• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые вызовы и новые возможности ГУ-ВШЭ

30 октября прошло очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором был одобрен финансовый план на 2010 год, подведены итоги учебно-методической работы в минувшем учебном году и принят ряд других организационных решений.

Одним из первых на заседании было принято решение о созыве 16 ноября конференции научно-педагогических и других работников ГУ-ВШЭ. На конференции планируется принять изменения в Устав Высшей школы экономики в связи с обретением Вышкой статуса национального исследовательского университета. На ней же намечено принять решение об изменении количественного состава и избираемой части Ученого совета ГУ-ВШЭ.

Следующим пунктом повестки было обсуждение финансового плана Вышки на будущий год.

По словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, подход к формированию доходной части плана был консервативным, что вполне оправданно в условиях продолжающегося экономического кризиса. Директор по финансовой работе ГУ-ВШЭ Елена Юдина сообщила, что, как и в прошлом году, план предусматривает формирование резервов на возможность недополучения доходов от какого-либо вида деятельности университета. Кроме того, победа Вышки в конкурсе на получение статуса национального исследовательского университета, позволила включить в число доходов дополнительно сумму в 250 миллионов рублей, выделенных Правительством РФ на развитие университета. Ректорату было предоставлено право уточнить направления расходов центрального бюджета университета. О возможных корректировках, не превышающих итоговой суммы расходов, ректорат должен будет доложить на декабрьском заседании Ученого совета.

Утвердив финансовый план, члены Ученого совета одобрили также создание факультета бизнес-информатики в Пермском филиале ГУ-ВШЭ. По мнению его директора Галины Володиной, открытие нового факультета «придаст импульс развития всему филиалу». «Сегодня направление бизнес-информатики в Пермском крае представляет только Высшая школа экономики, — сообщила она. — В то же время анализ, проведенный нами, показал большую заинтересованность со стороны бизнеса, банков и госструктур в сотрудниках данного профиля».

Новый статус Вышки и открывающиеся в связи с этим возможности существенно корректируют подходы к формированию нового факультета, поэтому руководство филиала намерено усилить работу по кадровому аутсорсингу. Так, уже достигнута договоренность о переходе в филиал ряда профессоров Пермского государственного университета, работающих в сфере информационных технологий. А декан вновь созданного факультета Татьяна Казаченко рассказала о том, что число студентов, обучающихся на факультете, достигнет к 2012 году примерно 150 человек. В том же году на факультете будет открыта магистратура.

Директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич рассказала о ряде изменений, касающихся работы группы высокого профессионального потенциала ГУ-ВШЭ. К числу ее участников было предложено добавить молодых исследователей, работающих в Вышке, одновременно ужесточив условия перехода с первого на второй год членства в группе. Кроме того, в среднем в полтора раза увеличиваются квоты на членство в группе, предоставляемые кафедрам Вышки.

Большая часть заседания была посвящена итогам учебно-методической деятельности Вышки в 2008/2009 учебном году и задачах на год стартовавший. На эту тему выступил проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин, отметивший, что Вышка продолжает «движение в сторону магистерского университета». Об этом свидетельствует динамика увеличения направлений подготовки бакалавров и магистров. Доля бакалавров и магистров в Москве приближается к 70%, правда, с учетом филиалов этот показатель скромнее — около 50%. Растет и количество бакалавров, переходящих в магистратуру Вышки. По данным за прошлый год, наиболее высокой (около четверти от общего числа студентов) доля магистров была на факультетах экономики, менеджмента, бизнес-информатики и психологии. Однако эта тенденция имеет и оборотную сторону.

— Все время расширять прием в магистратуру невозможно, — предупредил Сергей Рощин. — Наше стремление привлекать выпускников других вузов означает, что нашим собственным бакалаврам поступать в магистратуру со временем будет все тяжелее. Мы должны понимать, перед каким вызовом находимся, и четко расставить свои приоритеты.

