• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От «Универса» до университетов

8 октября свой 55-й день рождения отмечает научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин.

Каким должно быть современное образование? Как связать школы и университеты? Какой зарубежный опыт может успешно применяться в России? Чему и для чего обучать студентов? А преподавателей? В России найдется не так уж много профессионалов, способных обстоятельно ответить на эти вопросы, и еще меньше тех, кто, как Исак Фрумин, свои идеи сумел апробировать и реализовать на практике.

В профессиональном сообществе Исак Фрумин долгое время был известен, прежде всего, как учитель и директор-новатор — с 1987 по 1999 год он руководил в Красноярске экспериментальной школой «Универс» (первоначально — базовая школа Красноярского государственного университета, КГУ), ставшей уникальным явлением на российском образовательном пространстве. Исак Фрумин привлек к разработке программ «развивающего обучения» для школьников лучших специалистов КГУ, Академии педагогических наук, ведущих психологов. И всего за несколько лет «Универс» превратился в один из ведущих в России школьных комплексов и был отмечен различными наградами, в  том числе премией Фонда Сороса.

Одновременно Исак Фрумин преподавал и заведовал кафедрой в КГУ, затем возглавил Институт экспериментальной педагогики Сибирского отделения Российской академии образования, а в 1999 году переехал в Москву, заняв должность координатора образовательных проектов представительства Всемирного банка. Свои исследования Исак Фрумин продолжил в Высшей школе экономики, а точнее, в одном из крупнейших подразделений НИУ ВШЭ — Институте развития образования.

«ВШЭ была вынуждена восстановить структуру подготовки научно-преподавательских кадров по экономике, менеджменту, праву, социологии после того, как эти сферы были не то что разрушены — по-своему перестроены в коммунистическом проекте, — поясняет он. — Точно так же, мы поняли, что это нужно сделать в образовании. Советская власть не оставила нам современных исследований, современного проектирования, и все это приходится строить заново. Для этого и создан Институт развития образования».

Исак Фрумин является автором нескольких книг и более двухсот научных статей по проблемам сферы образования. Еще один проект, запущенный Исаком Давидовичем в Вышке, — это лаборатория «Развитие университетов», задуманная как пространство для обсуждения «теоретических, исторических, практических и любых других вопросов, касающихся сферы высшего образования, куда можно приглашать экспертов в области образования и изучать их опыт». Одну из основных задач при этом Исак Фрумин видит в «воспитании квалифицированных аналитиков и консультантов из числа нынешних студентов, которые впоследствии, возможно, станут профессионалами в области управления и развития университетов».

Поздравляем!