И только звезды неподвластны...
Подведены итоги опроса посетителей портала Высшей школы экономики и портала «Экономика. Социология. Менеджмент» на тему «Что исследует социология?».
Как мы уже сообщали, 2 февраля в Высшей школе экономики прошел методологический семинар Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ «К понятию социального». В продолжение дискуссии о предмете социологии и понятии «социальное» мы спросили у посетителей нашего портала и портала «Экономика. Социология. Менеджмент», что, по их мнению, не может быть предметом социологии.
Самым неподходящим для социологии предметом из всех неподходящих был признан космос. А вот животные, по мнению посетителей порталов, вполне достойны быть в центре внимания социологии — менее одной четверти ответивших на опрос считают иначе. Удивительно, что «животные выиграли у вещей», ведь в последние годы социология вещей развивается более активно, нежели зоосоциология. И все же около 30% опрошенных думают, что вещи не могут быть предметом социологии.
Что не может быть предметом социологии? |
Портал ГУ-ВШЭ |
Портал «Экономика. Социология. Менеджмент» |
Космос |
61,1% |
57,0% |
Растения |
41,0% |
36,1% |
Вещи |
30,3% |
33,5% |
Животные |
24,8% |
21,4% |
Самыми социальными из всех несоциальных действий оказались «человек чихнул» (по мнению посетителей портала ГУ-ВШЭ) и «аутист заблудился в лесу» (так думают те, кто отвечал на опрос на образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент»). И более 80% опрошенных не видят ничего социального в том, что «солнце светит в небе».
Какое действие не является социальным? |
Портал ГУ-ВШЭ |
Портал «Экономика. Социология. Менеджмент» |
Солнце светит в небе |
82,9% |
80,6% |
Велосипедист наехал на камень |
26,5% |
16,6% |
Аутист заблудился в лесу |
21,4% |
12,8% |
Человек чихнул |
20,9% |
14,6% |
Глядя на открытые ответы посетителей порталов, можно условно разбить их на два лагеря. В первом лагере считают, что социолог может изучать абсолютно все, во втором — социолог может изучать все, с чем взаимодействует человек.
Респондент 1 из первого лагеря: «Предметом социологии может быть все, что угодно, в зависимости от пристрастий конкретного социолога».
Респондент 2 из первого лагеря: «Отраслевая социология изучает все аспекты природы и общества».
Респондент из второго лагеря: «Все может быть предметом социологии, с чем взаимодействует человек, те же самые цветы. Например, можно развить тему: влияние цветов на настроение человека и атмосферу в коллективе».
Опрос проводился с 8 по 14 февраля.
Результаты опроса на портале ГУ-ВШЭ
Результаты опроса на Образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент»
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Новый цикл лекций в ЗИЛе преподаватели прочтут вместе со студентами
12 февраля в культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых ученых Вышки «Жизнь после мега-события. Экспедиционный дневник». В его основу легли материалы студенческих экспедиций, прошедших по следам наиболее значимых событий последнего десятилетия.
«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»
Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.
Тест: что вы знаете о браке и свадебных традициях?
Заключение брака — культурная норма в России. Поход в ЗАГС лидирует среди паттернов совместной жизни, согласно докладам демографов ВШЭ и результатам микропереписи населения 2015 года, которая проводится раз в 10 лет. Редакция IQ.HSE изучила брачные традиции отечества и других стран. Предлагаем проверить — что вы знаете об этих обычаях и институте брака?
Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства
В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.
Тест: что вы знаете о российских фамилиях
Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.
Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук
20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.
Жить одиноко
Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века.
Миллениалы
«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.
Еда на выброс
Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.
Неравенство возможностей
Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.