• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надо просто быть!»

Осень — это открытие нового театрального сезона, и совсем необязательно покупать дорогущие билеты на премьеры столичных театров-флагманов, можно сходить в Вышку и посмотреть, на что способен студенческий театр. В октябре здесь открылся уже 17-й сезон. Параллельно с открытием проходил набор в новую учебную группу Школы-студии актерского мастерства при театре. О том, как проходит набор, о репертуаре и новых спектаклях в перерывах между прослушиваниями рассказала художественный руководитель театра, актриса и режиссер Ирина Сиротинская.

«Жулик», или как сюда попасть

На цокольном этаже Мясницкой, 20 — экзаменационная лихорадка. Но сдают не экономику, не прикладную математику с социологией, а поступают в Школу-студию театра Высшей школы экономики. Отборочная комиссия состоит из актеров старшей основной труппы, которые уже прошли обучение актерскому мастерству в студенческом театре ВШЭ и постоянно играют в его постановках, — это и студенты старших курсов, и выпускники: например, Нильс Батюк играет в театре уже девять лет! Председатель комиссии и главный режиссер — Ирина Сиротинская.

Ирина Сиротинская

«Прослушивание состоит из трех туров, — рассказывает Ирина, — чтобы получить место в Школе-студии нашего театра, нужно постараться пройти два из них, третий — для тех, кто по итогам двух туров не прошел, но попал в резервный список. Очень многие приходят сюда просто потусоваться и не понимают, что театр — это всерьез и надолго. Поэтому халявщики быстро сами отсеиваются после начала занятий, и мы проводим третий тур среди “резервников”». Так что, несмотря на то, что театр студенческий, подход к его формированию самый что ни на есть профессиональный. Конкурс на место в учебной группе Школы-студии составляет почти три человека на место.

Итак, начался второй тур прослушивания, пришли те, кто успешно выступил на первом и не потерял надежды на свой будущий «Оскар». Ирина командует «Начали!» и из коридора гуськом заходит первая пятерка «соискателей». Ребята рассаживаются по стульям, раскованные и уверенные в себе. А дальше все, как на настоящих экзаменах театрального факультета. «Кто первый? Что у вас, басня или проза?» — спрашивает Ирина. «У меня песня!» — отвечает длинноволосая девушка Регина. Ирина на айфон фотографирует студентов, чтобы потом вспомнить каждого при обсуждении их выступлений. «А в какую позу мне встать?» — спрашивает, пытаясь позировать для фото, Регина. «Ни в какую — надо просто быть!» — отвечает Ирина.

Девушка запела песню на стихи Мусы Джалиля, которую перед припевом худрук оборвала, указав на старожила театра — молодого человека Геню: «Вот вам мальчик, он украл вашу курсовую работу. Ваша задача — забрать ее у него!» Геня, он же член комиссии, вживаясь в роль жулика, талантливо корчит рожи, никак не соглашаясь отдать то, что у него робко выпрашивала Регина, и затем с чувством победителя спора садится на свое место в зрительном зале. За этот вечер ему еще много раз придется примерить разные роли, причем всякий раз Ирина намеренно «изменяла» ему имя. То он Сережа, то Тимур, то Гермоген… Это такой «технический прием»: у каждого члена комиссии, которые играют в этюдах, должны меняться имена, впрочем, как и роли.

Джо Кокер, или как раздают места

«С чего начать? Я все могу!» Смех в зале. Девушка Алиса напоминает незадачливую героиню Ирины Муравьевой в фильме «Карнавал», которая по сюжету сдавала экзамены в театральный институт. Задание — излюбленный киношный сюжет: Алисе нужно было соблазнить симпатичного «Феоклиста», тоже члена комиссии. Включили классическое в таких случаях музыкальное сопровождение — «You can leave your hat on» Джо Кокера. Алиса проявила чудеса пластических возможностей своего тела, извиваясь змеей вокруг «ничего не понимающего» парня. Худрук вовремя прервала «безобразие», попросив рассказать стихи. После чего все услышали до боли знакомые строки: «Мой дядя самых честных правил...» Ирина не дала развиться онегинской теме: «Стоп, теперь этими словами унижайте нас и оскорбляйте, наорите на нас, в конце концов!.. А потом этими же словами признайтесь в любви тому парню из зала». Вот такие испытания приготовила худрук всего лишь для одного студента. Она объясняет это тем, что иногда сразу, с первых минут выступления, понятно — человека надо брать в театр, но чаще приходится давать несколько заданий для более полного раскрытия возможностей.

После того, как каждая пятерка студентов отыгрывает свои вступительные задания и покидает зал, начинаются дебаты по поводу зачисления в учебную группу. Слышатся реплики членов комиссии: «эта девочка слишком капризная, лучше ее записать в дополнительный список», «этого мальчика надо отправить не в театр, а в кружок «Художественное слово»», «Ирина Вячеславовна, только не берите всех!» Окруженная ребятами, Ирина Сиротинская с взъерошенными волосами, не выдержав, повышает голос: «Так, никто на меня не давит! Говорим по очереди!» И так после каждой пятерки студентов.

«Атас!», или что нового

В следующих заходах в изобилии были представлены басни Крылова, стихи поэтов XX века, «Винни Пух» Алана Милна и даже басня «Грибы» Сергея Михалкова. Многих поразила удивительно нежно исполненная сцена знакомства девушки и парня на автобусной остановке (парня играл все то же Геня). А особенно «выдающимся» и зажигательным было выступление девушки, которая спела песню совсем не нынешнего студенческого поколения «Атас, веселей рабочий класс!» от группы «Любэ», чем порядочно рассмешила худрука. Почти все крыловские басни потребовали серьезной импровизации, например, «Кошку и соловей» нужно было исполнить, как будто это фантастическая история, а «Квартет» — как будто зрители не понимают русский язык. Однажды было задание исполнить басню так, как если бы студентка, ее читавшая, изрядно наклюкалась алкоголем. Так что попасть в студенческий театр — не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд.

Важная особенность театра Вышки — в него могут поступить и студенты других вузов. Не у каждого вуза есть свой театр, поэтому в дни прослушиваний здесь собирается настоящий студенческий клуб по интересам, приходят ребята из разных учебных заведений. Каждому студенту не из Вышки задают вопрос, почему выбор пал именно на театр ВШЭ. Самая популярная причина: театр Высшей школы экономики известен и дает серьезную подготовку, многие узнают о нем от друзей-актеров.

Сезон-2014/2015

Почти каждые выходные (расписание на страничке ВКонтакте) можно прийти на цокольный этаж Мясницкой, 20 и посмотреть один из шести постоянных спектаклей: «Майская ночь, или утопленница» и «Страшная месть» (Н. Гоголь), «Восемь женщин» (Р. Тома, Ф. Озон), «Играем в дружную семью, или гарнир по-французски» (М. Камолетти), «Белые ночи» (Ф. Достоевский), «Пигмалион» (Б. Шоу).

В этом сезоне театр покажет две новых постановки — «С любимыми не расставайтесь» и спектакль для детей «Теремок». Премьера «Теремка» состоится 25 октября (как попасть на спектакль, можно узнать, пройдя по ссылке).

Мария Кулькова, специально для новостной службы портала ВШЭ