• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лидер в образовании

15 декабря отмечает свой юбилей директор Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ Анатолий Каспржак

Имя Анатолия Каспржака в новейшей истории российского образования упоминается в разных ипостасях.

Ипостась первая  директор школы. Он из тех прогрессивных, или, как сейчас модно говорить  инновационных директоров, которые в перестроечные годы, а затем в новой России внедряли в своих школах диковинные для тех времен новшества. В 1989 году был одним из трех директоров московских школ, которые восстановили в России гимназии, закрытые как явление в 1919 году. Его книга «Педагогическая гимназия» стала настольной для директоров гимназий и лицеев. Его собственная гимназия (ныне школа  1505) называлась педагогической, там был даже предмет «педагогика», которую, наряду с физикой, преподавал сам директор.

Ипостась вторая  образовательный политик. С начала перестройки Анатолий Каспржак доказывал, что не только министр, а просто умный и активный директор школы может стать субъектом образовательной политики. Для этого он стал депутатом самого «революционного состава» Московской городской думы, директором проекта «Инновационные школы России», поддержанного Фондом Сороса. В отличие от некоторых сегодняшних политиков, клявшихся в верности идеям открытого общества, а сегодня обвиняющих иностранных агентов, Анатолий Каспржак не менял взглядов. Он был и остается убежденным сторонником и пропагандистом свободной школы, умной автономии, заимствования на Западе и на Востоке лучших идей.

Ипостась третья   ректор. Придя работать в 2001 году в Московскую высшую школу социальных и экономических наук, в просторечии Шанинку, он спустя несколько лет сменил на посту ректора легендарного Теодора Шанина. В трудный период резкого сокращения международного финансирования и растущей конкуренции со стороны государственных вузов он выстроил систему программ, ориентированных на новые рынки.

Ипостась четвертая  профессор менеджмента, точнее  менеджмента в образовании. На вечный вопрос о том, должен ли директор школы быть учителем или наоборот  профессиональным менеджером, он дает научно и практически обоснованный ответ (кому интересно  читайте его многочисленные статьи и интервью). Профессором менеджмента Анатолий Георгиевич работает многие годы  сначала в Шанинке, где до хождения в ректоры он был деканом факультета менеджмента в сфере образования, а затем в Вышке, в Институте образования, где он два года возглавлял Департамент образовательных программ, а сейчас руководит созданной им инновационной магистерской программой «Управление образованием».

Ипостась пятая  исследователь образования. Физик по образованию, Анатолий Каспржак строго и вдумчиво разбирается в российском образовании. Его книги и статьи изучают и цитируют. Неслучайно он стал со-руководителем группы «Новая школа» по работе над «Стратегией-2020».

Его заслуги перед российским образованием несомненны. Они оформлены и званием «Заслуженный учитель Российской Федерации», и премией Правительства Российской Федерации 2013 года.

Но главное признание  признание учеников. Ученики Анатолия Каспржака в последние годы  чаще всего взрослые люди: федеральные, региональные и муниципальные управленцы, директора школ, завучи. Несмотря на взрывной характер, он пользуется огромной любовью многих из них. Работая с этой непростой аудиторией, он третий год подряд попадает в число лучших преподавателей ВШЭ.

Поздравляем!