• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В любых человеческих взаимодействиях я стараюсь показать студентам этические аспекты»

«В любых человеческих взаимодействиях я стараюсь показать студентам этические аспекты»

Выбирая лучших преподавателей Вышки, студенты имеют возможность выразить им свое признание и написать «письмо признательности». В адрес Александра Поддьякова, профессора кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ, в этом году пришло несколько таких посланий. В своем интервью он рассказал, о чем обязательно надо говорить студентам на лекциях, что такое альтернативный альтруизм и троянское обучение, и почему не надо запрещать детям разбирать будильники.

О том, что было до Вышки

Я учился в физмат классе в школе №91 тогда еще Академии педагогических наук СССР. В тот период там были собраны сильнейшие преподаватели, формировавшие у нас и логику мышления, и общее научное мировоззрение. (Собственно, во многом благодаря этому я сейчас член редакционного совета международного журнала «Mathematical thinking and learning» и сам провожу различные исследования мышления.) Затем, в 1985 году я закончил факультет психологии МГУ, в 1988 — аспирантуру и потом 15 лет проработал там же, защитив кандидатскую и докторскую диссертации.

О факультете психологии Вышки и учебных курсах

В Вышку я пришел в 2003 году, когда факультету психологии был всего год, и небольшому количеству преподавателей приходилось читать разные курсы. Сейчас я преподаю в основном специализированные дисциплины, связанные с педагогической психологией, психологией мышления и познавательных процессов, в том числе авторский курс «Психология исследовательского поведения и решения комплексных задач» на магистерской программе «Измерения в психологии и образовании». Также я веду научно-исследовательский семинар по общей психологии у бакалавров факультета психологии.

Меня всегда интересовало, как исследовательское поведение ребенка трансформируется потом в исследовательское поведение ученого и даже многотысячного коллектива — например, физиков и инженеров, которые проводят эксперименты на адронном коллайдере.

В каждом из этих курсов есть место вопросам исследовательского поведения, творчества, действия фундаментальных законов мира и этики. Эти сферы мне интересны, и обычно я одновременно веду несколько исследовательских проектов, часть содержания которых представляю на своих занятиях.

Об исследовательском поведении

Исследовательское поведение — это важная часть поведения любого живого существа, человека в особенности. Самый простой пример: ребенок видит новую игрушку и начинает вертеть, разбирать ее. (Кстати, удивительная Грейс Хоппер — выдающийся ученый в области программирования и контр-адмирал флота США — в детстве разобрала семь будильников, пока не вмешалась мама). Меня всегда интересовало, как исследовательское поведение ребенка трансформируется потом в исследовательское поведение ученого и даже многотысячного коллектива — например, физиков и инженеров, которые проводят эксперименты на адронном коллайдере.

Исследовательское поведение тесно связано с решением комплексных задач. Они содержат несколько или даже множество связанных друг с другом подзадач, ни одну из которых невозможно решить, не решая одновременно другие. Необходимо экспериментировать, чтобы понять скрытые множественные многофакторные зависимости.

О комплексных задачах

Основоположником изучения психологии решения комплексных задач в нашей стране был выдающийся ученый Борис Михайлович Теплов, за рубежом — немецкий психолог, специалист в области исследований мышления Дитрих Дернер. Еще в 1970-ые он создавал сложные сценарии (позднее — компьютерные моделирующие игры), в которых человек должен был управлять фабрикой, городом или государством. С большой вероятностью именно его разработки являются прототипами таких компьютерных игр как «Цивилизация».

В настоящее время простейшие комплексные задачи (если их так парадоксально можно назвать) включены в Международную программу по оценке образовательных достижений школьников (PISA). Я уже давно веду исследования в этой области когнитивной психологии и недавно был приглашен зарубежными коллегами отрецензировать международный исследовательский проект с большим коллективом участников — признание было приятно.

Из «письма признательности» Александру Поддьякову:
«Спасибо за мои отношения с дипломом — благодаря вам я смогла его полюбить и понять, что моя работа мне очень интересна».

Фундаментальные законы, о которых надо рассказывать студентам

Объясняя один из фундаментальных законов — нарастание сложности, я рассказываю студентам об алгоритмических неразрешимых задачах, теореме Геделя о неполноте. Их значение для психологии познания значительно шире, чем может показаться с математической точки зрения. Одно из следствий здесь — потенциально бесконечное развитие и усложнение мышления. Среди прочего, мы обсуждаем со студентами практический вопрос, волнующий сейчас все больше людей: «Удастся ли в ближайшем будущем кому-нибудь «скопировать содержание психики на флешку». Пока ответ на этот вопрос отрицательный, поскольку сложность психики растет быстрее роста возможностей ее точного копирования.

Об этике

Ирландский психолог Киаран Бенсон говорит, что важнейшей чертой человеческого «Я» является способность как к целенаправленной и осознанной работе по расширению и развитию человеческих миров, так и к их целенаправленному аморальному сужению и разрушению. Психология человека не может быть раскрыта вне данной способности. Как писал Лем: «Тот, кто занимается человеческим бытием, не может исключить из порядка этого бытия массовое человекоубийство, иначе он отрекается от своего призвания». Поэтому в любых человеческих взаимодействиях я стараюсь показать студентам этические аспекты, часто не очевидные.

