• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Душа — это латентный фактор»

В Вышке прошел вечер «Мы помним», посвященный памяти Александра Олеговича Крыштановского. В феврале 2015 года ему исполнилось бы 60 лет. Встреча и открытие аудитории его имени в новом здании факультета социальных наук на Мясницкой, 11 стала выражением памяти и благодарности человеку, который создавал факультет социологии ВШЭ и стал его первым деканом.

Александр Крыштановский
Александр Крыштановский
До Высшей школы экономики в карьере Крыштановского была работа в Институте социологии АН СССР над формированием Всесоюзного банка социологических данных (за эту работу он получил серебряную медаль ВДНХ СССР) и в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке), где он с коллегами создал на тот момент один из самых продвинутых социологических факультетов.

В Вышке Александр Олегович начал работать 1996 году, став первым деканом основанного им факультета социологии, а в 1999 года — заведующим кафедры методов сбора и анализа социологической информации. К сотрудничеству с ней он привлек ведущих практиков в области социологических и маркетинговых исследований из Института маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь, ФОМ, Левада-Центра, ВЦИОМ. Под его руководством факультет стал одним из ведущих в России центров подготовки специалистов по социологии, способных конкурировать на мировом рынке. Все шесть лет, которые Крыштановский руководил факультетом, он преподавал — читал авторские курсы, связаные с анализом социологических данных, среди них «Анализ социологических данных», «Современные методы анализа социологических данных», «Методы анализа временной динамики социальных явлений», «Анализ временных рядов», «Методы выборочных исследований в социологии». Сегодня значительная часть молодых исследователей и преподавателей департамента социологии ВШЭ — это выпускники Александра Олеговича.

Открывая памятный вечер, руководитель департамента социологии Александр Чепуренко сказал: «Десять лет — срок не малый, особенно для Вышки, в которой все очень быстро меняется, но в своей основе то, что создал Александр Олегович, осталось неизменным — у нас по-прежнему уделяют особое внимание методам анализа данных и созданию базовых кафедр, и здесь по-прежнему работают люди, которых он когда-то привел. Изменилось только одно — появились студенты, которые знают Крыштановского только по его учебникам, но никогда не видели. И сегодня у тех из них, кто пришел, есть шанс узнать о том, каким он был, от его коллег, друзей, учеников и учителей».

У Александра Олеговича было потрясающее чувство юмора, которое он никогда не стеснялся использовать ни на Ученом совете, ни в студенческой аудитории

Студенты называли Крыштановского «Крыша». Крыша — самый строгий преподаватель факультета, как сказал о нем профессор департамента социологии Вадим Радаев, «штатный преподаватель — убийца». Именно по его курсу больше всего студентов отчислялось. При этом именно Крыштановский в течение нескольких лет уже после ухода из жизни в 2005 году выбирался выпускниками в качестве лучшего преподавателя. По словам его учеников — а их было много на вечере (Марк Шафир, Александр Земсков, Елена Бердышева, Григорий Юдин и другие) — Александр Олегович умел ставить их перед вызовом, предлагал им сложные задачи, учил не бояться анализа данных, который поначалу кажется каким-то черным ящиком. Как сказал старший преподаватель кафедры экономической социологии Григорий Юдин: «Александр Олегович был из тех людей, кто форматировал ваш мозг. Именно от него я услышал фразу, которую, пожалуй, стоило бы сделать девизом факультета: «Здесь вас никто не будет образовывать, образоваться надо самим — спокойно и решительно делать свое дело».

Об умении Крыштановского рассказывать самые сложные вещи просто и доступно говорили все выступающие. И не только выпускники, но и его коллеги — многим из них в свое время, когда слово SPSS большинству социологов казалось чем-то магическим и непостижимым, он прочитал специальные курсы по анализу социологических данных. Заведующая кафедры методов сбора и анализа социологической информации Ирина Козина напомнила об одной особенности его преподавательского стиля: «Александр никогда не устанавливал дистанции между собой как профессионалом и теми, кого он учил, и благодаря его таланту и обаянию для меня, тогда «чистого гуманитария», SPPS не стал трагедией».

Коллеги Александра Олеговича по Институту социологии АН СССР (а некоторые из них — впоследствии и по Вышке) Нина Растегаева, Гульсина Татарова, Юлиана Толстова вспоминали, как они работали в то время, когда электронная вычислительная машина (ЕС — 1036) занимала практически весь этаж института, а персональные компьютеры только начали появляться. Базовое математическое образование позволило Крыштановскому (он закончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения) стать одним из первых, кто начал размышлять об использовании компьютерных программ и инструментов для анализа социологических данных. И в итоге он стал одним из самых авторитетных специалистов страны в методах обработки социологических данных. Но Александр Олегович не только в совершенстве ими владел, но и лучше других знал, зачем эти методы нужны и как их можно применять на практике. Вместе с Александром Демидовым он принимал участие в создании Института маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь и вел там одно из основных направлений работы — обработку и анализ данных. По его инициативе в Вышке на факультете социологии (сейчас — департамент социологии) появилась базовая кафедра прикладных социологических исследований ГФК-Русь. Он был блестящий управленец, знавший, как навести мосты меду академическим миром и миром работодателей.

Многие говорили о том, насколько непосредственным и убедительным он мог быть, приглашая людей работать в Вышке, а также каким восторженным адептом университета он был. Как-то он ночь напролет рассказывал студенту другого вуза (случайному попутчику в поезде) про Вышку. Заместитель декана факультета социальных наук Кирилл Сорвин назвал его рыцарем Высшей школы экономики, идеологию которой он был готов отстаивать с азартом и вдохновением.

У Александра Олеговича было потрясающее чувство юмора, которое он никогда не стеснялся использовать ни на Ученом совете, ни в студенческой аудитории. Практически на каждом курсе были энтузиасты, которые собирали его афоризмы. Старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации Асхат Кутлалиев, которого также в свое время в Вышку привел Крыштановский, процитировал несколько из них:

общефилософское: «Есть два пути решения: один простой, другой — умный»

студенческое: «Несмотря на идиотизм и тривиальность этого ответа мы сильно продвинулись».

деканское: «Не только счастье зависит от зарплаты, но и наоборот, зачем платить зарплату вечно несчастному? Я и не плачу».

сугубо профессиональное: «Душа — это латентный фактор».

А еще на встрече вспоминали прекрасного повара Крыштановского, умеющего готовить неповторимые блюда (хотя после автомобильной аварии он не чувствовал запахов и вкуса), человека, доброго и щедрого как на разговор, так и на угощение.

Вам также может быть интересно:

Какими бывают современные родители

Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.

Учитель должен помнить, что самое важное в его работе не предмет, а школьник

В конце минувшего года преподаватель социологии в Лицее НИУ ВШЭ, замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин стал лауреатом «Золотой Вышки» в новой номинации «Успех учителя». Новостная служба ВШЭ поговорила с ним о том, каким должен быть учитель, зачем изучать социологию, об отличии современных детей от детей 90-х годов, а также о том, что не так в современной школе.

«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?

В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Роналд Инглхарт: «Очень хорошее будущее вполне вероятно»

Политолог и социолог Рональд Инглхарт — один из главных специалистов по счастью в мире. Ведущий исследователь в проекте World Values Survey, он больше 20 лет изучает, как меняются ценности и убеждения людей в разных странах. В 2010 году Инглхарт выиграл мегагрант Минобрнауки РФ и уже пятый год руководит Лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ. В рамках международной конференции ЛССИ 16-20 ноября профессор Инглхарт выступит с открытой лекцией, а до этого, 13-14 ноября, возглавит встречу экспертов Ассоциации WVS, президентом которой он является. Накануне конференции издание «Кот Шредингера» поговорило с учёным о генетическом компоненте счастья и колоссальной разнице в его понимании в разных странах.

ВШЭ стала ближе к армянским студентам

С 13 по 18 сентября в Армении прошла международная осенняя школа «Социология как профессия», организованная ВШЭ совместно с Ереванским государственным университетом и Российским центром науки и культуры в Ереване. Это первое подобное мероприятие, которое Вышка провела для иностранных студентов в ближнем зарубежье.

«Журнал вбирает в себя соки широкого интеллектуального сообщества»

В журнале международной ассоциации гуманитариев The Bridge-Most вышло интервью с членами редколлегии журнала Высшей школы экономики «Социологическое обозрение». Публикуем фрагменты этого интервью.

Как зарождается социальный порядок

Каким образом публичные шествия могут стать источником новых форм социальных солидарностей? Что такое социальный порядок и как он возникает на микроуровне, например, в повседневных разговорах? На эти и другие вопросы пытаются дать ответы авторы свежего номера академического рецензируемого журнала ВШЭ «Социологическое обозрение» (Том 14, № 1).

Нашу идентичность конструируют те, кому мы доверяем

Как человек осознает свою принадлежность к какой-либо группе (общностям) и кто конструирует идентичность этих групп? Этому была посвящена открытая лекция младшего научного сотрудника факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольги Зевелевой. Лекция прошла в Сахаровском центре в рамках проекта «Университет, открытый городу».

Фотографии рассказали исследователям о социокультурном «торнадо» в Сочи

В Культурном центре ЗИЛ продолжаются лекции молодых ученых Вышки в рамках проекта «Университет, открытый городу». О возможностях визуальной социологии и многолетнем исследовательском проекте, посвященном олимпийскому Сочи, рассказала старший преподаватель факультета социальных наук Ксения Лазебная.