• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. М.: Новое литературное обозрение, 2008

Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

В книге на основе данных социологических опросов исследуются исторические представления американцев, их «образ прошлого», который формируется под влиянием самых разных источников — светского и религиозного образования, популярной литературы, кинематографа, средств массовой информации, исторических музеев и памятников, устной и семейной истории. Разнообразные сведения о знаниях истории американцами, содержащиеся в материалах опросов, позволили выявить не только содержание и уровень массовых исторических знаний, но и общие представления населения об истории и историческом процессе, а также лежащие в их основе ценностные, идеологические и религиозные установки. Попутно выяснилось, что и конкретные знания американцев об истории совсем не так плохи, как это часто изображается.

Для историков, социологов, культурологов и всех интересующихся проблемами исторического знания, а также культурой и историей США.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕАМБУЛА

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЯ

1. Функции исторического знания
а) Поддержание образцов
б) Легитимация настоящего
в) Формирование идентичности
г) Тематизация Другого

2. Социальные представления
а) Теоретические подходы
б) Групповые представления о прошлом

3. «Историческая память»
а) Границы понятия
б) Политика памяти

4. Эмпирические данные
а) Классификация источников
б) Социологические обследования

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ

1. Система образования
а) Школа
б) Колледжи и университеты
в) Религиозное образование

2. Медиа-источники
а) Книги
б) Исторические музеи и памятники
в) Праздники и коммеморации

3. Жизненный мир
а) Автобиографическая память
б) Семейное прошлое

ГЛАВА 3. БАЗОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1. Ценности и установки
а) In God We Trust
б) The Ten Commandments
в) Unalienable Rights
г) Innovate or Lose
д) Success Story

2. Общие характеристики исторических знаний
а) Структура представлений о прошлом
б) Групповые различия

3. Маркеры прошлого
а) Процессы, события, личности
в) Достижения
г) Войны

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

1. Мiр и война
а) Политика
б) Военная история
в) Религия

2. Открытия и свершения
а) Естествознание, медицина и техника
б) Географические открытия и путешествия

3. Искусство и спорт
а) Литература
б) Музыка
в) Живопись
г) Спорт

4. Резюме

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

1. Библейское прошлое

2. Возникновение нации
а) Заселение Америки
б) Американская революция

3. Становление нации
а) Государственное и политическое устройство
б) Территориальная экспансия
в) Этнические отношения

4. Объединение нации
а) Гражданская война
б) Реконструкция, фронтир и капитализм

ГЛАВА 6. АМЕРИКАНСКИЙ ВЕК

1. Первая половина XX в.
а) Прогрессистская эра
б) Великая депрессия
в) Вторая мировая война

2. Вторая половина XX в.
а) Политические движения
б) Внешняя политика: USA et al.
в) Награждение непричастных и наказание невиновных

3. Образы десятилетий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Вопросы по истории США к экзамену на получение американского гражданства

ИСТОЧНИКИ

ЛИТЕРАТУРА

Вам также может быть интересно:

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Почему столь устойчивы ошибочные представления об удаче и таланте

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии» Роберта Фрэнка — одного из наиболее известных современных специалистов по поведенческой экономике. IQ.HSE публикует фрагмент из книги про роль удачи в успехе и «депрессивный реализм».

Евро как «легкомысленный эксперимент»

В Издательском доме ВШЭ вышла книга немецкого экономического социолога Вольфганга Штрика «Купленное время. Отсроченный кризис демократического капитализма». IQ.HSE публикует фрагмент из книги, в котором обсуждается введения евро и его последствия.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.