О достижениях этого года

В этом году в Издательском доме Вышки вышла моя книга «Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей», где я объединил анализ всех вышеперечисленных, а также ряда других проблем когнитивной, социальной психологии и психологии личности в одном «створе». В работе я представляю новое исследовательское поле — компликологию, в рамках которой изучается процесс создания трудностей, их целей, особенностей осуществления, ответных реакций на них и способов их преодоления.

Из «письма признательности» Александру Поддьякову:
«Ваши занятия оказались полными живыми мыслями и новыми идеями, подпитанными умными и актуальными текстами, которые хотелось обсуждать дальше и глубже».

О новых понятиях и троянском обучении

Я ввел в качестве научного понятия термин «альтернативный альтруизм». Образно говоря, это человечность по отношению к одним людям за счет бесчеловечности по отношению к другим. Сюда входит, например, суицидальный альтруизм террористов-смертников, но им дело отнюдь не исчерпывается. Также я использую понятие «человеческого метакапитала» как суммы знаний и умений по управлению человеческим капиталом других людей в ходе их обучения и образования. Это не только позитивные, но и негативные образовательные стратегии типа троянского обучения («обучения со злым умыслом»), которое выгодно организатору обучения, но не обучаемому. Например, сотрудник банка может учить младшего коллегу, прикрепленному к нему для практики, так, чтобы того быстрее уволили — конкурент ему не нужен.

В Англии сейчас продолжается скандал, названный Trojan horse («Троянский конь»). В ряде школ Бирмингема попечительские советы с доминирующими по численности исламистами противодействовали преподаванию в этих школах светских дисциплин, обучению девочек на равных правах с мальчиками. Название «Троянский конь» было дано независимо от моего «троянского обучения», тем ценнее этот выход людей, занимающихся проблемами образования в другой стране и на другом материале, в то же понятийное поле.

О методах преподавания

Я часто даю студентам письменные задания, в которых прошу их описать и проанализировать ситуацию развертывания исследовательского поведения и решения комплексной задачи. Это может быть пример из кинофильма, книги или их собственной жизни.

Также предлагаю студентам на некоторое время стать исследователями нового — разных реальных устройств и компьютерных программ, которые необходимо обследовать, для того чтобы понять, как они работают. Это и игрушки-головоломки с аккордной клавиатурой, требующей нажима нескольких клавиш одновременно, которые я делаю своими руками со старших курсов университета, и механические модели, демонстрирующие, что принцип транзитивности (если А превосходит В, а В превосходит С, то А превосходит С) не является универсальным. Я предлагаю студентам набор из двойных шестерен, таких, что при соединении пары А-В быстрее вращается шестерня А, в паре В-С быстрее вращается В, а в паре А-С быстрее вращается С.

О процедуре оценивания

Я бы предпочел, чтобы функции преподавания и контроля были разведены — лекции читает один преподаватель, а экзамен и контрольные проводит другой. Ведь существует два типа оценивания, о противоречии между которыми пишет американский педагог и психолог Евгений Матусов. Первый — оценки, которые студент получает в процессе обучения. Они должны быть поддерживающими, давать учащимся обратную связь, показывать границы возможного, поощрять пробы, а значит, и ошибки. Второй — итоговые оценки, которые строятся по иному принципу: здесь уже ошибки наказываются. Странно, если я весь год был лояльный и поддерживающий, а в конце курса превращаюсь в жесткого, не прощающего ошибок контролера. Необходимость этого можно студентам объяснить, но разделение функций было бы лучше, да и объективности при таком подходе будет больше.

О научно-исследовательском семинаре (НИС)

В этом году я вел научно-исследовательский семинар у студентов 4 курса факультета психологии. Мы занимались с ними несколькими видами работ. Во-первых, трудились над их дипломами: каждый студент представлял свой проект в начале, середине и конце года. Во-вторых, разбирали интересные, с изюминкой, статьи из области методологии, общей психологии и смежных областей. В-третьих, я предлагал ребятам статьи, где были допущены ошибки, просчеты в эмпирическом исследовании, и их задача была найти эти «косяки». Наконец, четвертый вид взаимодействия — по сигналу SOS («Сколько ни думаю, у меня с выпускной работой не получается…»), который мог подать любой студент, группа подключалась и помогала найти новые стратегии и подходы к теме исследования.

Об учениках

Я веду занятия и у бакалавров, и у магистрантов. Удовольствие от чтения лекций младшим курсам в том, что ты им на очень многое в науке психологии открываешь глаза. Правда, здесь надо и объяснять все, включая то, что тебе кажется понятным. С магистрами все по-другому. С ними я испытываю радость от общения с молодыми профессионалами — понимающими и заинтересованными людьми, которые уже ведут собственные исследования, и это взаимодействие обоюдно продуктивно.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.