспедиции «Открываем Россию заново»

С мая по август в 15 регионах страны состоялось 19 экспедиций третьего сезона проекта «Открываем Россию заново» — межуниверситетской программы студенческих экспедиций, которая реализуется НИУ ВШЭ совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и программой Росмолодежи «Больше, чем путешествие» при поддержке Русского географического общества и Ассоциации волонтерских центров. Сейчас продолжаются еще 10 выездов участников проекта. Планируется, что до ноября 2024 года экспедиции охватят 26 регионов России, а всего за год в программе примут участие 1,2 тыс. студентов. Всего за 8 лет реализации проекта его участниками стали более 7 тыс. человек.

Результаты исследований Вышки легли в основу доклада ООН по волонтерству

Первый Региональный обзор о волонтерстве в Центральной Азии был представлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в рамках программы ежегодного Политического форума высокого уровня ООН. Материалами для подготовки документа стали в том числе результаты работы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Автором текста обзора выступил главный эксперт центра Вячеслав Иванов.

При участии НИУ ВШЭ разрабатывается стратегия развития молодежного походного туризма

Высшая школа экономики и команда проекта «Походы первых — Больше, чем путешествие» ведут работу над стратегией развития походного туризма среди молодежи до 2030 года. Идеи для включения в документ будут представлены в сентябре на Всероссийском туристическом слете «Больше, чем путешествие» в Красноярске. На проектной сессии в Вышке началась работа над предложениями, которая объединила заслуженных путешественников России и тропостроителей, представителей вуза, федеральных органов исполнительной власти и подведомственных организаций, Росзаповедцентра Минприроды России, особо охраняемых природных территорий.

Опубликованы списки рекомендованных к получению льготы по проекту «Социальный лифт»

На итоговом заседании экспертная комиссия утвердила список участников проекта «Социальный лифт», которые могут претендовать на получение льготы при поступлении в бакалавриат или специалитет НИУ ВШЭ в этом году. Ими стали 618 участников. Ознакомиться со списком можно по ссылке. «Социальный лифт» реализуется во всех городах присутствия НИУ ВШЭ: Москва, Санкт-Петербург, Пермь и Нижний Новгород. В 2024 году выделено 264 места для поступающих в рамках проекта.

НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ

Высшая школа экономики стала первым университетом в России, утвердившим Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта. Документ станет важным ориентиром для всех участников образовательного процесса, задавая высокие стандарты и способствуя формированию ответственного подхода к использованию искусственного интеллекта. Декларация была утверждена Ученым советом 26 июня.

Электросамокаты: битва за Москву

Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.