• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человек, выбирающий будущее

10 января свой день рождения отмечает директор Форсайт-центра, ординарный профессор ВШЭ Александр Соколов.

Попытки научно обосновать перспективы экономического развития отдельных стран и всего человечества предпринимались давно — вспомним хотя бы теорию Томаса Мальтуса или относительно недавние прогнозы экспертов Римского клуба. Такие исследования нередко были алармистскими, если не апокалиптическими, рисуя перед человечеством незавидное и неизбежное будущее. Однако в современной науке есть особое направление прогностических исследований — форсайт, исходящий из того, что «будущих» много и они вовсе не предопределены, а в каком будущем мы окажемся, зависит от наших сегодняшних действий. Этой работой по «инсценировке» будущего и расчета способов его достижения, больше десяти лет занимается в Вышке Александр Соколов.

Само понятие «форсайт» для прогнозирования научно-технологического развития было введено в научный оборот относительно недавно — в 1987 году. Пионерами принято считать британских профессоров Ирвина и Мартина. Но своему появлению и внедрению в научную практику в России форсайт во многом обязан Александру Соколову. При его непосредственном участии ВШЭ стала ведущей в России организацией, занимающейся форсайтом. В 2006 году в структуре Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ был основан Международный образовательный Форсайт-центр, партнерами которого являются ведущие европейские исследователи. Кроме того, Вышка стала выпускать первый в России специализированный журнал по форсайту.

Методология форсайта, разработанная Александром Соколовым и его коллегами, нашла применение при подготовке Долгосрочного прогноза научно-технологического развития РФ до 2030 года. Форсайт-центр ВШЭ работает и с частным бизнесом. «Если несколько лет назад заказ форсайта представителями бизнеса был экзотикой, то сейчас это распространенная практика, — говорит Александр Соколов. — К нам обращаются не только российские, но и зарубежные компании, которые хотят оценить перспективы развития отрасли, разработать «дорожную карту» по отдельной продуктовой группе или целой линейке продуктов, оценить возможные угрозы и будущие «окна» возможностей, сформировать стратегическую программу исследований и многое другое».

Чтобы сделать правильный форсайт, нужно собрать вместе людей, от которых зависит принятие решений, и ключевых экспертов в данной области. Но эта работа не терпит суеты. Например, крупные национальные форсайты реализуются за год-два, а иногда и дольше, а число экспертов, привлеченных к прогнозированию, может достигать нескольких тысяч человек. Зато и результаты оказываются под стать. Не случайно в одной из своих публицистических статей, посвященных форсайту, Александр Соколов заметил, что современные исследователи могут «говорить о будущем полнее и разнообразнее, чем когда-либо».

Поздравляем!