• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не мешать студенту пользоваться своим умом». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 2

До конца этой недели в Вышке продолжаются выборы лучших преподавателей. Новостная служба ВШЭ попросила тех, кто побеждал в этом конкурсе четыре года подряд, рассказать о правилах, которых они придерживаются в своей работе. Продолжаем публиковать ответы победителей.

Михаил Краснов
заведующий кафедрой конституционного и административного права факультета права

  1. Видеть в человеке, находящемся в данный момент в некотором зависимом состоянии или уже тем более в более «низком» социальном статусе, личность, имеющую достоинство.
  2. Поскольку моя гордыня ужасно велика, постольку мне очень неприятно, когда меня не слушают. На лекциях я стараюсь давать материал так, чтобы это было интересно вчерашним школьникам (лекции по конституционному праву на 1-м курсе факультета права). В «Записных книжках» И. Ильфа есть выражение: «Докладчик вкрадчивым голосом плёл общеизвестное». Вот моя оппозиция.
  3. Я очень радуюсь, когда студенты меня о чем-то спрашивают, а то и поправляют, потому что (опять же гордыня) начинаешь чувствовать себя нужным.

 

Игорь Данилевский
академический руководитель магистерской программы «Информационные ресурсы исторической науки»

Таких правил, как мне представляется, три, и они просты. Надо:

  1. Знать и любить свой предмет.
  2. Знать и любить своих студентов.
  3. Сделать все, чтобы студенты поняли, почему этот предмет интересен.

 

Илья Прахов
старший преподаватель департамента прикладной экономики, факультет экономических наук

Правило 1. Играть по правилам.

Я преподаю институциональную экономику. Одно из центральных понятий курса — институт, т.е. «правило игры» в обществе и механизмы его соблюдения. Это определение я применяю и к предмету, который веду. В начале курса объявляются «правила игры»: какие темы будут пройдены, каковы требования к студентам, как сделать хороший доклад и написать исследовательскую работу. Это помогает студентам лучше понять, что от них требуется, дисциплинирует их. Кроме того, это дисциплинирует и преподавателя. В результате мы вместе учимся играть по правилам.

Правило 2. Слушать студентов.

Каждое мнение должно быть выслушано, даже если студент ошибается. Я считаю, что нельзя просто сказать студенту «ты неправ». Наоборот, вокруг этого можно выстроить обсуждение, выяснить, почему студент думает именно так, каковы его логика и доводы, а потом поправить студента, посмотреть на проблему с другой стороны. Это нужно для того, чтобы студенты не боялись высказывать свои мысли.

Правило 3. Приводить примеры.

Существует мнение о том, что экономика — это теоретическая дисциплина, которая имеет слабое отношение к реальности. Студенты тоже могут думать, что модели с формулами и графиками имеют смысл только в аудитории. Для того чтобы студенты понимали, для чего нужна та или иная модель, как ее можно применить на практике, необходимо приводить примеры, которые делают предмет более понятным. И наоборот, определенные ситуации из жизни, логику поведения индивидов можно объяснить на теоретическом уровне. Это необходимо для того, чтобы у студента сложилось понимание, что теоретические модели и реальная практика взаимосвязаны. Мне нравится, когда студенты используют подходы, которые мы рассматриваем в рамках курса, в своих дальнейших работах.

 

Александр Архангельский
академический руководитель магистерской программы «Мультимедийная журналистика»

  1. Общение со студентами должно доставлять преподавателю удовольствие.
  2. Преподаватель должен уметь — и любить — учиться у студентов.
  3. Преподаватель не должен со студентами заигрывать.

 

Булат Назмутдинов
доцент кафедры теории и истории права факультета права

  1. Быть принципиальным: приходить на занятия подготовленным, оценивать справедливо тех, кто готовится и кто — нет.
  2. Говорить о главном: не быть мелочным, слишком придирчивым, но и не давать себя заболтать, следить за чужой мыслью.
  3. Уважать студентов: не разговаривать по телефону во время занятий, не «тыкать», не хвалиться.
  4. Шутить (может быть, даже мрачно), быть ироничным по отношению к себе и другим.

 

Ольга Рогинская
академический руководитель образовательной программы «Культурология»

Правило первое — постоянное обновление. Несмотря на то, что содержание программы учебной дисциплины — относительно константная величина, содержание лекций и семинаров не может просто воспроизводиться из года в год, это всегда новая «точка сборки» — с учетом обновления студенческой аудитории, постоянно меняющегося контекста (научного, политического, культурного), твоего собственного профессионального и личностного роста, а также анализа того, что содержательно и методически получилось и не (совсем) получилось в текущем году.

Правило второе — уважение к студентам как сочетание доверия (изначально исходить из представления о заведомо мотивированной и интеллектуально амбициозной студенческой аудитории), требовательности (без популяризации и дешевых эффектов) и внимания к текущему моменту (готовность к изменениям первоначальных планов, если это представляется целесообразным и насущным).

Правило третье — адекватность самооценки. Студент свободен в своей любви или нелюбви (равнодушии) к твоему предмету и твоим преподавательским авторским изобретениям, у него есть право быть другим по отношению к условной модели «идеального» («удобного») лично для тебя студента.

 

Софья Данько
доцент школы философии

Должна признаться, никакими готовыми правилами я не руководствуюсь. Я ничего не делаю «специально», ни в работе, ни в жизни. Студенты мне интересны и как будущие профессионалы, и как личности. И они меня многому учат, это точно. Хорошо, если и мне иногда удается быть чем-то полезной.

 

Виктор Горбатов
старший преподаватель школы философии

  1. Не мешать студенту пользоваться своим умом.
  2. Уметь объяснять сложные вещи просто, но корректно
  3. Не бояться признавать свои ошибки или свое незнание.

 

«Быть честным. Быть сложным. Иметь чувство юмора». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 1

«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3

Вам также может быть интересно:

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

Подведены итоги конкурса лучших преподавателей НИУ ВШЭ

Студенты и выпускники московской и питерской Вышки определили лучших преподавателей вуза. О результатах голосования рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3

6 июня — последний день голосования за лучших преподавателей Высшей школы экономики. А сегодня новостная служба ВШЭ публикует заключительную часть правил, которых придерживаются в своей работе те, кто уже становился лауреатом этого конкурса четыре раза подряд — то есть каждый год.

«Быть честным. Быть сложным. Иметь чувство юмора». Правила лучших преподавателей ВШЭ

В Вышке идут выборы лучших преподавателей — их определяют сами студенты. Конкурс проходит уже в пятый раз. При этом многие преподаватели становились его победителями четыре года подряд. Новостная служба ВШЭ спросила у четырежды лауреатов, какими правилами они руководствуются в своей работе. Сегодня мы публикуем первую часть ответов.

71%

преподавателей НИУ ВШЭ чувствуют, что их работа важна для деятельности университета.