• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гражданин покупатель

Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консюмеризм — читайте на IQ.HSE.

Иллюстрация к новости: Еда на выброс

Еда на выброс

Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.

Привыкание к реальности

Кризис уже не так остро влияет на повседневную жизнь, россияне стали меньше экономить. Однако это результат скорее их привыкания к ситуации, чем эффективных действий на рынке труда или новых практик финансового поведения, которые могли бы помочь развитию страны. Исследовательница ВШЭ выяснила, как россияне адаптировались к новым экономическим условиям.

Этичное потребление формирует гражданское общество

Этичное потребление помогает обществу преодолеть комплекс социальной слабости, повышает солидарность граждан друг с другом и учит их вести диалог с властью и бизнесом. К таким выводам пришла профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Шабанова в ходе исследования «Этичное потребление как новая практика в России».

«Дети перестройки» боятся тратить деньги

Люди среднего возраста, чья молодость прошла в эпоху перемен, опасаются за свое будущее и стремятся больше сберегать, чем тратить. Самыми активными потребителями в России являются старики и молодежь. Первые из-за того, что прошли все тяготы и лишения и не боятся потерь, вторые — из-за свойственного молодости оптимизма, отметила старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова в статье «Потребительские ожидания населения России (1996-2009): как взаимосвязаны когорты, поколения и возраст».

Молодежь «заражена» демонстративным потреблением

Сегодняшние школы и вузы — это не только и не столько учебные заведения, сколько места демонстрации экономического благосостояния семьи учащегося. В элитных учебных заведениях друг перед другом хвастаются автомобилями, а в обычных школах и вузах поднимают свой статус в глазах окружающих за счет новейших моделей телефонов. Об этом говорится в статье «Демонстративное потребление молодежи из семей с разным социально-экономическим статусом» преподавателя кафедры маркетинга НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Натальи Шайдаковой.

Довольный покупатель готов платить больше

Чем лучше настроение покупателя, тем меньше значения он придает цене и качеству товара, а больше внимания уделяет привлекательному дизайну, модному бренду и мнению окружающих. Таковы результаты исследования доцента кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ Ольги Патоши и магистра психологии Татьяны Варавиной.

Кто покупает во всемирной Сети

Материальное благополучие, хорошее образование, обширные социальные связи и наличие свободного времени — вот отличительные черты покупателя, предпочитающего шопинг в «сети». Среди российских пользователей таких — каждый десятый. Исследование Натальи Фирсовой.

Расширить потребкорзину для пасхи и блинов

Приблизилась к реальности методика расчета потребительской корзины. Когда-нибудь, она, возможно, будет включать даже траты на национальные традиции, такие же, как кленовый сироп у канадцев, «Октоберфест» у немцев.

«Это попытка понять, что произошло в нашей жизни за 20 лет»

В рамках XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества 6 апреля состоялся круглый стол «Уровень и образ жизни населения России в 1989-2009 годах». Участники встречи обсудили доклад под этим названием, подготовленный совместно Высшей школой экономики и журналом «Эксперт».