• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. М.: ГУ-ВШЭ, 2010

В книге представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2006.

Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других [Текст] / под науч. ред. И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 284, [4] с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0846-6 (в обл.)

Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Углубленный анализ результатов PIRLS-2006», реализуемого Институтом развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики совместно с Центром международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации при поддержке Всемирного Банка.

В основу положены результаты исследований: «Факторы успеха России в PIRLS-2006», выполненного в 2008 г. по Тематическому плану фундаментальных исследований Высшей школы экономики, «Углубленный анализ результатов PIRLS-2006 и PISA-2006: причины разных результатов», выполненного в 2009 г. при поддержке Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Авторский коллектив:

  • И.Д. Фрумин — руководитель коллектива (глава 1.1), Г.С. Ковалева (глава 1.2),
  • М.И. Кузнецова (глава 1.2, часть 4), О.Л. Обухова (главы 3.1–3.3),
  • М.А. Пинская (раздел 2.5.2, части 3 и 5), Т.В. Тимкова (раздел 2.5.2, часть 3, составление),
  • Ю.А. Тюменева (часть 2), Г.А. Цукерман (часть 6)

Расчеты в главах 2.3–2.4 произведены при участии Е.С. Павленко, студентки магистратуры факультета социологии Государственного университета — Высшей школы экономики.

Таблицы и диаграммы в части 5 подготовила Д.В. Чернышова, выпускница магистратуры факультета психологии Государственного университета — Высшей школы экономики.

В книге представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2006. Анализ был проведен по следующим направлениям: анализ контекстных данных PIRLS-2006, определивший факторы, влияющие на достижения российских четвероклассников в чтении; качественное исследование отдельных школ, выявившее образовательные стратегии школы и преподавательские умения учителей, обеспечивающие эффективность обучения чтению; анализ тестовых заданий PIRLS-2006, в результате которого определены наиболее сложные для российских школьников задачи; анализ российских учебников для начальной школы с точки зрения формирования читательских компетенций, проверяемых в PIRLS-2006; эмпирическое исследование динамики читательской грамотности учащихся четвертых-шестых классов.

Книга может быть полезна учителям, школьным администраторам, родителям, руководителям органов управления образованием, преподавателям ИПК, исследовательским и проектным группам, а также специалистам центров мониторинга и оценки качества образования.

Полный текст

Оглавление

Обращение к читателям

Благодарности

Краткое содержание

Часть 1. Контекст проведения исследования

  • 1.1. От ликвидации безграмотности — к победе в PIRLS
    • 1.1.1. Книгу в массы!
    • 1.1.2. От букваря до космоса и дальше
  • 1.2. PIRLS — изучение качества чтения и понимания текста

Часть 2. Углубленный статистический анализ российских результатов PIRLS-2006

  • 2.1. Школа: характеристики и атмосфера
    • 2.1.1. Демографические характеристики школы
    • 2.1.2. Школьный контекст
    • 2.1.3. Библиотечные ресурсы школ и как они используются
    • 2.1.4. Взаимодействие школы с семьями учащихся
    • Основные выводы по главе 2.1
  • 2.2. Обучение чтению на уроке
    • 2.2.1. Основные характеристики учителей — преподавателей родного языка и литературы в начальной школе
    • 2.2.2. Методы и подходы учителя при обучении чтению
    • Основные выводы по главе 2.2
  • 2.3. Семья и детское чтение
    • 2.3.1. Семейные ресурсы для обучения чтению
    • 2.3.2. Установки родителей по отношению к чтению
    • 2.3.3. Дошкольное чтение
    • Основные выводы по главе 2.3
  • 2.4. Чтение и деятельность ребенка вне школы
    • 2.4.1. Отношение ребенка к чтению. Индексы установок к чтению и самооценки в чтении
    • 2.4.2. Чтение после школы
    • Основные выводы по главе 2.4
  • Общие выводы по главам 2.1–2.4
  • 2.5. Комплексный анализ связи характеристик образовательной среды учащегося и его достижений в PIRLS-2006
    • 2.5.1. Идентификация переменных
    • 2.5.2. Результаты регрессионного анализа идентифицированных переменных и их обсуждение
    • Основные выводы по главе 2.5

Часть 3. Качественное исследование в школах: вносит ли школа вклад в достижения своих учеников

