• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Умер Михаил Иванович Кондаков

10 сентября 2008 на 89-м году жизни скончался Михаил Иванович Кондаков, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, бывший Президент Академии педагогических наук СССР.

Михаил Иванович Кондаков родился 1 июля 1920 г. в деревне Медовая Тульской области.

В 1941 окончил исторический факультет Московского индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта.

В 1941—48 гг. — учитель, директор средней школы, заведующий Киселевским гороно Кемеровской области.

С 1948 Михаил Иванович работал в НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук, который возглавил в 1965 г.

В период с 1967 по 1976 г. — работал заместителем Министра просвещения СССР.

С 1965 г. — член-корреспондент АПН РСФСР.

В 1981 г. стал действительным членом АПН СССР и вошел в состав Отделения философии образования и теоретической педагогики.

С 1976 г. вице-президент Академии педагогических наук СССР.

В 1981—1987 гг. президент Академии педагогических наук СССР.

На посту заместителя министра просвещения и президента Академии педагогических наук СССР М.И. Кондаков сделал многое. В стране была создана и сохранена сеть школ для одаренных детей — школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков, его усилиями в школах были разрешены факультативные занятия.

Михаил Иванович одним из первых начал сражаться с бюрократическим отношением властей к проблемам качества образования. В своих работах он впервые поднял вопрос о том, как не сверху, а снизу, исходя из потребностей самой жизни, следует планировать процесс образования в каждой конкретной школе. Он научно обосновал свои подходы к проблеме, пытаясь очистить школу от ненужной опеки, дать руководителю образования больший простор для творческой деятельности. Все эти мысли были преддверием новых реформ в образовании.

Труды М.И. Кондакова посвящены вопросам организации образования и управления школьной системой: "Планирование работы рай(гор)оно" (1952), "Инспектирование работы отделов народного образования" (1956), "Образование в СССР" (1958), "Ленинские принципы организации народного образования" (1979), "Новое содержание образования и совершенствование учебно-воспитательного процесса" (1974), "Теоретические основы школоведения" (1982).

Сын М.И. Кондакова, Александр Михайлович Кондаков, пошел по стопам своего отца. Он тоже стал заниматься серезными научными исследованиями в области педагогики, защитил докторскую диссертацию. Он тоже уже побывал в должности заместителя министра образования, не так давно избран членом-корреспондентом Российской академии образования. А.М. Кондаков сотрудничает с ГУ-ВШЭ уже больше десяти лет — начиная с 1997 г., когда вместе с Я.И. Кузьминовым начал разрабатывал проект организационно-экономической реформы системы образования. Возглавляет рабочую группу по созданию нового стандарта школьного образования. Является генеральным директором издательства "Просвещение". 

Выражаем Александру Михайловичу искренние соболезнования в связи с кончиной отца.

Траурное прощание состоится 13 сентября в 11.30 по адресу: ул. Тимошенко, д. 25, морг ЦКБ.


Из воспоминаний Михаила Ивановича Кондакова...