Среди других потенциальных проблем Сергей Рощин назвал «запредельное» количество дисциплин, которые должны изучать студенты некоторых направлений. Порой число курсов доходит до 50–60, что не только ведет к перегрузкам, но и негативно сказывается на фундаментальной подготовке студентов. Что касается структуры учебного плана, то в Москве доля курсов по выбору несколько больше, чем в филиалах, за исключением Пермского. Зато филиалы опережают Москву по объемам самостоятельной работы, выполняемой студентами.

— Мы научились контролировать объем самостоятельной работы, но не научились его наполнять, — отметил Сергей Рощин. — Между тем, улучшение общего качества образования напрямую зависит от улучшения качества самостоятельной работы студентов. В этом заключается наш резерв.

Говоря о модульной системе, Сергей Рощин признал, что существующая пятимодульная система провоцирует увеличение форм контроля и их неравномерное распределение по модулям, и предложил со следующего учебного года перейти к четырехмодульной системе.

Среди позитивных тенденций можно выделить увеличение мобильности студентов. Если число студентов из стран СНГ и Балтии, обучающихся в Вышке, осталось на прежнем уровне (около 180), то число студентов из дальнего зарубежья выросло до 60 человек.

В Вышке продолжается увеличение профессорско-преподавательского состава, связанное с расширением направлений подготовки студентов. Особенно это заметно в Санкт-Петербургском филиале, где число преподавателей за два года выросло почти в полтора раза. Основную долю преподавателей составляют доценты (38%) и профессора (30%). А вот распределение профессорско-преподавательского состава по возрастным группам не является равномерным. Наибольшую долю в Москве составляют преподаватели в возрасте от 50 до 59 лет. Избегая слова «омоложение», Сергей Рощин призвал к осуществлению «более решительных мер по изменению возрастной структуры преподавателей».

В заключение проректор остановился и на самой «любимой» у студентов теме — отчислениях. Ситуация на этом фронте остается стабильной. Количество отчисленных студентов третий год подряд держится в пределах 8,5–9,5% общего состава, при этом 66% из них составляют студенты, обучавшиеся на коммерческих местах. Основными причинами отчислений в Москве остаются академическая неуспеваемость и перевод на другой факультет или в другой филиал Вышки.

Кроме того, Ученый совет принял ряд других решений, в том числе:

  • о создании Экспертного института ГУ-ВШЭ во главе с научным руководителем ГУ-ВШЭ Евгением Ясиным;
  • о создании кафедры энергетических и сырьевых рынков на факультете мировой экономики и мировой политики во главе с профессором Валерием Крюковым;
  • о создании Центра исследований социальной организации фирмы факультета менеджмента ГУ-ВШЭ во главе с профессором Азером Эфендиевым;
  • о создании Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ во главе с Еленой Омельченко;
  • об открытии специализированных советов ГУ-ВШЭ по защите докторских и кандидатских диссертаций по философским и юридическим наукам;
  • об утверждении положения о научно-методическом центре «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности»;
  • об утверждении состава Ученого совета факультета менеджмента ГУ-ВШЭ;
  • о выдвижении кандидатов на премию «Золотая Вышка».

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ открывает новые международные лаборатории

28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.

Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году

В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.

Ученый совет одобрил регламент оценки публикационной активности научных работников ВШЭ в 2013 году

В университете создан департамент иностранных языков

ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.

Ученый совет: последнее заседание учебного года

28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.

ВШЭ займется аттестацией научных сотрудников

31 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подведены итоги олимпиад, организованных ВШЭ в 2013 году, объявлено о начале аттестации научных сотрудников университета, приняты другие решения.

Ученый совет: апрельские решения

26 апреля состоялось очередное заседание Ученого совета ВШЭ. Члены совета поздравили с Днем Победы работающих в университете ветеранов войны. На заседании утверждена стоимость обучения в бакалавриате и магистратуре ВШЭ, положение о материальном стимулировании сотрудников вуза в сфере интеллектуальных прав, приняты другие решения.

Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы

1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.

«Мы должны уже в этом году пересмотреть формат аспирантуры ВШЭ»

25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.