  • 3.1. Об исследовании «10 школ»
  • 3.2. Вклад школы в формирование грамотности чтения школьников. Школьный климат
    • 3.2.1. Взаимные ожидания школы и родителей и включенность семьи в обучение ребенка
    • 3.2.2. Поддержка учебной мотивации и читательской активности учащихся
    • 3.2.3. Качество предметной учебной среды
    • 3.2.4. Кадровый состав учителей начальной школы
    • Общие выводы по главе 3.2
  • 3.3. Вклад учителя в формирование грамотности чтения школьников
    • 3.3.1. Преподавательские умения учителя
    • 3.3.2. Стратегии формирования читательских умений
  • 3.4. На что стоит обратить внимание при разработке стратегий обучения младших школьников чтению
    • 3.4.1. Неиспользованные возможности
    • 3.4.2. Ориентация на раннее обучение чтению
  • Основные выводы по части 3

Часть 4. Особенности читательской деятельности выпускников российской начальной школы: углубленный анализ выполнения заданий PIRLS-2006

  • 4.1. Общая характеристика выполнения заданий, проверяющих состояние процесса чтения с целью приобретения читательского литературного опыта
  • 4.2. Общая характеристика выполнения заданий, проверяющих уровень чтения с целью освоения и использования информации
  • 4.3. Качественная характеристика выполнения заданий российскими школьниками
    • 4.3.1. Распределение заданий на группы в зависимости от успешности выполнения
    • 4.3.2. Какие тексты лучше читают российские школьники
    • 4.3.3. Как российские школьники владеют основными читательскими умениями
    • 4.3.4. Как российские школьники выполняют задания разного уровня трудности
    • 4.3.5. Как российские школьники выполняют задания разного вида
  • 4.4. По каким заданиям показатели российских школьников являются максимальными для всей международной выборки
  • 4.5. По каким заданиям показатели российских школьников значительно отличаются от максимальных международных
  • показателей
  • Основные выводы по части 4
  • Приложения к части 4
    • Приложение 4.1
    • Приложение 4.2

Часть 5. Анализ учебных пособий для начальной школы с точки зрения формирования умений, проверяемых в PIRLS

  • 5.1. Критерии оценки учебных пособий
  • 5.2. Художественные тексты
    • 5.2.1. Наиболее распространенные программы и учебные пособия по литературному чтению
    • 5.2.2. Другие пособия
  • 5.3. Информационные тексты — пособия «Окружающий мир»
  • 5.4. Диагностические материалы
  • Основные выводы по части 5

Часть 6. За границами PIRLS: что происходит с читателем между четвертым и шестым классом

  • 6.1. PIRLS: границы применения теста
  • 6.2. «ПЧЕЛЫ»: Тест, измеряющий три области компетентности читателя информационных текстов
  • 6.3. Тест «ПЧЕЛЫ»: диагностика четвероклассников и шестиклассников
  • Приложения к части 6
    • Приложение 6.1
    • Приложение 6.2

Источники

Авторский коллектив

Вам также может быть интересно:

Образование должно стать основным инструментом преодоления бедности

Сегодня российские школы и профессиональные колледжи не сглаживают социальное неравенство, а в ряде случаев, напротив, его усугубляют. Как изменить систему образования, чтобы ученики из бедных семей добивались в жизни успеха, обсудили 19 июня участники заключительного семинара Института образования НИУ ВШЭ.

Инвестиции в школьное образование

Средства бизнеса на общее дело. Колонка ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

ВШЭ, МГСУ и «Просвещение» будут вместе разрабатывать проекты новых школ

24 мая на Петербургском международном экономическом форуме руководители НИУ ВШЭ, Московского государственного строительного университета и группы компаний «Просвещение» подписали соглашение о сотрудничестве. В его рамках два национальных исследовательских университета и крупнейшая российская компания, создающая образовательные ресурсы и сервисы, предложат оптимальные пространственные решения для школьных зданий.

Первоклассная галерея

Исследователи НИУ ВШЭ определили типы развития детей к моменту поступления в школу. Они позволяют спрогнозировать и улучшить будущие достижения учеников.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

Переживания в социальном лифте

Учащиеся лицеев и гимназий могут разочароваться в школе, если в ней есть расслоение детей в зависимости от социального положения родителей, выяснили социологи НИУ ВШЭ.

1540

заявлений поступило от абитуриентов, которые хотят учиться в Лицее НИУ ВШЭ в 9-м классе. Прием заявок завершился 12 апреля.

ВШЭ увеличивает количество профилей в партнерской школе № 2107

В новом учебном году в этой школе, управляющий совет которой возглавляет проректор ВШЭ Вячеслав Башев, увеличится количество профильных направлений, разработанных при поддержке университета. Кроме того, старшеклассники, участвующие в проекте «Распределенный лицей ВШЭ», будут посещать факультетские дни в Вышке вместе с учениками Лицея ВШЭ и школы «Покровский квартал».

Ректор ВШЭ переизбран председателем управляющего совета школы «Покровский квартал»

В совет также вошел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. Первое заседание управляющего совета в обновленном составе состоялось 15 февраля.

«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»

В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5-7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.