• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиСавельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. М.: Новое литературное обозрение, 2008

Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. М.: Новое литературное обозрение, 2008

Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

В книге на основе данных социологических опросов исследуются исторические представления американцев, их «образ прошлого», который формируется под влиянием самых разных источников — светского и религиозного образования, популярной литературы, кинематографа, средств массовой информации, исторических музеев и памятников, устной и семейной истории. Разнообразные сведения о знаниях истории американцами, содержащиеся в материалах опросов, позволили выявить не только содержание и уровень массовых исторических знаний, но и общие представления населения об истории и историческом процессе, а также лежащие в их основе ценностные, идеологические и религиозные установки. Попутно выяснилось, что и конкретные знания американцев об истории совсем не так плохи, как это часто изображается.

Для историков, социологов, культурологов и всех интересующихся проблемами исторического знания, а также культурой и историей США.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕАМБУЛА

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЯ

1. Функции исторического знания
а) Поддержание образцов
б) Легитимация настоящего
в) Формирование идентичности
г) Тематизация Другого

2. Социальные представления
а) Теоретические подходы
б) Групповые представления о прошлом

3. «Историческая память»
а) Границы понятия
б) Политика памяти

4. Эмпирические данные
а) Классификация источников
б) Социологические обследования

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ

1. Система образования
а) Школа
б) Колледжи и университеты
в) Религиозное образование

2. Медиа-источники
а) Книги
б) Исторические музеи и памятники
в) Праздники и коммеморации

3. Жизненный мир
а) Автобиографическая память
б) Семейное прошлое

ГЛАВА 3. БАЗОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1. Ценности и установки
а) In God We Trust
б) The Ten Commandments
в) Unalienable Rights
г) Innovate or Lose
д) Success Story

2. Общие характеристики исторических знаний
а) Структура представлений о прошлом
б) Групповые различия

3. Маркеры прошлого
а) Процессы, события, личности
в) Достижения
г) Войны

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

1. Мiр и война
а) Политика
б) Военная история
в) Религия

2. Открытия и свершения
а) Естествознание, медицина и техника
б) Географические открытия и путешествия

3. Искусство и спорт
а) Литература
б) Музыка
в) Живопись
г) Спорт

4. Резюме

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

1. Библейское прошлое

2. Возникновение нации
а) Заселение Америки
б) Американская революция

3. Становление нации
а) Государственное и политическое устройство
б) Территориальная экспансия
в) Этнические отношения

4. Объединение нации
а) Гражданская война
б) Реконструкция, фронтир и капитализм

ГЛАВА 6. АМЕРИКАНСКИЙ ВЕК

1. Первая половина XX в.
а) Прогрессистская эра
б) Великая депрессия
в) Вторая мировая война

2. Вторая половина XX в.
а) Политические движения
б) Внешняя политика: USA et al.
в) Награждение непричастных и наказание невиновных

3. Образы десятилетий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Вопросы по истории США к экзамену на получение американского гражданства

ИСТОЧНИКИ

ЛИТЕРАТУРА

Вам также может быть интересно:

Как история меняет речь

Войны, реформы, революции и подобные исторические события влияют на язык людей. Как лингвистика помогает изучать историю, рассказали в новой книге ученые Вышки.

Топ-15 настольных книг для молодых родителей

Ученые НИУ ВШЭ выяснили, какую литературу по уходу и воспитанию малышей читают современные родители.

Как изучать историю, не закрывая ленту ВКонтакте

Юрий Сапрыкин — выпускник ВШЭ, один из создателей пабликов «Страдающее Средневековье» и «Личка императора». В 2016 году он стал лауреатом премии HSE Alumni Awards, получив награду в номинации «Четвертая власть» за популяризацию исторического знания в России. Сейчас он работает в проекте «1917. Свободная история», где отвечает за развитие соцсетей и разработку новых форматов. О том, как с помощью мемов можно заинтересоваться Средними веками, чем хороши образовательные паблики и почему преподавать историю как раньше уже не получится, он рассказал новостной службе ВШЭ.

В Медиадворе ВШЭ открылась инсталляция «Покровский концлагерь»

В начале 1920-х годов недалеко от места, где теперь находятся здания Департамента интегрированных коммуникаций и Департамента медиа ВШЭ, располагался  Покровский концлагерь. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ и проект «Москва. Топография террора» открыли в Медиадворе Вышки инсталляцию-указатель в память о его заключенных.

Книга, выпущенная Издательским домом ВШЭ, получила премию «Просветитель»

Работа искусствоведа Сергея Кавтарадзе «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» стала лауреатом премии «Просветитель» в номинации «Гуманитарные науки». Книга вышла в Издательском доме ВШЭ.

Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит

Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».

«В конце концов, кто-то должен был написать инструкцию по управлению собой»

Антон Зайниев и Дарья Варламова — недавние выпускники Вышки — написали научно-популярную книгу «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города», которая оказалась невероятно актуальной: на лекцию, приуроченную к выходу книги, пришли более 250 человек. Авторы рассказали, зачем городскому жителю разбираться в своей голове, как журналистику превратить в нон-фикшн и почему биполярное расстройство кажется модным.

Половина крестьян были раскулачены по политическим мотивам

Каковы были формальные причины «раскулачивания» и кем были «кулаки» на самом деле? Каков был масштаб репрессий против крестьян в начале 1930-х годов? Об этом на лекции «Раскрестьянивание по-советски: суть и масштабы кампаний по коллективизации и «раскулачиванию» на Урале» рассказал доцент факультета экономических наук ВШЭ Алексей Раков. Лекция состоялась в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» в Музее истории ГУЛАГа.

В НИУ ВШЭ состоялась встреча с Генри Киссинджером

5 февраля на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась встреча с ученым, дипломатом и государственным деятелем Генри Киссинджером. С российской стороны во встрече, организованной по инициативе гостя в формате семинара, приняли участие полтора десятка наиболее ярких молодых ученых из ВШЭ, МГИМО, институтов Академии Наук. Были приглашены и лучшие магистранты. Мероприятие вел декан факультета Сергей Караганов.

Ученый ВШЭ исследует уникальную надпись — список убийц князя Андрея Боголюбского

При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись XII века — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше. Как сообщает Институт археологии РАН, надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами — профессором Высшей школы экономики Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым.