• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Душа — это латентный фактор»

В Вышке прошел вечер «Мы помним», посвященный памяти Александра Олеговича Крыштановского. В феврале 2015 года ему исполнилось бы 60 лет. Встреча и открытие аудитории его имени в новом здании факультета социальных наук на Мясницкой, 11 стала выражением памяти и благодарности человеку, который создавал факультет социологии ВШЭ и стал его первым деканом.

Александр Крыштановский
Александр Крыштановский
До Высшей школы экономики в карьере Крыштановского была работа в Институте социологии АН СССР над формированием Всесоюзного банка социологических данных (за эту работу он получил серебряную медаль ВДНХ СССР) и в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке), где он с коллегами создал на тот момент один из самых продвинутых социологических факультетов.

В Вышке Александр Олегович начал работать 1996 году, став первым деканом основанного им факультета социологии, а в 1999 года — заведующим кафедры методов сбора и анализа социологической информации. К сотрудничеству с ней он привлек ведущих практиков в области социологических и маркетинговых исследований из Института маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь, ФОМ, Левада-Центра, ВЦИОМ. Под его руководством факультет стал одним из ведущих в России центров подготовки специалистов по социологии, способных конкурировать на мировом рынке. Все шесть лет, которые Крыштановский руководил факультетом, он преподавал — читал авторские курсы, связаные с анализом социологических данных, среди них «Анализ социологических данных», «Современные методы анализа социологических данных», «Методы анализа временной динамики социальных явлений», «Анализ временных рядов», «Методы выборочных исследований в социологии». Сегодня значительная часть молодых исследователей и преподавателей департамента социологии ВШЭ — это выпускники Александра Олеговича.

Открывая памятный вечер, руководитель департамента социологии Александр Чепуренко сказал: «Десять лет — срок не малый, особенно для Вышки, в которой все очень быстро меняется, но в своей основе то, что создал Александр Олегович, осталось неизменным — у нас по-прежнему уделяют особое внимание методам анализа данных и созданию базовых кафедр, и здесь по-прежнему работают люди, которых он когда-то привел. Изменилось только одно — появились студенты, которые знают Крыштановского только по его учебникам, но никогда не видели. И сегодня у тех из них, кто пришел, есть шанс узнать о том, каким он был, от его коллег, друзей, учеников и учителей».

У Александра Олеговича было потрясающее чувство юмора, которое он никогда не стеснялся использовать ни на Ученом совете, ни в студенческой аудитории

Студенты называли Крыштановского «Крыша». Крыша — самый строгий преподаватель факультета, как сказал о нем профессор департамента социологии Вадим Радаев, «штатный преподаватель — убийца». Именно по его курсу больше всего студентов отчислялось. При этом именно Крыштановский в течение нескольких лет уже после ухода из жизни в 2005 году выбирался выпускниками в качестве лучшего преподавателя. По словам его учеников — а их было много на вечере (Марк Шафир, Александр Земсков, Елена Бердышева, Григорий Юдин и другие) — Александр Олегович умел ставить их перед вызовом, предлагал им сложные задачи, учил не бояться анализа данных, который поначалу кажется каким-то черным ящиком. Как сказал старший преподаватель кафедры экономической социологии Григорий Юдин: «Александр Олегович был из тех людей, кто форматировал ваш мозг. Именно от него я услышал фразу, которую, пожалуй, стоило бы сделать девизом факультета: «Здесь вас никто не будет образовывать, образоваться надо самим — спокойно и решительно делать свое дело».

Об умении Крыштановского рассказывать самые сложные вещи просто и доступно говорили все выступающие. И не только выпускники, но и его коллеги — многим из них в свое время, когда слово SPSS большинству социологов казалось чем-то магическим и непостижимым, он прочитал специальные курсы по анализу социологических данных. Заведующая кафедры методов сбора и анализа социологической информации Ирина Козина напомнила об одной особенности его преподавательского стиля: «Александр никогда не устанавливал дистанции между собой как профессионалом и теми, кого он учил, и благодаря его таланту и обаянию для меня, тогда «чистого гуманитария», SPPS не стал трагедией».

Коллеги Александра Олеговича по Институту социологии АН СССР (а некоторые из них — впоследствии и по Вышке) Нина Растегаева, Гульсина Татарова, Юлиана Толстова вспоминали, как они работали в то время, когда электронная вычислительная машина (ЕС — 1036) занимала практически весь этаж института, а персональные компьютеры только начали появляться. Базовое математическое образование позволило Крыштановскому (он закончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения) стать одним из первых, кто начал размышлять об использовании компьютерных программ и инструментов для анализа социологических данных. И в итоге он стал одним из самых авторитетных специалистов страны в методах обработки социологических данных. Но Александр Олегович не только в совершенстве ими владел, но и лучше других знал, зачем эти методы нужны и как их можно применять на практике. Вместе с Александром Демидовым он принимал участие в создании Института маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь и вел там одно из основных направлений работы — обработку и анализ данных. По его инициативе в Вышке на факультете социологии (сейчас — департамент социологии) появилась базовая кафедра прикладных социологических исследований ГФК-Русь. Он был блестящий управленец, знавший, как навести мосты меду академическим миром и миром работодателей.

Многие говорили о том, насколько непосредственным и убедительным он мог быть, приглашая людей работать в Вышке, а также каким восторженным адептом университета он был. Как-то он ночь напролет рассказывал студенту другого вуза (случайному попутчику в поезде) про Вышку. Заместитель декана факультета социальных наук Кирилл Сорвин назвал его рыцарем Высшей школы экономики, идеологию которой он был готов отстаивать с азартом и вдохновением.

У Александра Олеговича было потрясающее чувство юмора, которое он никогда не стеснялся использовать ни на Ученом совете, ни в студенческой аудитории. Практически на каждом курсе были энтузиасты, которые собирали его афоризмы. Старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации Асхат Кутлалиев, которого также в свое время в Вышку привел Крыштановский, процитировал несколько из них:

общефилософское: «Есть два пути решения: один простой, другой — умный»

студенческое: «Несмотря на идиотизм и тривиальность этого ответа мы сильно продвинулись».

деканское: «Не только счастье зависит от зарплаты, но и наоборот, зачем платить зарплату вечно несчастному? Я и не плачу».

сугубо профессиональное: «Душа — это латентный фактор».

А еще на встрече вспоминали прекрасного повара Крыштановского, умеющего готовить неповторимые блюда (хотя после автомобильной аварии он не чувствовал запахов и вкуса), человека, доброго и щедрого как на разговор, так и на угощение.

Вам также может быть интересно:

Работа на миллион

Что такое массовые профессии и есть ли у них будущее.

Раннее алкогольное созревание

Подростки, которые планируют получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердил опрос более 1000 российских школьников, проведенный в рамках совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и Нью-Йоркского Университета.

Патриархат в Европе

Как меняются гендерные установки мигрантов из мусульманских стран.

Лишний вес наступает

Почему люди все чаще умирают от ожирения и что предлагают ученые.

Какими бывают современные родители

Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.

Учитель должен помнить, что самое важное в его работе не предмет, а школьник

В конце минувшего года преподаватель социологии в Лицее НИУ ВШЭ, замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин стал лауреатом «Золотой Вышки» в новой номинации «Успех учителя». Новостная служба ВШЭ поговорила с ним о том, каким должен быть учитель, зачем изучать социологию, об отличии современных детей от детей 90-х годов, а также о том, что не так в современной школе.

«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?

В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Роналд Инглхарт: «Очень хорошее будущее вполне вероятно»

Политолог и социолог Рональд Инглхарт — один из главных специалистов по счастью в мире. Ведущий исследователь в проекте World Values Survey, он больше 20 лет изучает, как меняются ценности и убеждения людей в разных странах. В 2010 году Инглхарт выиграл мегагрант Минобрнауки РФ и уже пятый год руководит Лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ. В рамках международной конференции ЛССИ 16-20 ноября профессор Инглхарт выступит с открытой лекцией, а до этого, 13-14 ноября, возглавит встречу экспертов Ассоциации WVS, президентом которой он является. Накануне конференции издание «Кот Шредингера» поговорило с учёным о генетическом компоненте счастья и колоссальной разнице в его понимании в разных странах.

ВШЭ стала ближе к армянским студентам

С 13 по 18 сентября в Армении прошла международная осенняя школа «Социология как профессия», организованная ВШЭ совместно с Ереванским государственным университетом и Российским центром науки и культуры в Ереване. Это первое подобное мероприятие, которое Вышка провела для иностранных студентов в ближнем зарубежье.