• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. М.: Новое литературное обозрение, 2008

Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

В книге на основе данных социологических опросов исследуются исторические представления американцев, их «образ прошлого», который формируется под влиянием самых разных источников — светского и религиозного образования, популярной литературы, кинематографа, средств массовой информации, исторических музеев и памятников, устной и семейной истории. Разнообразные сведения о знаниях истории американцами, содержащиеся в материалах опросов, позволили выявить не только содержание и уровень массовых исторических знаний, но и общие представления населения об истории и историческом процессе, а также лежащие в их основе ценностные, идеологические и религиозные установки. Попутно выяснилось, что и конкретные знания американцев об истории совсем не так плохи, как это часто изображается.

Для историков, социологов, культурологов и всех интересующихся проблемами исторического знания, а также культурой и историей США.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕАМБУЛА

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЯ

1. Функции исторического знания
а) Поддержание образцов
б) Легитимация настоящего
в) Формирование идентичности
г) Тематизация Другого

2. Социальные представления
а) Теоретические подходы
б) Групповые представления о прошлом

3. «Историческая память»
а) Границы понятия
б) Политика памяти

4. Эмпирические данные
а) Классификация источников
б) Социологические обследования

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ

1. Система образования
а) Школа
б) Колледжи и университеты
в) Религиозное образование

2. Медиа-источники
а) Книги
б) Исторические музеи и памятники
в) Праздники и коммеморации

3. Жизненный мир
а) Автобиографическая память
б) Семейное прошлое

ГЛАВА 3. БАЗОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1. Ценности и установки
а) In God We Trust
б) The Ten Commandments
в) Unalienable Rights
г) Innovate or Lose
д) Success Story

2. Общие характеристики исторических знаний
а) Структура представлений о прошлом
б) Групповые различия

3. Маркеры прошлого
а) Процессы, события, личности
в) Достижения
г) Войны

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

1. Мiр и война
а) Политика
б) Военная история
в) Религия

2. Открытия и свершения
а) Естествознание, медицина и техника
б) Географические открытия и путешествия

3. Искусство и спорт
а) Литература
б) Музыка
в) Живопись
г) Спорт

4. Резюме

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

1. Библейское прошлое

2. Возникновение нации
а) Заселение Америки
б) Американская революция

3. Становление нации
а) Государственное и политическое устройство
б) Территориальная экспансия
в) Этнические отношения

4. Объединение нации
а) Гражданская война
б) Реконструкция, фронтир и капитализм

ГЛАВА 6. АМЕРИКАНСКИЙ ВЕК

1. Первая половина XX в.
а) Прогрессистская эра
б) Великая депрессия
в) Вторая мировая война

2. Вторая половина XX в.
а) Политические движения
б) Внешняя политика: USA et al.
в) Награждение непричастных и наказание невиновных

3. Образы десятилетий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Вопросы по истории США к экзамену на получение американского гражданства

ИСТОЧНИКИ

ЛИТЕРАТУРА

Вам также может быть интересно:

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Вышла первая книга о профессоре Теодоре Шанине «Несогласный Теодор»

Это личная история о борьбе, победах, поражениях, рассказанная от первого лица и записанная профессором ВШЭ Александром Архангельским. Издание подготовлено к публикации магистрами программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ.

Александр Архангельский стал одним из победителей «Большой книги»

Жюри национальной литературной премии «Большая книга» присудило второе место роману профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна Александра Архангельского «Бюро проверки». Церемония награждения победителей премии прошла 4 декабря.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Нейролирика

В книжной серии журнала «Контекст» вышла первая книга стихов, созданных нейронной сетью. Сборник «Нейролирика» объединил тексты, написанные в стиле поэтов разных эпох, от античности в русском переводе до Серебряного века и современности. Автор эксперимента, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов, рассказал IQ.HSE, зачем нужна компьютерная поэзия, и как это работает.

Беовульф, или Туда и обратно

Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.

Список литературы: non/fiction-2018

28 ноября стартует книжная ярмарка Non/fiction. Руководитель проекта издательского дома ВШЭ Александр Павлов рекомендует, на что непременно стоит обратить внимание.

Фронтовые письма XX века

Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000). 

Боль, ребра и немного науки

24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы».